Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В органах государственной власти

Методы изучения мотивационной сферы

 

Для диагностики мотивационной сферы к настоящему времени разработано достаточное количество психодиагностических методик. Однако следует учитывать, что диагностика потребностей и мотивов взаимосвязаны. Мотивы и мотивационные процессы пронизывают все сферы личности, поэтому существует множество разнообразных процессов или критериев мотивации:

1. Искажение объекта перцепции под воздействием мотивационных тенденций;

2. Повышенная восприимчивость к объекту актуальной мотивации (сензитивизация, принцип резонанса);

3. Выявление зоны целей, соответствующих мотиву;

4. Избирательность внимания к аспектам ситуации, соответствующих мотивам;

5. Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды, может характеризовать силу мотивационной тенденции, определяющую его действия);

6. Совокупность внутренних или внешних преград, соответствующих (релевантных) мотивам;

7. Другие временные параметры:

а) количество времени, посвящаемое определенной активности (реальное распределение времени);

б) количество времени, желаемое для определенной активности (желаемое распределение времени);

в) количество времени, затрачиваемое на обсуждение, разговоры и т.п. по темам, релевантным актуальной мотивации.

8. Эффективность выполнения деятельности (при прочих равных условиях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности или поведения);

9. Характер типичных защитных механизмов, связанных с мотивами и потребностями (мотивационные тенденции, реализация которых блокирована внешними или внутренними преградами, проявляются в защитной мотивации);

10. Характер наблюдения за поведением других:

а) в смоделированной ситуации;

б) в естественной обстановке.

1. Содержание самонаблюдения за своим поведением;

2. Характер динамики поведения конкретного человека в течение длительного периода (монографический метод);

3. Особенности формирования и трансформации мотивов в экспериментальных условиях;

4. Характер продуктов деятельности;

5. Содержание и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных актуальной мотивацией.

Как и в случае диагностики других психологических показателей, при диагностике мотивационной сферы в выборе средств можно остановиться на определенном наборе диагностических средств. Можно воспользоваться:

1) Интервью и анкетами с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего Вы поступили подобным образом?» и т.п. Также можно применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых необходимо сделать выбор.

Однако подобные методы позволяют судить лишь о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях. Это обусловлено тем, что ситуации, как правило, носят гипотетический характер; ряд мотивационных тенденций не осознаются человеком, т.е. для этого требуется реализация специальной деятельности и высокий уровень развития личности. Кроме того, ответы на вопросы анкет сильно подвержены намеренным и ненамеренным искажения;

2) Личностными опросниками, позволяющими реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения, которые напрямую не соотносятся с мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны (Q-данные);

Как и в случае анкетирования, с личностными опросниками возникают проблемы из-за фактора социальной желательности и защитной мотивации;

3) Экспертными оценками на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников (L-данные);

4) Проективными тестами и репертуарными методиками, которые основаны на принципе психологической проекции (T-данные).

Полная диагностика требует привлечения всех трех типов данных:

Q - (самооценочные анкеты), Т – (объективные тесты) и L - данные (например экспертные оценки).

Опросники мотивов – это подгруппа личностных опросников, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивида. В таких опросниках мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения.

Репертуарные методики диагностики потребностей и мотивов – это подгруппа репертуарных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивида.

В таких методиках в качестве объектов могут быть люди, у которых доминируют различные потребности и мотивы, перечисленные выше, а в качестве критериев – порождаемые конструкты или выбираемые из заданного списка, личностные качества, соответствующие исследуемым потребностям и мотивам.

Проективные методики диагностики потребностей и мотивов – это подгруппа проективных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющие определить, на что направлена активность индивида.

В таких методиках потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе таких методик лежит принцип психологической проекции и анализ продуктов воображения и фантазии. Наиболее эффективно такие методики используются для диагностики глубинных потребностно-мотивационных образований.

С мотивацией непосредственно связан и уровень притязаний индивида. Как известно, уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий;

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Характерной особенностью различных методик исследования уровня притязаний является создание ситуации формирования уровня притязаний в условиях конфликта типа «приближения - удаления». Для исследования динамики уровня притязаний используются задания двух типов:

1. Рекордные, при выполнении которых обследуемый должен иметь возможность неограниченного увеличения трудности заданий. Такие задания могут быть составлены из набора одинаковых по трудности задач, если при этом в качестве параметра, определяющего трудность задачи, может выступать время решения.

2. Выбор уровня трудности. В этом случае задание состоит из выбора и решения задачи, из набора однотипных ранжированных по трудности заданий. При этом обследуемый имеет возможности в каждой попытке выбирать задачу любого уровня трудности решаемой задачи. Время решения одной задачи, либо всей серии ограничено.

Наиболее распространенный способ оценки уровня притязаний заключается в фиксации высказывания субъекта. Динамика уровня притязаний при этом описывается как последовательность выборов после успехов и неудач. Исследование строится таким образом, чтобы при каждой попытке можно было четко зафиксировать, решена или нет выбранная

задача.

Способ анализа получаемых данных зависит от целей исследования. По характеру поведения обследуемого можно судить:

1) о частоте и характере изменений уровня притязаний в зависимости от успеха или неудачи;

2) о частоте атипичных выборов (повышении уровня притязаний после неудачи или его понижении после успеха);

3) о величине отклонения цели от уровня, соответствующего предыдущему выбору;

4) о частоте выбора задачи определенного уровня трудности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивационные механизмы деятельности государственных служащих | Социальная проекция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.