Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды целей

 

Система управления — это прежде всего целенаправленная система действий, имеющая иерархическое строение и организо­вана для достижения целей организации. Различие между целями предопределяет их классификацию.

По источникам цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели ставит официальное руководство, формируются ожиданиями потен­циальных партнеров, потребителей продукции, учитываются потребности социальной общности, в рамках которой организа­ция функционирует. Внутренние цели — цели самого коллек­тива предопределяют удовлетворение потребностей его членов. Между этими двумя целями прослеживается детерминация, так как реализация внешней цели является средством дости­жения внутренней, т.е. удовлетворения собственных потреб­ностей.

По комплексности цели разделяют на простые и сложные, которые в свою очередь трансформируются на подцели.

По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели фокусируют решение перс­пективных задач, качественно меняющих ценности организа­ции, например, занятие лидирующего положения в своем про­филе деятельности.

Тактические цели направлены на решение отдельных этапов стратегических, например, проведение модернизации отдельных видов оборудования. Они призваны решать цели годового плана (оперативные) и текущего задания (операционные).

По сроку действия цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). В краткосрочных целях конкретизируются необходимые действия, и они являются проводниками на пути реализации долгосрочных.

По содержанию цели подразделяют на технологические, эко­номические, производственные, административные, маркетин­говые, социальные.

К технологическим целям можно отнести процессы автома­тизации, оснащение интеллектуальной техникой рабочего места руководителя, техническое перевооружение существующих и новое строительство производственных мощностей. Под эконо­мическими целями может выступать сохранение и поддержание на необходимом уровне всех финансовых ресурсов. Производст­венные цели могут выражаться в достижении уровня произво­дительности труда при производстве всех (или отдельных) видов продукции.

Административные цели могут определять критические Области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение намеченных результатов, надежно­го взаимодействия между сотрудниками, надлежащей их дис­циплины.

Маркетинговые цели связывают с определением потребно­сти населения и производства в продукции и услугах предприя­тия, завоеванием сегментов рынков сбыта, поддержанием и за­воеванием лидерства в ценах и пр.

Научно-технические цели связывают с разработкой и внед­рением новых видов и совершенствованием выпускаемых образ­цов продукции, завоеванием лидерства по вводу на рынок новых видов, используя для этих целей определенный процент при­были.

Социальные цели ориентируются на установление благо­приятных условий труда, жизни и отдыха работников, повыше­ние их профессионального уровня и т. п.

С точки зрения приоритетности выделяют необходимые це­ли, реализация которых пропорционально сказывается на ре­зультатах деятельности; желательные, осуществление кото­рых позволят в определенной степени получить гарантии; возе цели, которые в данный период по существу ничего не меняют.

По форме выражения бывают цели, характеризуемые коли­чественными показателями, например, объем производства в руб­лях, тоннах, штуках; описываемые качественно — улучшение морально-психологического климата в коллективе.

С точки зрения уровней различают общие и специфические цели. Общие цели формируются на основе общего представле­ния, философии, т.е. миссии организации, отражают важней­шие направления деятельности всего коллектива и могут быть интегральными и функциональными.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразде­лении и определяют основные направления его деятельности исходя из установок общих целей.

Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и стра­тегического развития. Представленный здесь один из возмож­ных вариантов классификации целей, позволяет конкретизиро­вать задачу целеполагания и использовать механизм наполне­ния одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее — краткосрочная. При до­стижении последней с учетом появившихся изменений разраба­тывается другая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная.

В результате формируется упорядоченная и сбалансирован­ная система целей и механизм ее постоянного обновления. На практике в качестве механизма используют построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей.

При построении дерева целей руководствуются следующими правилами:

· общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

· при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

· при формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, не описывая способов их получения;

· подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;

· фундамент дерева должен составлять задачи, предостав­ляющие собой формулировку работ, которые могут быть выпол­нены определенным образом и в конкретные сроки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие миссии и цели организации | Требования к системе целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.