Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан

 

Составной частью законодательства о выборах являются пра­вовые нормы, определяющие порядок обжалования нарушений из­бирательных прав граждан. Они не представлены в цельном виде и содержатся в разных статьях законов о выборах и иных законода­тельных актов.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь предметом обжалования могут быть решения органов государ­ственной власти, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан. Жалобы вправе подавать кандидаты, их доверен­ные лица, избиратели, общественные объединения, лица, осущес­твляющие наблюдение за выборами.

Для обжалования решений избирательных комиссий установ­лен как административный, так и судебный порядок.

Административная процедура предусматривает, что решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, которая вправе принять решение по су­ществу жалобы. Решение вышестоящей избирательной комиссии является обязательным для исполнения.

Центральная комиссия рассматривает жалобы на решения ни­жестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Рес­публики Беларусь, депутатов, а также комиссий по проведению республиканских референдумов. При этом она вправе принять ре­шение по существу возникшего избирательного спора безотноси­тельно к уровню выборов.

К компетенции участковых избирательных комиссий относят­ся разрешение споров, возникающих на участке в день голосова­ния. Наиболее распространенными являются такие нарушения, как голосование за отсутствующих избирателей; голосование по ненадлежащему документу (пенсионное удостоверение, водитель­ские права, удостоверение работника милиции и т.п.); отказ наблю­дателю в праве сопровождать переносной ящик при выездах по за­явлениям о голосовании на дому; наличие в кабинах для тайного голосования специальных «образцов» избирательного бюллетеня; размещение наблюдателей в таком месте избирательного участка, с которого невозможно контролировать действия членов избирательной комиссии и т.д.

Рассмотрение жалоб, поступающих в избирательные комиссии, должно осуществляться на их заседаниях как коллегиальных органов, по каждой жалобе должно выноситься мотивированное решение и оформляться соответствующим протоколом.

Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан предусматривает, что решения и действия Централь­ной комиссии обжалуются в Верховный Суд Республики Беларусь, решения и действия нижестоящих избирательных комиссий — в областные, районные (городские) суды. Решения и действия орга­нов государственной власти, общественных объединений и дол­жностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, обжа­луются в районные (городские) суды, если иное прямо не предус­мотрено законом.

Особенности судебного порядка рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий устанавливаются нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Лицо, не согласное с решением избирательной комиссии по вопро­су о неправильностях в списке избирателей и в других случаях, предусмотренных законом, может не позже чем за семь дней до вы­боров подать жалобу в суд по месту нахождения соответствующей избирательной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена судь­ей не позднее чем в пятидневный срок с момента ее подачи. В слу­чае, если законом установлено предварительное обращение с за­явлением в избирательную комиссию и этот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в вышестоящую комиссию. Сторона, действия (решения) которой обжалуются, несет про­цессуальную обязанность документально доказать законность ос­париваемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемого, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушения избирательного законодательства | Правовая основа проведения референдумов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.