Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Организационное обеспечение деятельности судов и органов юстиции

 

Одно из основных направлений правоохранительной деятельности — организационное обеспечение деятельности судов. Правосудие не осуществляется само по себе, ему надо создать соответствующие условия, необходимые для функционирования судов.

Нормальная деятельность и функционирование судебной системы и судебной власти требуют создания особых условий, помогающих и облегчающих судам выполнять свою ответственную функцию — вершить правосудие.

В комплексе многообразных проблем особое место занимают вопросы организационного обеспечения деятельности судов, которое возложено, согласно Закону (ст. 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь») и Положению о Министерстве юстиции, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 708 от 25 ноября 1992 года, на министерство и его органы на местах (см. СП СМ РБ, 1992, №33).

В соответствии с Положением в круг обязанностей министерства входит:

- работа по систематизации и кодификации действующего законодательства, подготовка новых законопроектов;

- методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве;

- руководство нотариатом и общее руководство адвокатурой и Белинюрколлегией;

- методическое руководство и координация работы по пропаганде правовых знаний среди населения и правовому воспитанию;

- организация и руководство судебно-экспертными учреждениями и органами загса;

- осуществление международных связей по правовым вопросам.

Однако главной и важнейшей задачей Министерства юстиции является организационное обеспечение деятельности Верховного, областных (Минского городского) и военных судов, которое выполняют непосредственно министерство, а районных (городских) судов — отделы юстиции исполкомов областных и Минского городского Советов.

На Высший Хозяйственный Суд закон возлагает обязанности по организационному обеспечению и материально-техническому обслуживанию хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, а также судов городов и районов.

«Указанные органы, — говорит ст. 15, — разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов Республики Беларусь:

- осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи;

- повышение квалификации судей и работников судов;

- организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений;

- разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

- осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством».

Иными словами, организационное обеспечение деятельности судов включает в себя комплекс самых разнообразных вопросов, в том числе разработку предложений по организации судов, включая такие моменты, как их дислокация, структура, штаты, система оплаты труда и т.д., подбор кандидатур на судейские должности, организация отчетов судей перед населением, трудовыми коллективами, проверка организации работы судов и заслушивание по этим вопросам их отчетов, изучение и распространение положительного опыта работы (исключительно по вопросам организации их деятельности, а не по практике отправления правосудия и разрешению конкретных дел), проработка и решение вопросов финансирования и ресурсного, материально-технического обеспечения судов (начиная со строительства, ремонта и оснащения зданий судов и заканчивая обеспечением их канцелярскими принадлежностями и техникой).

Кроме того, в целях повышения качества правосудия и судебного надзора Министерство юстиции изучает и обобщает судебную практику, координируя эту важную работу с Верховным судом и издавая периодически для судов обзоры судебной практики, а также информационно-правовой журнал «Бюллетень информационно-правовой информации», в котором публикуются не только законы, подзаконные акты, но и нормативные акты министерств и ведомств (что является важным практическим подспорьем для работников органов юстиции и правовых служб, обслуживающих народное хозяйство). Эти мероприятия призваны укреплять законность в деятельности судов и обеспечивать единообразие судебной практики. Министерство ведет судебную статистику, используя ее данные для улучшения качества рассмотрения судами гражданских и уголовных дел, административного производства, исполнения судебных решений, выявления намечающихся в судебной практике тенденций и подготовки на этой основе предложений по совершенствованию законодательства.

Серьезные задачи возложены законом на Министерство юстиции по руководству и контролю за исполнением решений судов по гражданским искам, а также приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Министерство организует и проводит научные исследования в целях разработки эффективных мер борьбы с преступностью и укреплению законности и правопорядка, разрабатывает профилактические мероприятия по предотвращению правонарушений (для чего при министерстве создан специальный институт — НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы), организует работу по подготовке и повышению квалификации судей и работников аппарата судов.

Приказы, инструкции и указания министерства по вопросам организации работы в судах обязательны для исполнения всеми судами. Но при этом следует помнить, что судебный надзор не входит в функции министерства. Это исключительно прерогатива вышестоящих судов в отношении нижестоящих. Иными словами, организационное обеспечение деятельности судов Министерство юстиции и его органы на метах осуществляют в строгом соответствии и на основе безусловного и неукоснительного соблюдения принципа разделения властей, независимости, самостоятельности и неподконтрольности судебной власти и подчинения судей только закону.

В прошлом отношения исполнительной и судебной власти складывались по-разному. Но государство всегда уделяло пристальное внимание организационному обеспечению деятельности судов.

В Российской империи Министерство юстиции было создано в 1802 году манифестом императора Александра I «Об учреждении министерств» как правительственный орган судебного управления и общего надзора за деятельностью судебных учреждений. Примечательно, что на пост первого министра юстиции России был назначен известный русский поэт Гаврила Романович Державин. Впоследствии эту должность занимали такие видные государственные деятели и юристы, как СМ. Зарудный и Н. В. Муравьев.

Согласно реформе (Судебным Уставам) 1864 года, функция судебного управления была передана «судебным местам» — кассационным департаментам Сената. Министру юстиции принадлежал общий надзор за судами и должностными лицами судебного ведомства. Одновременно он являлся главой прокуратуры (генерал-прокурором), по должности осуществлял прокурорские обязанности в Верховном уголовном суде, имел право вносить в Сенат через обер-прокуроров предложения по различным вопросам законодательства и управления.

В советский период органы юстиции действовали «с переменным успехом»; упразднялись и вновь создавались. Уже в первом правительстве, которое возглавлял В. И. Ленин, функционировал Народный комиссариат юстиции (НКЮ РСФСР). Со временем он стал выполнять основную работу по организационному руководству (тогда это называлось так) судами и судебному управлению. Согласно Положениям о Наркомюсте от 1917 — 1920 гг., на него возлагалась задача организации судов и революционных трибуналов, органов следствия, обвинения, защиты и руководство этими органами.

Четкие указания по улучшению руководства судами были даны в Наказе по вопросам хозяйственной работы, принятом в 1921 году Всероссийским съездом Советов. По этому наказу от наркомата требовалось, чтобы народные суды республики обеспечили соблюдение законов, воспитывали массы рабочих и крестьян в духе самостоятельного и быстрого надзора за законностью, чтобы нарсуды обратили больше внимания на судебное преследование бюрократизма, волокиты, хозяйственной нераспорядительности.

Большую работу проводил Наркомюст во главе с Д. И. Курским по подготовке и развитию нового советского законодательства. При его личном участии в 1922 году была осуществлена судебная реформа, образована прокуратура на принципах, изложенных в известном письме Ленина «О "двойном подчинении" и законности». Тогда же губернские отделы и уездные бюро юстиции по судебному ускорению были переданы губернским судам, а по надзору за законностью — прокуратуре.

С целью выполнения работы по судебному управлению в составе губернских (позднее краевых и областных) судов были образованы организационно-инструкторские отделы. В уездах по организационному руководству судами учреждалась должность уполномоченного губернского суда, обязанности которого возлагались обычно на одного из народных судей уезда.

По новому положению о НКЮ от 1923 г. функции судебного управления Наркомата были сужены, поскольку на него возлагалось руководство всеми прокурорскими органами республики.

Таким образом, в пределах РСФСР организационное руководство губернскими судами осуществляли НКЮ и Верховный суд. В отношении народных судов все судебное управление сосредоточили губернские суды, с ликвидацией которых в 1928 году организационное руководство народными судами было возложено на краевые, областные суды.

В других республиках, в том числе и в Белоруссии, организация и компетенция НКЮ были, в основном, аналогичными.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. 5 января 1919 года, вскоре после образования БССР, проводниками организационно-административных мероприятий наркома юстиции на местах являлись совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. на него возлагались такие задачи, как организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры и других учреждений юстиции; надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах лишения свободы.

Параллельно с Наркоматом юстиции функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды.

