Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды управленческих полномочий




Сущность, содержание и принципы построения системы управления.

 

Система управления представляет собой часть социально-эко­номической системы и предполагает только те психологические, социальные, экономические, этические и др. связи, которые характеризуют отношения управления и возникают при осуществлении функций и полномочий управления. Как и любая) система, она характеризуется составом звеньев и связями устанавливающимися между этими звеньями. Таким образом, система управления представляет иерархии связей и звеньев, осуществляющих процессы управления, которые непосредственно связаны со всеми связями социально экономической системы.

Систему управления формируют в совокупности такие фак­торы как цель управления, функции, полномочия, объект, ин формация, техника управления.

Построение дерева целей позволяет определить необходимость для каждой из целевых установок специализированного звена по достижении результатов с учетом особенностей объекта уп­равления, его назначением и структурой.

Важным фактором формирования системы управления яв­ляются функции управления. Состав функций менеджмента в содержании управленческой деятельности определяются как пла­нирование, организация, мотивация, контроль, координация, регулирование, сущность и содержание которых будут рассмотре­ны в последующих главах.

В системе управления выделяют и другой состав функций исходя из критериев и классификаций. При этом очень важно определить функции, их комбинации, совмещения, выделение их в отдельные звенья, согласовав их с деревом целей, исходя из специфики потребностей объекта управления.

Полномочия определяются как передача права на принятие решений и ответственности за их осуществление. Важным мо­ментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену. При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана с информацией и используемыми в управлении техническими средствами.

Звено определяется как организационно обособленная единица системы управления по выполнению специальных функций, таких как отдел, служба, подразделение, лаборатория и т.д. В зависимости от сочетания полномочий и функций управления различают следующие звенья: линейное звено управления, при котором объем полномочий равен объему выполняем функций; функциональное звено — объем полномочий значительно меньше объема выполняемых функций; линейно-функциональное звено характеризуется ограничением объема полномочий частью объема функций.

Структурно система управления состоит из управляющей управляемой подсистем, в единстве образующих субъект управления, а также механизм их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, процедур, ламентирующих порядок осуществления управленческих действий к объекту управления.

Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой -ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В литературе механизм управления определяется как совокупность мотивов деятельности активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.

 

 

Каждая организация, подразделение или отдельная должность входящие в состав структуры управления, обладают опре­деленными видами работ. Люди, выполняющие их, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий.

Полномочия представляют собой организационно закреп­ленное за должностным лицом, или коллективом ограничен­ное право и ответственность использовать ресурсы организа­ции, самостоятельно принимать решения, отдавать распоря­жения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

Передача полномочий яв­ляется основным процессом, посредством которых управленцы устанавливают формальные взаимоотношения работников в коллективе.

В практике хозяйствования распределение полномочий в орга­низации основывается на единоначалии, при котором сох­раняется за руководством вся полнота власти, и делегированием полномочий, т. е. передачу задач и прав лицу, которое прини­мает на себя ответственность за их выполнение. При этом важно осознать, что делегирование реализуется только в случае при­нятия полномочий, но ответственность, как обязательство вы­полнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное Разрешение, не может быть делегирована.

Основные факторы, определяющие масштабы распре­деления полномочий по уровням управления:

1. Сложность, важность и разнообразие решаемых задач.

2. Уровень специализации труда и ритмичность произ­водственных процессов.

Во многом пределы полномочий опреде­ляются развитой системой коммутации, личными особенностя­ми руководителей, морально-психологическим климатом в кол­лективе, сочетанием стратегии и тактики управления.

Внутри организации пределы полномочий определяются пра­вилами, должностными инструкциями, изложенными в письмен­ном виде, но отдельные полномочия могут передаваться и в устной форме.

Хотя полномочия и власть взаимосвязаны, однако они имеют и принципиальные различия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности пра­во использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на возникшую ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать.

Делегирование полномочий в организации требует коорди­нации деятельности отдельных звеньев управления, как направ­ляющих действий в одно русло и обеспечивающих достижения и единства целей. При делегировании полномочий в управленче­ском процессе должна соблюдаться координация вышестоящего звена управления и субординация низших звеньев, в основу которых положен принцип служебного подчинения низшего звена высшему.

При этом используются линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах, на базе которых формируются схемы управления.

1. Линейные полномочия передаются руководителем вышес­тоящего звена к нижележащему и далее по цепочке к другим подчиненным.

2. Аппаратные (штабные) полномочия помогают руководителям использовать специалистов без нарушения принципа еди­ноначалия, согласно которому работник получает задание от одно­го начальника и отвечает перед ним, для консультационного или обслуживающего характера.

Основными видами штабных полномочий выступают рекомендательные, контрольно-отчетные, координационные, согла­сительные.

2.1. К оординационные полномочия сводится к выдаче при необходимости советов нуждающимся в них руководителям или исполнителям для принятия оптимальных решений при выходе из возникшей ситуации.

2.2. Контрольно-отчетные полномочия представляют возможность проводить проверку деятельности руководителей и исполни­телей, осуществлять анализ результатов и направлять его соот­ветствующим инстанциям.

2.3. Координационные полномочия представляют возможность лицам или звеньям, которые наделяются ими, от имени высшего руководства согласовывать направления деятельности субъектов организации для достижения конечных целей.

2.4. Согласительные полномочия сводятся к представлению возможности высказывать в пределах представленной ему ком­петенции отношение к принимаемых решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.