Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суббота, 24 сентября 1921 года

Дорнах

V


меняющееся различие между людьми, поселившимися вместе или си- ви д е и способ е ' ка к и м м о ж е т бьгг ь представлен Китаи, о создании от-

дящими здесь рядом друг с другом? Микроскоп, разумеется, даёт лишь К РЬПЪ1 Х дв е Р е й *** в ^ ег 0 п Р очег о коммерческого, о создании торговли, грубое понятие о крови, о лимфе. Тонко меняющиеся различия имеются движущеи народами Земли, и так далее.

даже среди людей, происходящих из одинаковых соотношений условий Мо и д о Р оги е ДРУЗЬЯ' эт и В0 П Р 0С Ы н е Р а з Р еша т ™ н а о д н о и K 0 H f '

среды. Н о эти нюансы, конечно, более интенсивно проявляются между Р е н й и и З е м л и - по к а л ю д и н е осознают, что для хозяйствования требу- людьми Востока и Запада, а рассудок может представить это сегодня етс я дов е Р и е л ю д е и ДРУГ к Д РУ ^ И этог о дов е Р и я м о ж н о б У де т д о с т и г '

лишь очень грубо "У7 0 в бУДУЩем лишь Духовным образом. Внешние культуры будут ну-

Та к это живет в телах людей Азии, Европы и Америки, и то, как их ^ aT b C * в Д УХ0ВН0 М дублении. Я хотел сегодня снова с другой сторо- конституции соотносятся друг с другом, проявляется во внешней соци- н ы ^ ^ " а т о ' 47 0 в э т о м на п Р авлени и з д е с ь неоднократно давало о альной жизни. С тем грубым рассудком, который в последние столетия себ е з н а т ь ' 3а в т Р а м ы продолжим наши рассмотрения,

служил познанию внешней природы, мы не сможем выполнить требо- вания новой социальной жизни, прежде всего мы не сможем найти рав- новесия между Востоком и Западом. Н о его необходимо найти.

Поздней осенью люди отправляются на Вашингтонскую конферен- цию для рассмотрения того, о чём южно-африканский министр Англии генерал Смуте говорил, я бы сказал, из инстинктивной гениальности:

„Развитие нового человечества характеризуется тем, что точка восхода культурных интересов, до сих пор бывшая в Северном море и в Атлан- тическом океане, будет потом перенесена в Тихий океан. И з культур областей, расположенных вокруг Северного моря и распространивших- ся постепенно на Западе, образуется мировая культура. Главная задача этой мировой культуры быть перенесенной из Северного моря в Тихий


 

 

Лекция втора я

 

 

 

 

Вчера я говорил о том, что во внутреннем человека мы находим некий род очага разрушения. Во время пребывания в состоянии обычного соз- нания мы, — сказал я, — внутри этого сознания действительно ведь до- ходим лишь до того, чтобы оградить воспоминания от впечатлений ми- ра. В мире мы обретаем свой опыт, имеем в нем собственные пережива- ния через чувства, рассудок, вообще через воздействия на свою собст- венную душевную жизнь. Позже из своих воспоминаний мы можем снова извлекать отпечатки того, что мы пережили. М ы несем в себе от- печатки чувственных переживаний как свою собственную внутреннюю жизнь. И это так, как если бы в нас было зеркало, которое лишь дейст- вовало бы по иному, чем обычное пространственное зеркало. Обычное пространственное зеркало отражает то, что перед ним. Но то живое зеркало, которое мы носим в себе, отражает иначе. Получаемые нами впечатления чувств оно, в ходе времени побуждаемое тем или иным, снова отражает в наше сознание, и мы получаем воспоминания о наших переживаниях. Разбив пространственное зеркало, мы видим позади не- го пространство. Мы видим тогда область, которую как раз не видели, когда зеркало было цело. Если мы соответствующим образом упражня- емся внутри души, то приходим, как я уже упоминал, к некоему разру- шению внутреннего зеркала. Воспоминания могут некоторым образом на короткое время прекратиться — это все должно происходить по на- шему собственному произволу, — и мы заглядываем глубже в наше внутреннее. И именно заглядывая глубже в наше внутреннее и созерцая позади зеркала воспоминаний, мы увидим то, что я вчера охарактеризо- вал как род очага разрушения.

Такой очаг разрушения в нас должен бьггь, так как только в нём од- ном, собственно, может укрепляться «Я» человека. На самом деле


25 11

 

здесь находится центр укрепления, центр закалки «Я». Я вчера сказал: бытием Юпитера будет битва между тем, что люди уже осуществляют

,
„Если это закаливание «Я», эту самость переносят во внешнюю соци- н а Земле благодаря внесению ими своих моральных идеалов в свой альную жизнь, то именно благодаря этому возникает зло, зло в соци- внутренний хаос, и тем, что они также вносят в него как аморальное,

--> U» у

альнои жизни, в поступках людей. к а к противоморальное, возникающее с развитием самости. Итак, загля- И з сказанного вы видите, как действительно сложно устроена тв а я в св о ё глубочайшее внутреннее, мы созерцаем область, где мате-

жизнь, в которую встроен, внедрён человек. Во внутреннем человека ри я отбрасывается в своё ничто.

есть своя хорошая задача, без которой мы не можем развить наше «Я», Затем я указывал, как это проявляется с другой стороны человече- и которую вовсе не нужно выносить во внешнюю жизнь. Плохой, злой ског о бытия, со стороны, где вокруг простёрты чувственные явления, человек несет это во внешнее, хороший человек содержит это в своём МЬ1 СМОтрим туда, на эти чувственные явления: они расстилаются, как внутреннем. Если это несут во внешнее, то возникает преступление, ковёр, и мы затем используем наш комбинирующий рассудок, чтобы возникает зло. Оставляя это во внутреннем, мы получаем то, в чем ну- внутри этих чувственных явлений найти законы, которые мы называем ждаемся, чтобы человеческое «Я» действительно окрепло. В мире нет законами природы. Н о с обычным сознанием не пройдешь сквозь этот ничего, что, будучи на своем месте, не имело бы своего благодатного кове р чувств. Как с обычным сознанием не пройдёшь во внутреннее че- значения. Мы стали бы рассеянными, безрассудными людьми, если бы р е з зеркало воспоминаний, так же не пройдёшь с обычным сознанием не имели в себе этот очаг. Ибо этот очаг обнаруживается в нас при пе- в 0 внешнее сквозь ковёр чувственных впечатлений. Проходят с разви- реживании в нём того, что мы никогда не можем испытать во внешней ^ сознанием, и проходили люди древней восточной мудрости с ин- жизни. Во внешнем мире мы видим вещи телесно. Всё, что мы здесь стинктивным видящим сознанием. Тогда они созерцали мир, в котором видим, мы видим материально, и говорим затем в духе сегодняшней прежде всего самость не может проявиться в сознании. Мы вступаем в науки о сохранении материи, о неразрушимости истинной материально- это т м и р ка Ж ды й раз при засыпании. Там самость приглушается, пото-

ст и - му что именно по ту сторону ковра чувств лежит мир, где нет места

В этом очаге разрушения, о котором я вчера говорил, материя дейст- прежде всего для власти «Я», развивающегося ради человеческого бы- вительно уничтожается. Она отбрасывается в своё ничто. И затем мы Тия. О б этом говорило древнее восточное мировоззрение, которое раз- можем внутри этого возникающего здесь ничто заставить ^появиться в и л 0 страстное желание жить позади восприятия чувств, в нирване, в добро, если мы вместо наших инстинктов, наших склонностей, которые развеянии самости

должны действовать лишь для развития самости, вольём в этот очаг Мы вчера также указывали на большое противоречие, имеющееся разрушения моральные, этические идеалы через моральное состояние межд у Востоком и Западом. Когда-то Восток сформировал всё, что че- души. Тогда возникает нечто новое. Именно тогда прямо в очаге раз- л о в е к стр а стн о желал увидеть позади чувственных явлений. О н даже рушения возникают ростки для будущих миров. Таким образом мы как созерцал духовный мир, - тот мир, который не из атомов и молекул, а люди принимаем участие в возникновении миров. И если мы, как это т совокупности различных духовных существ, и который для древнего можно видеть из моего «Очерка тайноведения», говорим о том, что на- восточного созерцания был просто зримой действительностью. В на- ша Земля однажды придет к уничтожению и через всевозможные ме- стоящее время Восток, Азия и другие члены мира живут в нисходящей таморфозы возникнет снова как бытие Юпитера, то мы должны ска- с т а д и и развития этой устремлённости в мир позади чувственных явле- зать: „В бытии Юпитера будет лишь то, что уже сегодня формируется Ний, между тем как Запад развил самость, развил всё то, что в челове- в людях внутри этого очага разрушения как вновь возникшее из мо- ческо м внутреннем закаляется и укрепляется в пределах нами охаракте- ральных идеалов. Разумеется, также и из аморальных импульсов, из ризованного очага разрушения

тех, что именно сегодня действуют как зло из самости". Таким образом, Вместе с тем, всё это указывает на то, что должно в силу необходи-


26 11

 

мости проникнуть в сознание людей в настоящее время и в ближайшем как маленькое дитя, для внешнего физического созерцания мы довольно будущем. Ибо если оставаться в пределах того, что развилось с середи- похожи на природное существо. И из этого природного существа, по ны X V столетия как голый интеллектуализм, то человечество придёт в сути, находящегося в некотором роде в спящем состоянии, развиваются полный упадок, так как с помощью интеллектуализма никогда не про- внутренние духовные способности. Эти внутренние духовные способно- никнешь ни за зеркало воспоминаний, ни туда, где перед нашими орга- сти возникают только в ходе дальнейшего развития. К тому же неиз- нами чувств расстилается ковёр чувств. Человек должен снова достиг- бежно приходится всецело согласиться с тем, что возникающие здесь нуть этих миров своим сознанием. Он должен проникнуть сознанием в духовные способности так же прослеживаются назад за рождение и за- эти миры уже для того, чтобы христианство для него снова могло стать чатие, как прослеживается развитие членов тела. Затем приходят к то- истиной, ибо христианство для него сегодня на самом деле не истина. му, чтобы теперь представить себе живым и духовным то, что обычно М ы видим это лучше всего на примере современного формирования во внешней природе открывают как абстрактные законы природы. А представления о Христе, если вообще можно говорить о таком форми- потом, иначе говоря, приходят к установлению того, что можно назвать ровании. Так уж сложилось для человека на современной стадии разви- Богом-Отцом.

тия, что к представлению о Христе он вовсе не может прийти из тех по- Знаменательно, что уже схоластика в средние века воспринимала,

нятий и идей, которые, начиная с X V столетия, образовались как есте- что среди тех результатов познания, которые можно получить с помо- ственнонаучные, и в XI X столетии и в начале X X столетия люди уже щью обычного человеческого рассудка из простого наблюдения мира, были неспособны прийти к представлению о Христе. есть познание Бога-Отца. Можно снова повторить уже неоднократно Такие вещи можно рассматривать следующим образом. Когда чело- высказанное ранее. Кто действительно идёт на то, чтобы расчленить век, уже обладающий этим современным сознанием, всматривается в этот мир, данный обычному сознанию, и затем не приходит к тому, что- окружающий мир, он с помощью комбинирующего рассудка открывает бы в конце концов соединить законы природы в то, что называют Бо- для себя законы природы. В результате тем способом, который уже гом-Отцом, тот действительно в некотором роде болен, патологически вполне возможен для современного сознания, он приходит к суждению: болен. Бьггь атеистом, значить быть больным, как я это уже говорил

„Этот мир пронизан мыслями, ибо законы природы доступны понима- здесь.

нию в мышлении, и сами они, собственно, являются мировыми мысля- Н о с этим обычным сознанием доходят не дальше, чем до Бога- ми'. Если же законы природы следуют до той ступени, где они должны Отца. С обычным сознанием к Нему можно прийти, но не далее. И от- быть применены к собственному возникновению человека как физиче- сюда характерно, что некто, слывущий самым значительным теологом ского существа, то приходят к тому, чтобы сказать себе: „Внутри этого новейшего времени, Адольф фон Гарнак, говорил о том, что в действи- мира от восприятия органов чувств до зеркала воспоминаний, который тельности Евангелие несёт весть не о Христе, Сыне, а весть об Отце, мы исследуем нашим обычным сознанием, живет духовное". — Дейст- И что в действительности Христос имеет отношение к Евангелию лишь вительно, как же должен быть болен человек, болен патологически, ее- постольку, поскольку О н принёс весть о Боге-Отце. Вы можете со- ли подобно обычному атеистическому материалисту не хочет признать вершенно отчетливо видеть, что это современное мышление с опреде- это духовное! М ы находимся настолько внутри этого мира, мира, дан- лённой последовательностью приводит лишь к признанию Бога-Отца и ного обычному сознанию, что сами мы как люди физические происхо- к такому толкованию Евангелия, даже современной теологией, согласно Дим из него благодаря физическому зачатию и физическому рождению. которому в нём содержится лишь весть о Боге-Отце. И в смысле этой Наблюдаемое именно здесь — внутри физического мира — неизбежно теологии хотели признать Христа как существо лишь в том отношении, созерцают неполно, если в основе не лежит общее духовное бытие. Как что Он однажды вступил в мир и принёс людям правильное учение о физическое существо мы рождаемся физически. Когда мы рождаемся Боге-Отце.


29 11

 

В этом содержится двоякое: во-первых, вера, что якобы нельзя найти между Богом-Отцом и Христом. Если вы внутренне честны, то вы са- послание о Боге-Отце через обычное миросозерцание. Схоластика это ми почувствуете, как Они тотчас же оба струятся друг через друга, ко- ещё принимала, но она не принимала второе, что Евангелие существует гДа в ы хотит е постичь различие между Богом-Отцом и Христом. Для якобы для того, чтобы рассказать о Боге-Отце - она придерживалась Соловьёва это невозможно. Соловьёв обоих переживает по-разному. И того, что Евангелие существует, чтобы рассказать о Боге-Сыне. Воз- больше того, он видит смысл борьбы, духовной борьбы, которая была никновение мнения, что действительно следует рассказывать лишь о выдержана в первые христианские столетия, чтобы человеческому соз- Боге-Отце, свидетельствует о том, что теология вступила в тот образ нанию представить различие между Богом-Отцом и Богом-Сыном, мышления, который образовался именно как западный. Так как вплоть К этому снова должен прийти современный человек. Если называ- ло III - IV столетий христианской эры в христианстве было ещё много ешь себя христианином, то внутренне необходимо проникнуться исти- от восточной мудрости, то людей глубоко занимали вопросы о различии но й - Однако, это нельзя осуществить, восхваляя Христа и необосно- между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Можно сказать, что эти тонкие в а н н о прилагая к нему только свойства Бога-Отца! Прийти к обоим различия между Богом-Отцом и Богом-Сыном, ещё занимавшие людей этим переживаниям - переживанию Отца и переживанию Сына - под влиянием восточной мудрости в первые христианские столетия, можно только через восхождение к истинам, подобным тем, на которые больше вовсе не имеют смысла для современных людей, для тех самых, я вч е Р а обращал внимание.

которые под тем влиянием, о котором я вчера говорил, образовали «Я» Но неизбежно придёт время, когда вся абстрактная форма сознания, как свойство (Egoität). в которую врос современный человек и которая, собственно, ничего не Так в современное религиозное сознание вошла некоторая неправда. позволяет, кроме признания Бога-Отца, изменится через гораздо более То, что человек переживает внутренне, к чему он приходит через своё конкретную жизнь сознания. Конечно, так, как я вчера представил вам расчленение мира и синтез мира, это есть Бог-Отец. И з традиции, из эта вещи, они в своей полноте в настоящее время не могут быть пред- предания он имеет затем Бога-Сына. Евангелия говорят ему об этом, ставлены в мире, который недостаточно подготовлен другими областя- традиция говорит ему об этом: он имеет Христа. Он хочет признать се- ми духовной науки - антропософии. Н о все же аналогично тому, как бя сторонником Христа, но во внутреннем переживании в действитель- рассказывали в старые времена о грехопадении и о тому подобном, ности Христа не имеет. Таким образом то, что он должен применить можно даже современным людям указать именно на то, что в их внут- лишь к Богу-Отцу, он переносит на Бога-Христа. Современная теоло- реннем есть центр разрушения, и что он проявляется во внешнем мире, гия на самом деле вовсе не имеет Христа. Она имеет лишь Отца, но на- К0ГДа «Я» в определённой степени погружается в этот внешний мир, зывает Отца «Христос», потому что так уж когда-то случилось, что из гДе он о н е может бьггь укреплено. Нужно только найти форму для пе- истории сообщено о сущности Христа, и хотят быть христианами. Если ренесения этих вещей именно в обычное сознание, подобно тому как быть правдивым, в новое время вовсе не имеешь права называть себя раньше давалось учение о грехопадении, учение о духовной основе ми-

христианином! ра, которое господствовало иначе, чем наше учение Бога-Отца.

Это, разумеется, изменяется, когда мы переходим дальше на Восток. Наша наука как раз должна пронизать себя такими воззрениями, ка- Уже на европейском Востоке это становится иным. Если вы возьмёте к™ я вч е Р а представил как действенные. Наша наука хочет познать во всё чаще упоминаемого здесь русского философа Соловьёва, то, с дру- внутреннем человека лишь законы природы. Н о именно в этом центре гой стороны, вы имеете настроение души, возникшее в философии, ко- разрушения, о котором я уже так часто здесь говорил, соединяются за- торая с полным правом, именно с внутренним правом, говорит о разли- кон ы природы с моральными законами. Здесь законы природы и мо- чии между Отцом и Сыном, потому что оба, Отец и Христос, для пе- ральные законы становятся одно. Именно в нашем внутреннем уничто- реживания Соловьёва существуют. Западный человек не различает жается материя и вместе с тем все законы природы. Материальная


30 11

 

жизнь со всеми законами природы отбрасывается в хаос. И из этого нашем внутреннем, когда мы погружаемся в этот внутренний хаос, вниз хаоса может возникнуть новая природа, пропитанная моральными им- под зеркало воспоминаний, мы имеем действительность, где в нашем пульсами, которые мы в неё закладываем в нашем внутреннем. И мы внутреннем сами говорим и слышим в одно и то же время. Это внутрен- говорили: всё то, что здесь становится действенным как центр разруше- нее слово говорит в нас, это внутреннее слово в нас становится слыши- ния, находится под нашим зеркалом воспоминаний. Если мы, так со- мым.

зерцая, проникаем под это зеркало воспоминаний, мы замечаем то, что Н о одновременно мы пришли здесь в область, где больше нет ника- в человеке, собственно, есть всегда. Через познание человек не стано- кого смысла говорить о субъективном и объективном. Когда вы слу- вится другим. О н узнает лишь то, каков он есть, каков он есть всегда. шаете другого человека, когда он обращает к вам слово, которое вы Человек должен прийти в своем сознании к тому, что он есть и каков воспринимаете своим слухом, тогда вы знаете, что это существо другого он. человека находится вне вас. Но вы должны до некоторой степени отка- Н о между тем мы проникаем, можно сказать, в это внутреннее зло в заться от себя, пожертвовать собой в себе, чтобы в слушании воспри- человеке и затем уже получаем сознание того, как проникают мораль- нять существо другого человека. И наоборот, когда говорите вы, тогда ные импульсы в это внутреннее зло, где разрушается материя, где мате- вы знаете, что словом, слышимым словом действительно становится то, рия отбрасывается в свой хаос, и тогда мы имеем в нас самих начало ду- что есть не только нечто субъективное, но это есть нечто, что вставля- ховного бытия. Тогда в нас самих мы воспринимаем творящего Духа. ется в мир. Таким образом, различие между субъективностью и объек- Вместе с тем, если моральные законы действуют в материи, которая, тивностью не имеет смысла и в ослабленном, слышимом нами в обще- едва возникнув, отброшена в хаос, то мы естественным образом имеем в нии с другими людьми слове и в слове, которое мы говорим к ним. Ко- себе духовное действие. Нам становится известно конкретное духовное гда мы воспринимаем, мы стоим с нашей субъективностью внутри объ- действие, которое в нас и которое является ростком для будущего мира. ективности, и объективность действует в нас и с нами. Т о же самое С чем мы можем сравнить то, что даёт о себе знать здесь, в нашем происходит, когда мы проникаем к внутреннему слову. Это не только внутреннем? М ы не можем теперь это сравнить с тем, что наши органы внутреннее слово, это одновременно нечто объективное. Это говорит не

чувств в настоящее время передают нам от внешней природы. Мы это наше внутреннее. Это на арене нашего внутреннего говорит вселенная, приблизительно можем сравнивать только с тем, что сообщает нам дру- Отсюда и для сознающего, что позади ковра чувств находится ду- гой человек, когда обращается к нам. Поэтому это будет больше, чем ховный мир, что там господствуют и творят духовные существа высоких сравнение, если мы скажем: „ К нам говорит то, что совершается здесь Иерархий, дело обстоит так, что он первоначально через имагинацию во внутреннем, когда моральные или даже аморальные импульсы со- воспринимает этих существ. И они для него, для его созерцания прони- единяются в нас с хаосом". То, что в нас говорит, это есть нечто дейст- заны внутренней жизнью, когда теперь он казалось бы из себя, но в вительное. И здесь мы приходим к одному образу, являющемуся не не- действительности из вселенной, слышит слово.

кой аллегорией или символом, а несомненной реальностью. Приходим к Таким образом, человек через самоотверженность, через любовь тому, что извне с помощью наших ушей мы можем слышать ослаблен- проникает в мир по ту сторону ковра чувств, и сверх того он продвига- ную для земного мира речь, в то время как речь, превышающая земное, ется к восприятию существ, которые открываются ему при полной са- высказывается в нашем внутреннем, так как она говорит исходя из того, моотверженности его собственного существа, к восприятию через то, что содержит зародыши для будущих миров. Мы здесь действительно что он должен в глубине души признать как внутреннее слово. М ы сра- проникаем до того, что следует назвать «внутренним словом». Конечно, стаемся с внешним миром. Внешний мир становится до некоторой сте- в ослабленном слове, которое мы говорим или слышим в общении с на- пени всемирно звучащим, когда пробуждено это внутреннее слово,

шими ближними, слушание и говорение разделены, в то время как в И то, что я вам здесь обрисовал, есть у каждого нашего современни-


33 11

 

ка. Только познания этого у него нет, а следовательно — нет этого ни в ряющийся, стремящийся к хаосу мир, но что однако затем снова есть его рассудке, ни в сознании. И он должен сначала врасти в такое по- восхождение, есть будущее. И если хотят увидеть реальность, действи- знание, в такую разумность. Когда мы с обычным сознанием, добы- тельность, то это должны рассматривать так, что всё воспринимаемое вающим нам интеллектуализированные понятия, познаём мир, то мы нашими органами чувств, — ведь даже других людей мы прежде всего познаём, собственно, лишь преходящее, лишь прошедшее. И если мы воспринимаем нашими органами чувств, — всё это когда-нибудь исчез- затем правильно созерцаем то, что может добыть нам наш интеллект, — нет. То, что предстает нашим глазам, что воспринимается нашими уша- это, собственно говоря, является ретроспективным взглядом на прехо- м и и так далее, этого однажды не станет. Небо и Земля исчезнут, — дящий мир. А с тем, на что я указал, мы можем найти Бога-Отца. Ка- вед ь даже то, что мы видим благодаря нашим органам чувств в звёздах, кое же сознание мы развиваем таким образом в отношении Бога-Отца? принадлежит к преходящему. Небо и Земля исчезнут. Но то, что обра- Сознание, что Бог-Отец лежит в основе мира, преходящее которого зуется как внутреннее слово во внутреннем хаосе человека, в центре возвещается нашим интеллектом. разрушения, это, после того как прейдут Небо и Земля, будет продол-

Да, это так. С середины X V столетия человек развил особую спо- жать жить так же, как продолжает жить зародыш растения нынешнего собность в своём интеллекте для созерцания уходящего мира. М ы ана- Года в растении в следующем году. Во внутреннем людей есть зароды- лизируем и испытываем с помощью нашего интеллектуализированного Ши будущих миров. И в эти зародыши люди принимают Христа; кроме научного познания всемирный труп. И такие теологи, придерживаю- ТОго, могут исчезнуть Небо и Земля, но Логос, Христос, не может ис- щиеся подобно Адольфу Гарнаку лишь Бога-Отца, в действительности чезнуть. Человек в своем внутреннем несёт в определённой степени бу- являются для мира выразителями заката, того, что совершенно погибнет дущее бытие, хотя всё, что он видит вокруг себя, исчезнет,

с Землёй, что с Землёй совершенно исчезнет. Это души, направляющие И он должен суметь сказать себе: я смотрю на Бога-Отца. Бог-Отец назад. лежит в основе мира, видимого мной благодаря органам чувств. О н - Н о чем же, в конце концов, является это для человека, целиком Его откровение. Но это — уходящий мир, и в этом уходе он захватил вжившегося в современный естественнонаучный образ мыслей, вну- бы с собой и людей, если бы человек целиком растворился в нём, если шаемый ему с детства? Его учат тому, что здесь в мире внешние фено- бы могло развиться осознание только Бога-Отца. Человек вернулся бы мены хоть возникают и исчезают, но материя остаётся, она неразру- назад к Богу-Отцу; он не мог бы иметь дальнейшего развития. Н о шаема, и если даже однажды Земля придёт к своему концу, материя не здесь же есть и восходящий мир, который существует именно благодаря будет уничтожена. Несомненно, возникнет большое кладбище, но это человеку. Если человек облагораживает свои моральные идеалы через большое кладбище будет хранить те самые атомы и молекулы или, по осознание Христа, через импульс Христа, он формирует их такими, ка- крайней мере, те самые атомы, которые сегодня уже здесь есть. - Об- кими они должны быть благодаря пришествию Христа на Землю. За - ращают взгляд лишь на этот закат и даже в восходе, в сущности говоря, тем человек вживается в свой хаос, прорастая в будущее, и это является

изучают лишь то, что содержится в нём от заката. уже не уходящим, а восходящим миром.

Восточный человек переживать это не мог бы никогда. И в приглу- Такое сильное восприятие должны иметь как для уходящего, так и шённых философских чувствованиях Соловьёва это проявлялось на ев- для восходящего мира. Уже в природе должны воспринимать, как в ней ропейском Востоке. Если и высказал он это неотчётливо — по крайней присутствует вечное умирание. И благодаря этому умиранию природа мере, не так отчётливо, как во всеобщем сознании это должно было бы приобретает определённую окраску. Н о при этом в природе есть также быть высказано в будущем, - всё-таки надо сказать, что такой дух, как постоянный восход, постоянное рождение. Это окрашивает природу не Соловьёв, имеющий ещё так много от восточного человека, повсюду тем, что становится явным для наших органов чувств, но всё-таки это видит, что здесь существует заходящий мир, этот дробящийся, раство- ощутимо в ней, когда мы с открытым сердцем отдаёмся природе.


34 11

 

Снаружи в природе видим мы, скажем, краски, — краски в смысле завершенности вплоть до материи (см. рисунок, светлое). Во внешнем спектра красок, — от самой крайней красной вплоть до самой крайней мире она выступает нам навстречу самым различнейшим образом, так фиолетовой со всеми промежуточными оттенками. Если бы теперь мы что она для нас видима. Н о в нашем собственном внутреннем эта мате- определённым образом перемешали эти краски друг с другом, то они рия отбрасывается в ничто, проникается чисто духовными существами, восприняли бы жизнь. Тогда они стали бы именно тем, что проявляется нашими моральными идеалами или же аморальными идеалами (крас- из человека наружу как человеческий телесный цвет, инкарнат. Когда ное). Здесь затем произрастёт новая жизнь. Мир должен предстать мы всмотримся в природу, мы до определённой степени увидим прости- нам в этом своем двойном образе: Бог-Отец, созидающий это внешне рающуюся радугу как знак Бога-Отца. Н о посмотрим теперь на чело- видимое, которое доходит до своего конца в человеческом внутреннем, века: инкарнат высказывается из внутреннего человека, когда все крас- где это отражается в хаос. М ы должны прочувствовать конец этого ми- ки пронизывают друг друга, воспринимают жизнь и становятся живыми ра, являющегося миром Бога-Отца, и тогда мы увидим, как благодаря в своём самопронизании. Всматриваясь в труп, мы не видим в нём ниче- этому приходим к внутреннему пониманию Мистерии Голгофы, к тому го воспринимающего жизнь. То, что является человеком, тут снова от- внутреннему пониманию, благодаря которому становится наглядным, брошено назад в радугу, в творение Бога-Отца,. Но человек также как приходит к концу существующее в смысле творения Бога-Отца, как должен в своём внутреннем увидеть источник цветного, того, что пре- через Бога-Сына оно вновь возрождается, становится новым восходом, вращает радугу в инкарнат, радугу — в живое единство. Он должен Можно, собственно говоря, повсюду в западном мире увидеть, начи- увидеть это в своём внутреннем. ная с X V столетия, склонность проникнуть лишь в уходящее, лишь в Вчера и сегодня я привёл вас — хотя и сложным путём — к этому трупоподобное, которое доступно одному интеллекту, увидеть, как всё

так называемое обучение сформировано под влиянием такой научности,

направленной на мёртвое. Она противоположна истинному христианст- ву. Истинное христианство должно иметь восприятие живого, а также уметь отделять восприятие восходящего от нисходящего. Отсюда самое важнейшее представление, которое должно исходить из мистерии Гол- гофы — это воскресший Христос, победивший смерть. Потом приходят к пониманию того, что важнейшее представление — это Христос, про- шедший через смерть и воскресший. Христианство как раз не только религия спасения. Такими были уже восточные религии. Христианство есть религия воскресения, религия возрождения для того, что иначе су- ществует лишь в виде исчезающей материи.

Космически мы имеем исчезновение материи на Луне, той самой, что сияя возникает всё вновь и вновь. Духовно видимая, видимая благодаря духовному созерцанию, когда уже от обычного чувственного созерца- ния переходишь к имагинации, Луна становится неким непрерывным

внутреннему в его истинном значении: как благодаря этому внутренне- процессом: это непрерывное исчезновение (середина рисунка а, доска му материя, существующая как внешняя, отбрасывается в ничто, в хаос, 4). Здесь, где помещается Луна, материя Луны крошится и распыляет-

чтобы дух мог снова стать созидающим. Если созерцают вплоть до это- с я в окружающий мир, снова собирается из окружения и крошится (ок-

го нового созидающего, то говорят себе: Бог-Отец действует в своей ружение рис. а, доска 4). Созерцая Луну — уже в имагинации — вое-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обнаружит | Пятница, 30 сентября 1921 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.