КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа человеческих отношений
Административная или классическая школа менеджмента. Школа научного менеджмента. Минск 2006 Для подготовки к экзаменам Учебное пособие ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Избирательные комиссии
И збирательные комиссии – полномочные коллегиальные органы, организующие подготовку и проведение выборов.
(для студентов экономических специальностей)
Учебное пособие разработано в соответствии с базовой программой БГЭУ "Основы менеджмента", 1999г.
Автор: к.э.н., доцент Коротков А.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры управленческих дисциплин ИПП. Протокол № 7 от " 23 " февраля 2006 г.
Рекомендованы к изданию научно-методическим Советом ИПП. Протокол № 5 от " 27 " февраля 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в курс.
Научная школа сформировалась и получила широкую известность под названием «научный менеджмент». Появление школы научного, управления связано с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). В своих трудах «Управление цехом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «тейлоризм». Он развил научные идеи в пяти основных направлениях: 1 — создание научного фундамента по замене старых, практических методов работы; 2 — отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и их профобучение; 3 — стимулирование труда за конечный продукт; 4 — сотрудничество администрации с рабочими; 5 — равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Практическая заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методические основы нормирования труда (хронометраж), инструктивные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации. Наиболее близким учеником Тейлора был Генри Л. Ганнт (1861—1919), занимавшийся разработкой методики премиальной оплаты труда рабочих, составлявшего карто-схемы для производственного планирования, которые получили название графики Ганнта, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. Работы Ганнта «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916),«Организация труда» (1919) характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы «демократии на производстве» и мечтал о гуманизации науки управления в будущем. Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878— 1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Результаты своих изысканий Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений». Использование его исследований позволило обеспечить на производстве трехкратное повышение производительности труда. Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом. Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять научное управление не только в США, но и в других странах. В СССР идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики. А. А. Богданов (1873—1920) вошел в историю как естествоиспытатель, философ, экономист. В своих трудах «Тектология. Всеобщая организационная наука», «Очерки всеобщей организационной науки», «Организационная наука и хозяйственная планомерность», «Организационные принципы социальной техники и экономики» и др. обосновывает и развивает концепцию организационного управления. Он считал, что все виды управления о природе, технике и обществе имеют общие черты, и предложил основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей); экономике (организация людей); в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения. А. К. Гостев (1882—1941) и его сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, заложили основы комплексного подхода к теории управления, разработали концепцию трудовых установок, которая воплотила основы кибернетики, инженерной психологии, эргоэкономики и др. Основными элементами этой концепции были теория трудовых движений, организация рабочего места и управленческих процессов, методика рационального производственного обучения. О. А. Ерманский (1866—1941) развил теорию рационального управления, сформулировал принцип физиологического оптиума, в основе которого был положен критерий рациональности выполнения любой работы как отношение полезной работы к затратам используемой энергии. Идеи и концепции, разработанные школой научного управления, получили дальнейшее развитие представителями административной школы управления
Главным направлением исследований административной школы была разработка универсальных принципов управления по созданию эффективной работы организации в целом и велась в основном по проблемам рационализации производства и проблемам управления. В этот период выделяют работы Гаррингтона Эмерсона (1853—1931), Анри Файоля (1841—1925), Линдола Урвика (1891—1983), Макса Вебера (1864—1920), Генри Форда (1863— 1947). В СССР в 20-е годы также развернулась исследовательская работа в областях научной организации труда и управления. Большой вклад в развитие отечественной науки управления внесли Алексей Константинович Гостев (1882—1941) и Платон Михайлович Керженцев (1881—1940). Г. Эмерсон поставил и обосновал необходимость и целесообразность применения комплексного, системного подхода к решению сложных производственных проблем. Заслугой Эмерсона послужило и то, что он дополнил линейный принцип построения организации штабным и полагал, что штабной принцип применим не только к военным организациям, но и ко всем типам организаций. В своем главном труде «Двенадцать принципов производительности» (1911) Эмерсон сформулировал 12 принципов управления, которые не потеряли значения и по сей день: · Точно поставленные идеалы и цели как исходный пункт управления. · Здравый смысл, предполагающий признание отдельных ошибок и поиск их причин. · Компетентная консультация и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций. · Дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку. · Справедливое отношение к персоналу. · Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. · Диспетчирование, обеспечивающее оперативное управление деятельностью коллектива. · Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов. · Нормализация условий труда. · Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени · Наличие письменных стандартных инструкций, обеспечивающее четкое закрепление всех правил выполнения работ. · Вознаграждение за производительность. Возникновение административной школы управления связано главным образом с именем Анри Файоля, считающимся отцом научного менеджмента. В своем труде «Общее и промышленное управление» (1916) он разработал общий подход к анализу деятельности организации и сформулировал 14 принципов административной деятельности. · Разделение труда т. е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно как к техническим работам, так и к управленческой деятельности. · Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия — это право отдавать указания, а ответственность — награды или кары по результатам деятельности. · Дисциплина — это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, выполнение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками. · Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать приказания относительно какого-либо действия только один начальник. · Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть лишь вследствие смешанных функций и нечеткого разграничения их между подразделениями. · Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации вплоть до интересов государства в целом. · Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям. · Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако степень централизации варьируется в зависимости от производственных условий и разрешается наилучшим конечным результатом. · Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь — это цепь подчиненных от верхних эталонов иерархии вплоть до ее низших звеньев. · Порядок. Содержание порядка говорит о том, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте. · Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. · Постоянство состава персонала. Излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления. · Инициатива. Инициатива — это разработка плана действий и приложение силы к его успешному выполнению. · Единство персонала, или корпоративный дух. Гармония между членами персонала составляет огромную силу организации. Файоль считал, что предложенные им принципы являются универсальными, однако они должны носить гибкий характер, могут изменяться в зависимости от возникшей ситуации. Он отводил большую роль личности администратора, от которого весьма существенно зависело процветание организации. Процесс администрирования он разделил на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: это — планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль. На основе проведенных им исследований было сформулировано понятие организационной структуры, взаимосвязь ее элементов по выполнению основных функций управления. Л. Урвик развил основные идеи Файоля, сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Он разработал также основные принципы формирования организации: соответствие людей структуре, создание специального и «генерального»штаба, сопоставимость прав и ответственности, диапазон контроля, специализация, определенность. М. Вебер свой основной труд «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящает анализу проблем лидерства и бюрократической структуре власти. В зависимости от характера руководителя он выделяет три типа организаций: 1 тип. — Харизматический (харизма (греч.) — милость, благодать, божественный дар), возможен при условии, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. 2 тип. — Традиционный — как бы переносится из харизматического в условиях естественной замены лидера, и работники по привычке подчиняются руководителю, заменившего преж него лидера. 3 тип. — Идеальный (бюрократический), основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Считается, что предпосылкой возникновения школы человеческих отношений стали наработки немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863—1916), который в работе «Психология и промышленная эффективность сформулировал основные принципы по отбору людей на руководящие должности. Экспериментальным путем он создал множество психологических тестов по выявлению у людей способностей к профессии, должностям, совместному труду. Большой интерес к проблемам психологических аспектов менеджмента в небольших группах проявила американка Мэри Паркет Фоллет (1868—1933). В своей работе «Новое государство» (1920) она обращает внимание на важность изучения сферы человеческих отношений, выдвигает идею гармонии труда и капитала на базе правильной мотивации труда и учета интересов участников производственного процесса. Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мейо (1880—1949). Работая руководителем отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, он провел на предприятиях фирмы «Вестник Электрик М» (Чикаго) ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские эксперименты». Обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. По утверждению Мейо мотивом эффективной работы становится обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения между работниками. Искусство общения с людьми должно стать главным критерием отбора руководителей. Школа человеческих отношений явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как социальную систему, основы концепции которой сводятся к следующему: - работники коллектива мотивируются в основном социальными потребностями; - в результате внедрения научно-технических новшеств и Рационализации процесса труда работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение работник ищет в социальных отношениях; - работники более отзывчивы к специальному влиянию групп равных им людей, чем к контролю со стороны руководителя; + особое значение имеют неформальные лидеры для достижения целей группы, поведение которого воспринимается как наиболее реальное решение поставленных задач.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |