Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Судебная власть




 

В системе органов государственной власти суду принадлежит особое место. Это главный инструмент правового государства и атрибут гражданского общества. Не случайно в механизме защиты прав и свобод граждан Конституция Республики Беларусь отводит судебной власти одно из центральных мест. Ей уделяется внимание в разделах «Основы конституционного строя» (раздел I Конституции Республики Беларусь) и «Личность, общество, государство» (раздел II Конституции Республики Беларусь), а также посвящена самостоятельная глава 6 «Суд».

Особое место суда в государстве определяется выполняемыми им задачами и функцией осуществления правосудия, принципами организации и осуществления судебной деятельности. Понятие «Судебная власть» появилось в нашем законодательстве вместе с принятием Концепции судебно-правовой реформы, исходящей из принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленного ныне в Конституции (ст. 6), а также в законе «О "судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятом Верховным Советом 29 января 1995 года (см.: «Звязда». — 1995. — 14 февр.). Эти документы предопределили превращение суда из рядового государственного учреждения, по существу, придатка административно-командной системы, проводника партийно-государственной политики и «органа борьбы с преступностью» (как его часто упрощенно представляли в недавнем прошлом) в независимый орган государства, окончательно ставящий точку во всех спорах, коллизиях и конфликтах в сфере социально-правовых отношений.

В чем суть принципа разделения властей применительно к реалиям современного периода?

Он заключается в четком разграничении функций, прав, обязанностей и ответственности законодательной, исполнительной, судебной властей. Конституционная система Республики Беларусь должна сдерживать каждую власть двумя другими властями.

Энциклопедический словарь определяет судебную власть, как систему судебных органов, осуществляющих правосудие. Правосудие — это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции. Правосудие — это одно из направлений деятельности суда. Однако судебная власть не сводится только к данному полномочию. Она имеет и такие полномочия, как конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов, а также разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики и участие в формировании судейского корпуса. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению. В сумме эти полномочия образуют судебную власть, которой характерны многократные полномочия. Доминирующую роль среди этих полномочий играет, безусловно, правосудие. Круг судебных полномочий говорит о том, что судебная власть призвана выполнять важную ответственную и социальную функцию не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти.

Рассматривая в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решая вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц и обоснованности предъявленного иска, применяя там, где это необходимо, государственное принуждение к правонарушителям, суд только ему присущими, специфическими средствами и методами осуществляет правовую охрану от любых посягательств на интересы общества и граждан (их жизнь, здоровье, достоинство и честь, охраняемые законом права и свободы). Причем последнее в правовом государстве выдвигается на первый план, становится приоритетом (что нашло свое законодательное закрепление в Конституции Республики Беларусь (ст. 2, 10, 21, 24, 25) и Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»), отодвигая на второй план гипертрофированный общегосударственный интерес, который до последнего времени выступал неизменно как главный и доминирующий.

Такая защита судом интересов, свобод и прав граждан должна стать самой существенной и надежной гарантией провозглашенных и закрепленных в Конституции Республики Беларусь (ст. 22, 28, 60, 61) и других нормативных актах, в том числе международных, прав и свобод личности.

Осуществляя свои полномочия, суд не только обеспечивает точное и неуклонное исполнение законов, но и способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности и правопорядка, воспитанию граждан в духе законопослушания и уважения правил человеческого общежития, утверждению высоких принципов нравственности и морали.

Отличительная черта судебной власти состоит в том, что выносимые судом на основе разбирательства конкретных дел приговоры, решения и определения являются обязательными для всех без исключения государственных и иных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан, подлежащими исполнению на всей территории Республики. Не менее существенные и важные особенности судебной власти — ее исключительность, полнота, самостоятельность и активность, что обеспечивает ее действенность и высокий авторитет.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд, и никто другой, осуществляет одну из важнейших функций государства — правосудие.

Полнота и самостоятельность судебной власти находит свое выражение в вынесении судом приговоров и решений, не требующих никаких согласований и санкционирования, утверждения их органами государственной власти и управления, в том числе вышестоящими судебными инстанциями, в обязательности требований суда для всех учреждений, организаций и должностных лиц о предоставлении необходимых сведений, явки в суд в качестве свидетеля, эксперта и пр.

Активность судебной власти проявляется в том, что суд сам активно исследует доказательства, чтобы установить истину и принять законное и обоснованное решение. Он не связан мнением участников процесса при рассмотрении конкретных дел, будучи полностью самостоятельным и независимым.

Особая роль судебной власти проявляется в том, что только суд в установленном законом порядке может освободить осужденного от отбывания наказания или смягчить его, кроме, конечно, актов об амнистии и помиловании, издаваемых Парламентом (Национальным собранием) и Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, судебная власть — система независимых государственных органов — судов, наделенных властными полномочиями, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в установленном законом порядке в судебных заседаниях все возникающие в обществе споры и конфликты, применять предусмотренные законом меры государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений, добиваясь неуклонного соблюдения законов всеми гражданами и организациями. Предназначение судебной власти в правовом государстве состоит в том, чтобы обеспечить верховенство права, неукоснительную силу закона, торжество права и справедливости, т.е. быть «говорящим законом», противостоять любому произволу в обществе.

Правда, наши законодательные органы до последнего времени не давали точного юридического определения этого понятия. В общем, плане оно содержится лишь в Концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, где говорится: «Судебная власть осуществляется судом. Без суда не может быть правосудия, нет и не может быть судебной власти... назначение суда в государстве и обществе состоит в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия».

Ныне, с принятием Конституции и нового Закона о судоустройстве и статусе судей, этот вопрос нашел свое законодательное разрешение. Ст. 1 этого Закона так и называется: «Судебная власть в Республике Беларусь» и раскрывает содержание этого понятия: «В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной власти».

Чтобы определить правовое положение суда в системе органов государства, необходимо остановиться на его взаимоотношениях с высшими и местными органами государственной власти и управления, органами прокуратуры и другими правоохранительными органами, а также партиями и общественными движениями, преследующими политические цели.

Президент, Парламент (Национальное собрание) Республики Беларусь и его Президиум обеспечивают руководство всей организацией и деятельностью судов путем:

1) издания законов, декретов и указов, регулирующих устройство судов и осуществление правосудия;

2) толкования действующих законов;

3) издания актов об амнистии и помиловании;

4) избрания или назначения судей;

5) заслушивания их отчетов о работе;

6) решения вопросов о досрочном освобождении, отзыве, привлечении судей в необходимых случаях к уголовной ответственности и отстранении их в связи с этим от должности или заключении под стражу;

7) утверждения структуры Верховного, Высшего Хозяйственного, Конституционного, областных и Минского городского, военных и других судов, решения всех вопросов, связанных с организацией судебной системы в Республике Беларусь.

Что касается местных Советов и их исполнительных комитетов, на которых также лежит ответственность и за обеспечение законности на подведомственных территориях, то их взаимоотношения с судом носят уже иной характер. Они решают вопросы, связанные с обеспечением судов необходимыми помещениями, созданием лучших условий для успешного осуществления ими функций отправления правосудия. Представительная и исполнительная власть на местах может инициировать выступления судей с докладами и сообщениями о состоянии законности и правопорядка на данной территории на сессиях Советов и заседаниях исполкомов, а также на собраниях граждан и в трудовых коллективах. Однако все это происходит не на основе подчинения: никому не дано права давать указания, касающиеся судебной политики и рассмотрения конкретных дел.

Суды могут и даже обязаны на основе рассмотрения дел и обобщения судебной практики, а также анализа судебной статистики выносить частные определения, обращать внимание исполнительных органов на нарушения прав граждан, на плохую охрану материальных ценностей и иные недостатки и упущения в работе подведомственных им учреждений и организаций, должностных лиц.

Особый вопрос, о котором следует сказать, это взаимоотношения суда и Президента республики. Здесь Закон о судоустройстве и Конституция Республики Беларусь, принятая 24 ноября 1996 года на всенародном референдуме, внесли немало новых принципиально важных положений. Президент наделен широкими полномочиями в части образования новых судов, их дислокации, подбора, назначения, перемещения и смещения судей. Судьи районных, городских, областных, Минского городского судов, в том числе председатели и заместители председателя этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь. Это же относится и к военным судам, включая Белорусский Военный Суд, и к хозяйственным судам. Исключение составляют лишь Верховный Суд Республики Беларусь и Высший Хозяйственный Суд, судьи которых и их председатели, согласно новой редакции Конституции (п. 9, ст. 84), назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики и ему подотчетны. Он же по совместному представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяет количество судей каждого районного, городского, а также областного, Минского городского судов, утверждает состав президиумов этих судов. Иначе говоря, если ранее по действовавшему тогда законодательству судьи всех судов республики избирались представительными органами, то по новой редакции Конституции Республики Беларусь вводится смешанный принцип формирования судебного корпуса, устанавливается выборность шести судей Конституционного Суда Парламентом Республики Беларусь и назначение всех остальных судей непосредственно Президентом республики с согласия Совета Республики (п. 9, ст. 84). Избрание судей высших судов, как и назначение судей, производится, согласно закону, бессрочно. Исключение сделано лишь для тех, кто назначен на судейскую должность впервые. Их избрание или назначение бессрочно допускается лишь после пяти лет работы судьей. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом республики сроком на пять лет.

В соответствии с принципом независимости и самостоятельности судебной власти закон запрещает судьям состоять в каких-либо партиях и принимать участие в объединениях и движениях, преследующих политические цели.

Для обеспечения реальной судейской независимости Конституция и Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (соответственно, ст. 11 и 6) запретили судьям заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатных должностей.

Законом особо оговорены отношения судебной власти с органами Министерства юстиции Республики Беларусь. На них лежит обязанность по организационному обеспечению деятельности судов (ст.' 15 Закона о судоустройстве), но категорически исключается какое-либо вмешательство органов юстиции в рассмотрение судами конкретных дел.

К числу специфических признаков правосудия и судебной власти, отличающих ее от других правоохранительных и административных органов, относится также особый (присущий только суду), строго регулируемый законом (УПК и VIIК Республики Беларусь) порядок рассмотрения судебных дел. Особый процессуальный порядок призван гарантировать полное и объективное исследование дела, его справедливое разрешение, охрану прав и законных интересов участников процесса и что, не менее важно, обеспечить воспитательный эффект судебной деятельности, ее превентивное воздействие. Процессуальная форма, т.е. установленный и строго законом регламентированный порядок, стадии рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел в судах является к тому же существенной и очень важной гарантией соблюдения законности в судопроизводстве. Применяя государственное принуждение, а также оказывая своей деятельностью профилактическое, воспитательное воздействие, суд тем самым противостоит произволу, хаосу и анархии, активно содействует повышению правосознания и правовой культуры членов общества, воспитывает в них уважение к закону.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.