Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики групповой динамики

Понятие групповой динамики

 

Термин «групповая динамика» был впервые использован в 1939 г. немецким учёным, представителем гештальтпсихологии К.Левиным в США, куда он вынужден эмигрировать из нацистской Германии. К.Левин впервые впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признаёт свою зависимость от других членов группы. По мнению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Изучение групповой динамики крайне важно для применения в управленческой деятельности. В различных системах управления актуален вопрос: как управлять группами людей в государственном аппарате, бизнесе, сфере медицинского обслуживания, образования?

В современной литературе существует несколько значений термина «групповая динамика»:

1) это направление исследований малых групп;

2) метод их изучения, т.е. особый вид лабораторного эксперимента, используемый при проведении исследований социальных установок и межличностных отношений в группе;

3) совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определённую единицу времени.

Нас интересует третий подход к определению этого понятия, который рассматривает силы, структуру и процессы, действующие в группе по мере её развития и изменения.

 

 

К характеристикам групповой динамики относятся:

а) цели и задачи группы;

б) нормы группы;

в) структура группы;

г) групповые роли и феномен лидерства;

д) групповая сплоченность;

е) групповое напряжение;

ж) фазы развития группы.

 

Цели группы


Цели группы определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми вовлечена группа. Планируемый результат группы также зависит от того, на какую методологию опирается ведущий группу специалист. Так, цель производственной группы – достижение выпуска продукции; цель групп социально-психологического тренинга – совершенствование коммуникативных навыков личности; групп человеческих отношений – совершенствование межличностного стиля; групп взаимопощи – взаимная поддержка и консультирование и т.д.

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями руководителя или ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. Попытки манипулировать группой или использовать её в собственных целях, скорее всего, будут мало способствовать эффективной работе группы, а возможно, и принесут ей вред.

Проблема состоит ещё и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это даёт своеобразный толчок, импульс групповой динамике.

 

Нормы группы

Нормы представляют собой совокупность неписаных правил и требований, стандартов поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между её участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, что правильно, что неправильно. Нормы направлены на то, чтобы подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидается от них. При этом в организации нормы могут иметь положительный и отрицательный характер.

В ходе развития группы нормы могут изменяться, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций.

Нормы можно разделить на две категории: а) нормы, которые изначально задаёт руководитель группы; б) нормы, выработанные группой.

Для того, чтобы нормы, предложенные руководителем, выполнялись, ему зачастую требуется прилагать для их соблюдения особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам.

В группах могут возникать такие нормы, как защита неудачливого члена, защита молодого члена, подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы; стремление любой ценой обходиться без помощи других и т.д. В организации групповые нормы могут быть классифицированы следующим образом:

1) гордость за организацию;

2) достижение целей;

3) получение прибыли;

4) коллективный труд;

5) планирование;

6) контроль;

7) профессиональная подготовка кадров;

8) нововведения;

9) отношения с заказчиком, клиентом;

10) защита честности.

 

Структура группы и проблема лидерства

Структура группы одновременно является формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленнее, так как определяется взаимными выборами участников группы. Разные члены группы занимают различные позиции в группе, осознают и исполняют различные роли.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе; это нормативно-одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию; хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие должны вести себя в определённых обстоятельствах. Реальное поведение личности может быть описано в рамках конструкции «Роль» + «Я».

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что существует 5 основных характеристик, с помощью которых можно описать любую роль:

1) эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способом получения – одни роли предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – действие в строго установленных правилах или произвольно;

5) мотивацией – на личную прибыль, карьерный рост, общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Для эффективного функционирования группы необходимо, чтобы поведение членов группы способствовало достижению её целей и социальному взаимодействию.

Выделяют две основные направленности ролей для создания нормально работающей группы: целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их; поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.

 

Таблица 5.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды групп | Типы поведения в группах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.