КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и виды управленческих полномочий
Сущность, содержание и принципы построения системы управления.
Система управления представляет собой часть социально-экономической системы и предполагает только те психологические, социальные, экономические, этические и др. связи, которые характеризуют отношения управления и возникают при осуществлении функций и полномочий управления. Как и любая) система, она характеризуется составом звеньев и связями устанавливающимися между этими звеньями. Таким образом, система управления представляет иерархии связей и звеньев, осуществляющих процессы управления, которые непосредственно связаны со всеми связями социально экономической системы. Систему управления формируют в совокупности такие факторы как цель управления, функции, полномочия, объект, ин формация, техника управления. Построение дерева целей позволяет определить необходимость для каждой из целевых установок специализированного звена по достижении результатов с учетом особенностей объекта управления, его назначением и структурой. Важным фактором формирования системы управления являются функции управления. Состав функций менеджмента в содержании управленческой деятельности определяются как планирование, организация, мотивация, контроль, координация, регулирование, сущность и содержание которых будут рассмотрены в последующих главах. В системе управления выделяют и другой состав функций исходя из критериев и классификаций. При этом очень важно определить функции, их комбинации, совмещения, выделение их в отдельные звенья, согласовав их с деревом целей, исходя из специфики потребностей объекта управления. Полномочия определяются как передача права на принятие решений и ответственности за их осуществление. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену. При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана с информацией и используемыми в управлении техническими средствами. Звено определяется как организационно обособленная единица системы управления по выполнению специальных функций, таких как отдел, служба, подразделение, лаборатория и т.д. В зависимости от сочетания полномочий и функций управления различают следующие звенья: линейное звено управления, при котором объем полномочий равен объему выполняем функций; функциональное звено — объем полномочий значительно меньше объема выполняемых функций; линейно-функциональное звено характеризуется ограничением объема полномочий частью объема функций. Структурно система управления состоит из управляющей управляемой подсистем, в единстве образующих субъект управления, а также механизм их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, процедур, ламентирующих порядок осуществления управленческих действий к объекту управления. Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой -ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В литературе механизм управления определяется как совокупность мотивов деятельности активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.
Каждая организация, подразделение или отдельная должность входящие в состав структуры управления, обладают определенными видами работ. Люди, выполняющие их, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий. Полномочия представляют собой организационно закрепленное за должностным лицом, или коллективом ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации. Передача полномочий является основным процессом, посредством которых управленцы устанавливают формальные взаимоотношения работников в коллективе. В практике хозяйствования распределение полномочий в организации основывается на единоначалии, при котором сохраняется за руководством вся полнота власти, и делегированием полномочий, т. е. передачу задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При этом важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, но ответственность, как обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное Разрешение, не может быть делегирована. Основные факторы, определяющие масштабы распределения полномочий по уровням управления: 1. Сложность, важность и разнообразие решаемых задач. 2. Уровень специализации труда и ритмичность производственных процессов. Во многом пределы полномочий определяются развитой системой коммутации, личными особенностями руководителей, морально-психологическим климатом в коллективе, сочетанием стратегии и тактики управления. Внутри организации пределы полномочий определяются правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, но отдельные полномочия могут передаваться и в устной форме. Хотя полномочия и власть взаимосвязаны, однако они имеют и принципиальные различия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на возникшую ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Делегирование полномочий в организации требует координации деятельности отдельных звеньев управления, как направляющих действий в одно русло и обеспечивающих достижения и единства целей. При делегировании полномочий в управленческом процессе должна соблюдаться координация вышестоящего звена управления и субординация низших звеньев, в основу которых положен принцип служебного подчинения низшего звена высшему. При этом используются линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах, на базе которых формируются схемы управления. 1. Линейные полномочия передаются руководителем вышестоящего звена к нижележащему и далее по цепочке к другим подчиненным. 2. Аппаратные (штабные) полномочия помогают руководителям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия, согласно которому работник получает задание от одного начальника и отвечает перед ним, для консультационного или обслуживающего характера. Основными видами штабных полномочий выступают рекомендательные, контрольно-отчетные, координационные, согласительные. 2.1. К оординационные полномочия сводится к выдаче при необходимости советов нуждающимся в них руководителям или исполнителям для принятия оптимальных решений при выходе из возникшей ситуации. 2.2. Контрольно-отчетные полномочия представляют возможность проводить проверку деятельности руководителей и исполнителей, осуществлять анализ результатов и направлять его соответствующим инстанциям. 2.3. Координационные полномочия представляют возможность лицам или звеньям, которые наделяются ими, от имени высшего руководства согласовывать направления деятельности субъектов организации для достижения конечных целей. 2.4. Согласительные полномочия сводятся к представлению возможности высказывать в пределах представленной ему компетенции отношение к принимаемых решений.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |