Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность предприятия. Факторы конкурентоспособности

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

 

 

 

Проблема стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

Мировая экономическая теория и практика накопила значительный опыт исследований в области конкурентоспособности.

Термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным категориям. С экономической точки зрения наибольший интерес представляет «конкурентоспособность продукции», «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия (фирмы)», «конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность)».

В зарубежной и отечественной экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным категориям. С экономической точки зрения, наиболее важными нам представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия (фирмы) и конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность), содержание которых и будет рассмотрена в данном разделе.

Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы предмету оно не рассматривалось, означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию. Применительно к продукции конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара. Целью обеспечения конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. В свою очередь, товар может быть реализован на рынке только при условии его соответствия требованиям конкретного потребителя. При совершении покупок каждый покупатель осуществляет выбор необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребности.

Важнейшим составляющим элементом конкурентоспособности продукции выступает качество продукции. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность продукции на 70-80% зависит от ее качества.

В условиях рыночной экономики потребитель заинтересован не только в качестве самой продукции, но и в предоставлении ему высококачественных дополнительных услуг, связанных с этой продукцией. В этой связи важным приемом конкурентной борьбы выступает глобализация товара, которая предполагает переход от системы «потребитель-товар» к системе «проблема, волнующая потребителя - глобальное решение проблемы». Глобализация может предполагать не только обеспечение «прицельного качества» товара, но и предоставление сопутствующих товаров и услуг, дающих потребителю ряд дополнительных удобств, а также предоставление сервисного обслуживания.

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Вышеприведенные исследования факторов образующих конкурентоспособность позволило сформулировать следующие определения. Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.

Конкурентоспособность – это способность и умение добиваться успеха, воспроизводить, повторять его. Выбор целей, сфер деятельности и проектов индивидуален. Конкурентоспособность – это способность и умение:

1) выбирать реалистичную цель, адекватную внутренним ценностям и приоритетам;

2) определять механизмы и методики мониторинга процесса ее достижения, модификации и ликвидации ошибок;

3) определять перспективность и реалистичность реализации идеи;

4) выбирать адекватные средства и соединять их для достижения цели и/или реализации идеи;

5) воспроизводить успех в данной или других сферах, гибко и адекватно адаптируясь к динамично меняющемуся внешнему контексту и внутреннему состоянию.

.

Таблица 6.2. Факторы конкурентоспособности

 

Качество работы экономики (80 критериев) economic performance Эффективность правительства (73 критерия) government efficiency Эффективность бизнеса (70 критериев) Business efficiency Состояние инфраструктуры (108 критериев) Infrastructure
Внутренняя экономика Государственные финансы Производительность Базовая инфраструктура
Международная торговля Фискальная политика Рынок труда Технологическая инфраструктура
Внешние инвестиции Институциональная среда Финансы Научная инфраструктура
Занятность Законодательство, регулирующее бизнес Менеджмент Здоровье и окружающая среда
Цены Общественная среда (societal framework) Отношение и ценности Образование

 

В белорусских условиях, равно как в условиях других стран с низким индексом экономической свободы, индексом макро- и микроэкономической конкурентоспособности особое значение имеют следующие факторы:

· наличие стабильной социальной инфраструктуры знакомств с теми институтами, которые могут сильно снизить/повысить издержки работы на рынке или издержки выполнения фирмой государственных обязательств (налоговая, органы, выдающие лицензии, сертификаты, исполком, таможня, санэпидемстанция, милиция, арендатор и т.д.);

· способность формировать рациональные ожидания в часто не предсказуемом макроэкономическом и правовом контексте (наличие источников информации в администрации президента, силовых структурах и к людям, близким к процессу выработки и принятия решений);

· диверсификация, как финансовых, так и товарных потоков между официальной и «серой» сферой экономики;

· гибкость в работе на часто административно ограниченном сегменте рынка с навязанными поставщиками и условиями работы, в том числе ценовыми.

Важными компонентами для достижения высокого уровня конкурентоспособности фирмы является качество деловой среды, основными компонентами которой являются:

· качество человеческого капитала (human capital);

· качество финансовой и ресурсной среды (доступность денег и ресурсов), в то числе природных и энергетических;

· административная инфраструктура;

· информационная инфраструктура;

· транспортная инфраструктура;

· научно-технологическая инфраструктура;

· наличие качественных местных поставщиков;

· характер спроса на внутреннем и внешних рынках;

· количество конкурентов на рынке.

Термин «конкурентоспособность» в настоящее время постоянно используется как в специальной экономической литературе, посвященной целям, задачам, проблемам формирования рыночной экономики, так и периодических изданиях, освещающих процесс реформирования отечественной экономики. Между тем, следует заметить, что мировая экономическая теория и практика накопила значительный опыт исследований в области конкурентоспособности, которые возможны к адаптации и реализации в отечественных условиях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и показатели качества продукции | Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.