КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая основа проведения референдумов
Сущность референдума Механизм проведения референдума Правовая основа проведения референдумов Сущность референдума Референдум. Его инициация и проведение
По общепринятой юридической практике избирательное законодательство не включает в себя законодательство о референдуме. Тем не менее, регулирование референдумов в Республике Беларусь во многом построено на сходных с избирательными нормативных решениях. Указанное сходство проявляется в следующем: выборы и референдум имеют общую организационную основу; статьи 37 и 38 Конституции Республики Беларусь в равной мере устанавливают возможность осуществления избирательных прав граждан и права участвовать в референдуме; организацией подготовки и проведения выборов и референдумов ведают одни и те же избирательные комиссии во главе с Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов; у выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как образование избирательных участков, составление списков избирателей, одновременность и порядок голосования и некоторые другие; в ряде случаев выборы и референдум могут проводиться одновременно. Наличие большого количества сходных технологических приемов проведения референдумов и выборов позволило разработчикам Избирательного кодекса включить вопросы проведения референдумов в общий свод законов. Однако сходство в регулировании выборов и референдумов все же не дает оснований объединять их в одну подотрасль права. Организация и проведение референдумов имеет свою, достаточно выраженную специфику. Нивелирование отличий между законодательством о выборах и законодательством о референдуме может привести к негативным, с точки зрения развития демократических институтов, последствиям. В качестве примера таких последствий можно привести используемую в ряде постсоветских государств, в том числе и в Беларуси, практику продления сроков полномочий президентов на новый срок не путем выборов, а путем проведения референдумов. Проведение такого рода референдумов — своеобразная форма безальтернативных выборов. Желательно, чтобы вопросы, выносимые на референдум, содержательно были отделены от вопросов избирательного права таким образом, чтобы референдум не мог быть использован в качестве замены для проведения свободных демократических выборов.
До принятия Избирательного кодекса правовой основой проведения референдумов в Республике Беларусь являлись как Конституция, так и Закон «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13 июня 1991 г. Именно по этому Закону и были проведены все референдумы в новейшей истории Республики Беларусь — в 1995 и 1996 гг. Новая редакция Конституции Республики Беларусь внесла существенные изменения в правовую регламентацию организации и проведения референдумов. Если по Конституции 1994 г. Верховный Совет обязан был не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение соответствующих закону предложений Президента, депутатов или граждан о проведении референдума назначить дату проведения референдума, то в редакции Конституции 1996 г. такой срок вообще не оговорен. Президент назначает референдум после внесения на рассмотрение в соответствии с законом предложений палат либо граждан. Дата же проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента. На практике это означает, что Президент при обращении к нему более 450 тыс. граждан или большинства членов парламента с предложением назначить референдум по определенным вопросам может вообще не назначить референдум, если эти вопросы не согласуются с его позицией. Он может изменить вопросы и назначить свой референдум или отложить дату проведения референдума на удобное для него время. То есть он единолично определяет все вопросы, связанные с проведением референдумов. Участвовать в референдуме имеют право граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (ст.76 Конституции). В развитие положений новой редакции Конституции Республики Беларусь 9 июля 1999 г. была принята новая редакция Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь», в которую были внесены существенные изменения и дополнения. Эта редакция Закона стала основой для инкорпорации его положений в Избирательный кодекс. В первую очередь изменения и дополнения затронули круг вопросов, которые не могут выноситься на республиканский референдум. В соответствии со статьей 112 Избирательного кодекса не допускается выносить на референдум вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента, других должностных лиц, назначаемых или освобождаемых Президентом, а также палатами парламента; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании. Заметим, что редакция Закона о референдуме от 13 июня 1991 г. запрещала выносить на референдум более широкий круг вопросов, таких как: 1) нарушающие неотъемлемые права народа Республики Беларусь на суверенную национальную государственность, государственные гарантии существования белорусской национальной культуры и языка; 2) принятие чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности населения; 3) выполнение обязательств по международным договорам. Таким образом, новая редакция Закона существенно сузила круг вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме. Новая редакция Конституции передала право назначать референдумы исключительно Президенту. Право инициативы референдума предоставлено Президенту, палатам Национального собрания и гражданам Республики Беларусь. В соответствии со статьей 113 Избирательного кодекса предложение принимается на раздельных заседаниях палат парламента большинством голосов от полного состава каждой из палат и вносится на рассмотрение Президенту, а последний инициирует и назначает референдум. Причем из текста Закона не ясно, нуждается ли в предварительной юридической оценке на соответствие законодательству Беларуси вопрос, инициируемый Президентом. Инициатива референдума гражданами страны выражается в виде предложения не менее чем 450 тыс. человек, обладающих избирательным правом, причем во всех областях и в городе Минске таких граждан должно быть более 30 тыс. Для этого создается инициативная группа в составе не менее 100 человек, которая примерно в равной степени должна представлять граждан от каждой области и города Минска. Процедура регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума достаточно сложна. Об этом может свидетельствовать один лишь перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению группы в Центральную комиссию с просьбой о регистрации. К заявлению прилагаются протокол собрания, на котором было принято решение об образовании инициативной группы, выражении инициативы о проведении референдума, о вопросе, предлагаемом на референдум, об избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску и список участников собрания, подписанные председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в ее работе. Членство подтверждается собственноручными подписями, подлинность подписей подлежит нотариальному засвидетельствованию. Собрание правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решение собрания принимается большинством голосов его участников. Вопрос, предложенный на референдум от имени граждан Беларуси, и документы, представленные инициативной группой, передаются на заключение в Министерство юстиции и прокуратуру. Они должны проверить соответствие вопроса требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Время, необходимое для проверки вопроса, в законе не установлено. После получения положительного заключения вопрос и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении референдума. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь, причем жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы. Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, или изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Члены инициативной группы при сборе подписей должны иметь при себе и предоставлять для ознакомления полный текст решения, выносимого на референдум. Для сбора подписей отведен двухмесячный срок. Сбор подписей граждан осуществляется только членом инициативной группы. Запрещается принуждение граждан Республики Беларусь к получению подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей. Гражданин, выступающий за референдум, должен не только подписаться, но и собственноручно внести в подписной лист дату подписи. В подписной лист можно будет включать только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — в одном районе города. Заполненный таким образом подписной лист с указанием общего числа подписей на нем и даты заверения подписывается членом инициативной группы в присутствии руководителя либо заместителя руководителя соответствующего местного исполкома и немедленно удостоверяется печатью этого исполкома. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей. Не позже двухмесячного срока инициативная группа сдает подписные листы в районные, городские исполнительные комитеты, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей в них. Проверке подлежат не менее 20% подписей в подписных листах. Выявленные фиктивные подписи в подписных листах, или подписи одного и того же гражданина за двух и более граждан, либо подписи граждан, не имеющих права участвовать в референдуме, а равно подписные листы, сбор подписей в которых проводился лицом, не являющимся членом инициативной группы, или не подписанные членом инициативной группы, или подписанные членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи, либо содержащие подписи граждан, проживающих не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — не в одном районе, либо не удостоверенные печатью соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы, признаются недостоверными. Если при проверке достоверности подписей граждан в подписных листах, представленных членами инициативной группы в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, не менее 15% подписей признаны недостоверными, проводится повторная проверка 15% подписей граждан в подписных листах. Если при повторной проверке не менее чем 15% подписей граждан будут признаны недостоверными, все сданные членами инициативной группы подписные листы и подписи в них соответствующим исполкомом или администрацией не учитываются при определении результата сбора подписей граждан в районе, городе, районе в городе в поддержку инициативы о проведении референдума. Установление ограничения, при котором определение чуть более 5% недостоверных подписей от общего количества собранных подписей является основанием для признания всех остальных подписей в подписных листах также недостоверными, ущемляет конституционные права граждан Беларуси. Поскольку Закон не устанавливает возможность присутствия членов инициативной группы при проверке достоверности подписей, можно так отобрать листы для проверки, чтобы вложиться в заданный норматив. Эти правила создают возможность исполнительным структурам власти при проведении подсчета голосов уменьшить количество подписей граждан в случае необходимости ниже установленной нормы (450 тыс. по стране или 30 тыс. подобласти), что автоматически приведет к признанию инициативы о проведении референдума недействительной. Окончательную проверку законности проведения сбора подписей проводит Центральная комиссия. Она может также отклонить инициативу в случаях нарушения срока, сборов подписей граждан, отсутствия требуемого количества подписей, выявления нарушений принципа добровольности в ходе" сбора подписей, представления инициативной группой более 15% недостоверных подписей, установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Если все-таки организаторы сумеют пройти сквозь все эти законодательные процедуры, то инициатива референдума может быть отклонена Президентом при несоответствии предложения, по его мнению, требованиям Избирательного кодекса и иным актам законодательства Республики Беларусь. Повторное инициирование референдума гражданами по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |