Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Правовой статус судьи




 

Правовой статус судьи (как и всякого другого должностного лица) — это его положение, место и роль в жизни общества, закрепленные в законе. До последнего времени у нас не было закона, определяющего правовой статус судьи. Правда, были законы бывшего Союза ССР, УПК и ГПК Республики Беларусь, другие законодательные акты, в какой-то мере дававшие возможность хотя бы в общих чертах составить представление о статусе судей (см., например, ст. 8, 9, 10, 11 УПК Республики Беларусь). Ясность в этот вопрос внесла, прежде всего, Конституция Республики Беларусь (ст. 110 и 111), где закреплены основные, фундаментальные положения этого понятия. Они получили развитие в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», который во многом совпадает с российским законом (1992 г.). Здесь достаточно точно и полно раскрывается роль и место судьи в государстве и в обществе, его социальный и правовой статус.

Об этом говорит специальный раздел этого Закона «Статус судей», посвященный правовому регулированию положения судей в Республике Беларусь как носителей судебной власти. Ст. 59 названного Закона гласит: «Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется судьями, а в предусмотренных законом случаях — с участием присяжных заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия в установленном законом порядке». И далее: «Судьями являются лица, наделенные в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия». Ст. 69 дополняет это понятие, указывая на то, что «судьи всех судов Республики Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законами Республики Беларусь». Это положение имеет принципиальное значение. Единство статуса судей выражается в том, что все судьи, независимо от того, в состав какого суда они входят, обладают одинаковым правовым положением, независимо от занимаемой должности и своих судебных функций. Особенности статуса некоторых категорий судей (хозяйственного суда, военных судов и др.) должны определяться законами республики.

Единство статуса судей проявляется в единстве требований, которые предъявляются к судьям. Они очень серьезны и высоки не только в профессиональном, но и в моральном плане. Статья 61, которая так и называется «Требования, предъявляемые к судьям», гласит: «При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми.

При исполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи»... таким образом, судья должен не только неукоснительно соблюдать закон, проявлять компетентность и профессионализм, но и заботиться о безупречной нравственной репутации. К этому же призывает судью и введенная законом присяга, которую согласно ст. 66 он приносит в официальной обстановке:

«Торжественно присягаю добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

К сожалению, в прежние годы нравственные критерии явно занижались, что отрицательно сказывалось не только на статусе и авторитете суда и судебной власти, но и на самой судебной деятельности. Действовавшие ранее законы о судебной организации устанавливали, прямо скажем, минимальные требования к кандидатам на занятие судейских должностей.

К примеру, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве и редакции Закона 1980 года (ст. 31) предусматривали лишь два условия: гражданство СССР и возрастной ценз (не моложе 25 лет). Требования несколько повысились с принятием новых Основ в 1980 году, но и они были недостаточны.

Поэтому Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь признала необходимым повысить требования к кандидатам в судьи, что и нашло законодательное воплощение и оформление в законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Согласно ст. 62, судьей может быть гражданин Республики Беларусь, который достиг возраста 25 лет, имеет высшее юридическое образование, не совершил порочащих его поступков, имеет стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошел в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдал квалификационный экзамен.

Кроме того, судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда Республики Беларусь — не менее пяти лет. Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть назначен гражданин Республики Беларусь, достигший 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков (правда, как нам представляется, в данном случае несколько занижен возрастной ценз).

Ознакомление с международным опытом и современной юридической доктриной, получившими отражение в документах VII Конгресса ООН (1985), позволяет считать, что мировая юстиция к числу наиболее важных признаков правового положения судьи относит следующие: единство статуса; независимость судебной власти; неприкосновенность; несменяемость; политическую нейтральность и надлежащее материальное и социальное обеспечение.

Наш Закон о судоустройстве последовательно реализует эти требования. Так, в ст. 63 читаем: «Судья всех судов несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его личного согласия, его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим законом».

В ст. 72 находим подробный перечень причин отстранения судей от должности:

- умышленное нарушение ими законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с их высоким званием, но не иначе, как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении них;

- по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

- в связи с избранием или назначением на другую должность либо переводом на другую работу с их согласия;

- по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (или лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судей бессрочно;

- по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи.

Другими основаниями для освобождения судей служат: подача заявления о сложении с себя полномочий по собственному желанию и утрата гражданства Республики Беларусь. Причем в любом из названных случаев решение об освобождении судьи от исполнения обязанностей принимается только избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (судов). Сам порядок лишения судей полномочий и освобождения их от занимаемой должности не произвольный. Он устанавливается и определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь.

Это же касается привлечения судей к дисциплинарной ответственности. На этот счет имеется особый порядок, определяемый Положением о дисциплинарной ответственности судей, которое утверждается Парламентом Республики Беларусь.

Особого внимания заслуживают гарантии, предусмотренные ст. 64 «Недопустимость вмешательства в деятельность судей». Она гласит: «Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Средства массовой информации, — говорится далее в этой статье, — не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным способом воздействовать на суд или судью.

Судья не должен давать каких-либо толкований по существу дел, рассмотренных или находящихся в производстве, а также передавать их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случае и порядке, предусмотренном процессуальным законом».

Реальному обеспечению независимости судьи и судебной власти вообще служит введенная в Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» ст. 65, гарантирующая неприкосновенность судей: «Судьи являются неприкосновенными. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им». И далее: «Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, который его избрал либо назначил, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении». Закон предельно конкретен в процессуальных вопросах: «Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления».

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

«Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении него следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголовным делам. В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или дачи согласия на заключение под стражу, одновременно принимается решение о приостановлении его полномочий».

И еще одна гарантия: «Уголовные дела в отношении судей, — говорит ст. 64, — подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь».

Принципы самостоятельности и независимости, равно как и неприкосновенности судей, их высокого статуса, существенно подкрепляются и усиливаются положением Закона (ст. 75) о том, что «за судьей, вышедшим в отставку, сохраняются права и гарантии, предусмотренные этим законом».

Необходимо отметить, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей республики и не могут быть никем отменены или урезаны.

Таким образом, существующие нормы права, и в особенности закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», свидетельствуют о том, что наш законодатель предъявляет к судьям высокие требования как в профессиональном, деловом, так и морально-этическом, нравственном, чисто человеческом отношениях. И это понятно: ведь судья решает судьбы людей. Ему нельзя быть некомпетентным, черствым, он не может расслабляться и тем более распускаться. Он не имеет права на ошибку (хотя, как человек, и не застрахован от этого), на проявление каких-либо симпатий и антипатий к подсудимому, истцу, ответчику и другим участникам процесса. Он должен быть всегда объективным, беспристрастным и в высшей степени справедливым, глубоким знатоком своего дела, профессионалом, постоянно оттачивающим свое мастерство, как того требует Кодекс чести судьи Республики Беларусь, принятый Первым съездом Республики Беларусь (5 декабря 1997 г.).

Серьезным и важным стимулом профессионального роста судей является установленный Законом порядок их квалификационной аттестации и присвоения им квалификационных классов (первый, второй, третий, четвертый, пятый, высший).

Судьям районных (городских) судов присваиваются, как правило, со второго по пятый квалификационные классы. Их присваивают исполкомы областных Советов депутатов по совместному представлению начальников отделов юстиции и председателей областных судов. Областным судьям и судьям Верховного, Белорусского военного и Высшего Хозяйственного судов эти классы присваивались раньше Президиумом Верховного Совета, теперь — Президентом Республики Беларусь. Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливается доплата к должностному окладу.

Судьи, получившие тот или иной квалификационный класс, состоят в них пожизненно. Лишение квалификационного класса может иметь место лишь в случае нарушения законности или совершения судьей порочащего поступка, а также в силу состоявшегося по делу обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В целях улучшения качественного состава судейского корпуса введена специальная процедура — квалификационная аттестация. Она проводится в установленные сроки квалификационными коллегиями судей по совместному представлению Министра юстиции или начальников областных (Минского городского) отделов юстиции и председателей соответствующих судов. Аттестация может быть проведена и досрочно для присвоения более высокого класса. Лица, не имеющие квалификационного класса и впервые избранные (назначенные) судьями, проходят аттестацию в течение первых шести месяцев работы.

Квалификационная коллегия вправе принять одно из следующих решений:

1) о присвоении судье квалификационного класса;

2) о присвоении более высокого класса;

3) об оставлении в ранее присвоенном классе.

Кроме того, коллегия имеет право вносить рекомендации о поощрении судей, о необходимости повышения ими профессиональной квалификации и устранении недостатков в работе.

Квалификационная оценка Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителей, председателя Белорусского военного суда и председателя Высшего Хозяйственного Суда дается Президентом Республики Беларусь одновременно с присвоением им квалификационных классов.

Закон, как известно, предусматривает и возможность в строго установленном порядке Досрочного освобождения судей (и присяжных заседателей), а также их отзыв за проступки, порочащие высокую должность и несовместимые со званием судьи.

Это, в свою очередь, гарантирует стабильную и уверенную работу судей, защищенность их от любых проявлений произвола и беззакония, что, естественно, служит одновременно укреплению авторитета и повышению статуса суда и судей.

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод, что судья не обычный чиновник. Совокупность прав и обязанностей судей образует то, что принято называть статусом судей. При этом речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе — отправление правосудия.

Правовой статус судей включает в себя следующие направления:

1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (это о требованиях, правилах отбора судей);

2) права и обязанности, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления полномочий (особые правила прекращения полномочий судей, уход в отставку);

3) права и обязанности, обеспечивающие активное участия судей в судейском самоуправлении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.