В 1936 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован Наркомат юстиции Союза ССР как орган судебного управления в

пределах всей страны. Верховный Суд СССР был освобожден от этой функции.

Этим же постановлением прокурорско-следственные органы союзных республик выделялись из наркоматов юстиции и передавались в ведение Прокуратуры Союза ССР, образованной в 1933 году.

Следовательно, с 1936 года Наркомат юстиции СССР и наркоматы юстиции союзных республик стали заниматься организационным руководством судами как непосредственно, так и через краевые, областные управления юстиции, которые были созданы в 1939 году в целях освобождения краевых и областных судов от функций судебного управления. Таким образом, произошло, наконец, разграничение функций суда, прокуратуры и наркоматов юстиции.

Эксперименты, однако, продолжались. Дальнейшие изменения были связаны с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года, которым были образованы в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов президиумы с возложением на них надзорных функций. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1956 г. были упразднены управления Минюста при краевых и областных исполкомах Советов. Судебное управление народными судами перешло вновь к вышестоящим судам.

Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при правительстве республики. Помимо прочего, она осуществляла руководство адвокатурой, органами загса и институтом судебной экспертизы. Это, конечно, было проявлением волюнтаризма, которым страдал руководитель страны Н. С. Хрущев. Такая система судебного управления была явно надуманной и, как вскоре выяснилось, нежизненной. Она привела к перегрузке судов и судебных органов несвойственной им работой, отвлекала их от основной обязанности — вершить правосудие. После смещения Н. С. Хрущева Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1970 года были воссозданы министерства юстиции СССР и союзных республик.

Обретение республикой независимости и усилия по созданию правового государства потребовали существенных изменений судоустройства, что и предусматривает Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь (см.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16): «Очевидное и серьезное отставание судебной системы от нарастающих в современных условиях требований к ней ставит, прежде всего, проблему кадрового обеспечения». Эта важнейшая функция Министерства юстиции, согласно

Концепции, должна быть реализована путем решения следующих вопросов:

- подготовка и обоснование предложений об оптимальной штатной численности судейского корпуса, а также технических работников и вспомогательного персонала;

- подбор совместно с вышестоящими судами кандидатов на судейские должности для рекомендации их органам судебного самоуправления;

- прогнозирование необходимой численности обучающихся в системе высшего и среднего образования для пополнения кадров судов и органов юстиции, служб и структур правового обслуживания народного хозяйства и местных Советов;

- участие в разработке программ обучения и в приеме экзаменов в высших и средних специальных заведениях по юридическим специальностям;

- переподготовка и повышение квалификации судебных работников;

- ведение статистического и персонального учета сведений о судейских кадрах.

Концепция предусматривает также сохранение за органами Министерства юстиции на ближайший обозримый период централизованного материально-технического обеспечения судов по нормам, разработанным с учетом научных рекомендаций и практического опыта. На Министерство юстиции будет возложена также обязанность организации информационного обеспечения судов, прежде всего, законодательными и другими нормативными актами и материалами, необходимыми для осуществления правосудия. Одновременно признано необходимым передать органам юстиции все полномочия по организации исполнения судебных решений, образовав для этих Целей судебную милицию (судебных приставов), что уже частично реализовано. Структуры министерства будут работать и с другими исполнительными документами, осуществлять надзор за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также обеспечивать охрану судов, судебных работников и участников процесса во время его проведения, создавать оптимальные условия для деятельности судов.

Таким образом, функция организационного обеспечения деятельности судов сохранится за Министерством юстиции и его органами на местах и в будущем. Практическая и последовательная реализация намеченных Концепцией мер по дальнейшему совершенствованию деятельности министерства и расширению его полномочий в этой области позволит полностью освободить суды от несвойственных им функций и целиком сосредоточиться на решении своих непосредственных задач -осуществлении правосудия и судебного надзора, что, в свою очередь, должно привести к дальнейшему улучшению качества их работы и, в конечном счете, послужит делу укрепления законности, торжества права и справедливости в нашем обществе и государстве.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Правовой статус судьи | Тема 6. Судебная система. Ее звенья и инстанции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.