Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятница, 30 сентября 1921 года




Дорнах

36 37

 

принимают непрерывное собирание материи, которая там, где находится

Луна, крошится и распыляется в мир. Луна в действительности должна

 

Когда мы погружаемся в своё внутреннее, мы смотрим в наш внут- ренний хаос, в наше лунное. Здесь внутренняя Луна. Материя разру-

быть видима таким образом: круг, более узкий круг, и таким же обра- шаетс я > к а к это происходит вовне во вселенной только там, где как раз зом далее, затем ещё более узкий круг - теперь это уже становится са- находится Луна. Но затем в нас через наши чувства проникает солнеч- мой Луной. Здесь это распадается, распыляется. Здесь это разлетается но е - В на с солнечное входит в лунное. Материя, разрушенная внутри, наружу во всю вселенную. Материя на Луне не терпит середины, не возмещается через солнечное. Здесь, во внутреннем, материя беспре- терпит центра. Материя концентрируется по направлению к центру Лу- Р ьюн 0 вонзается в лунное, и здесь же человек через свои чувства бес- ны, но не вынося центра, останавливается и разлетается наружу во все прерывно впитывает солнечное (это указано на рисунке). Так мы свя- стороны в виде мировой пыли. Только обычное чувственное зрительное зш ы с космосом и так же должны иметь способность различения лун- восприятие видит Луну как покоящуюся. Она не покоится. Это непре- ног о - разрушающегося, истекающего в космическую пыль, и ожив- рывное сжатие материи и разлетание её наружу (рис. Ь, доска 4). ляющего в солнечном.

На Солнце это иначе. Уже в имагинации мы видим, что материя хотя Ч е Р е з о б а эт и переживания в разрушающемся, распыляющемся уви-

фактически и приближается к центру, но не разлетается таким же обра- ^ МИР Бога-Отца, который должен быть здесь, пока этот мир не пре- зом, а начинает получать жизненность через пронизание лучами. Это не вратится в мир Бога-Сына, который, собственно говоря, физически дан распыление, это получение жизненности. Это жизнь расширяется из ч ^ 3 солнечное мира. Лунное и солнечное соотносятся, как Божество центра во все стороны. И с этой жизнью развивается астральность. Там Отца и Божество Сына.

на Луне существует ничто; там разрушается астральность. Здесь на Эт о инстинктивно созерцали в первые христианские столетия. Это

Солнце астральность соединяется с излучающимся. Солнце, в сущности, Должны будут с полным пониманием узнать, когда человек снова захо- есть нечто такое, что пронизано внутренней жизнью, где центр не только че т честн о сказать о себе: Я христианин,

не отрицается, но где он действует как раз как нечто оплодотворяющее. т о ' 4X 0 я хоте л в а м сегодня представить. Центр Солнца является космически оплодотворяющим. В действитель-

ности в противоположности Солнца и Луны космически имеют бытие отброшенной в хаос материи, и рождение, прорастание материи.


 

 

Лекция треть я

 

 

 

 

М ы продолжим рассмотрение того, что обсуждали здесь в последние пятницу и субботу. И я мог бы сегодня особым образом направить ваш взгляд на рассмотрение душевной жизни, — как протекает эта душев- ная жизнь, если её рассматривать с точки зрения имагинативного по- знания, о котором вы уже знаете из моей книги «Как достигнуть позна- ния высших миров?». Вы знаете, что мы различаем четыре ступени по- знания, исходящие из нашего обычного сознания. Ступень познания, присущая нам в сегодняшней обычной жизни и в сегодняшней обычной науке и составляющая истинное сознание эпохи, в книге «Как достиг- нуть познания высших миров?» названа предметным познанием. Далее приходят в область сверхчувственного через ступени познания: имаги- нацию, инспирацию, интуицию. В обычном предметном познании не- возможно наблюдать душевное. Душевное переживают и, переживая его, развивают предметное познание. Н о истинное познание можно по- лучить только тогда, когда познаваемое могут объективно поставить пе- ред собой. С душевной жизнью в обычном сознании это невозможно. Необходимо определённым образом отойти на одну ступень за пределы душевной жизни с тем, чтобы поставить её вне себя, тогда её можно на- блюдать. А это получается как раз благодаря имагинативному позна- нию. Именно сегодня я хотел бы лишь показать вам, что обнаруживает- ся здесь при таком рассмотрении.

Вы знаете, когда мы рассматриваем человека и останавливаемся, прежде всего, на том, что содержится в современном человеке Запада,

— мы различаем физическое тело, эфирное или тело образующих сил, которое, собственно, является суммой деятельности, астральное тело и

«Я». Если мы душевное переживание приведём не к осознанию, а к восприятию (nicht zur Erkenntnis, aber zum Bewusstsein), то мы различа-


4 1

4 0

гда употребляют именно такую форму выражения, ближе всего прихо-

ем его уже в мышлении, чувствовании и желании, постигая это до неко- ^ к с о в е р ш е н н о законному представлению: «Я» с астральным телом торой степени во флуктуирующей жизни. И происходит это таким об- о т за С ыпания до пробуждения находятся вне физического и эфирного

разом, что мышление, чувствование и желание в обычной душевной те л

жизни проникают друг в друга. Вы не можете себе представить течение Т Ra K т о д ь к о ч е д о в е к приближае Т с я теперь к имагинативному позна-

мыслей без того, чтобы в этом течении мыслей воля не играла роли. Как ^ ем у вс ё б о д ь ш е и б о л ь ш е д а ё т с я В03М0ЖН0СТ Ь т о ч н о постигать в мы добавляем одну мысль к другой, как отделяем одну мысль от другой душевном взоре, во внутреннем созерцании то, что переживается в мо-

- это вне сомнения есть волевая деятельность, устремляющаяся в ме н т в о з н и к н о в е н и я (i m St a tu s nascendi), можно сказать, как преходя- жизнь мыслей. И с другой стороны, даже если в настоящее время, как я ще е Э т 0 и м е ю т и должны б ы с т р 0 П0СТИЧЬ) и М01у г э т 0 постич ь. Имеют уже неоднократно разъяснял, процесс остается затемненным, мы все же пе р е д с о б о й ^ чт 0 м о ж н о о с о б е н н о о с т р о наблюдать в момент пробу- знаем, что если мы как люди имеем желания, в наших желаниях в виде жд а ш я и з а с ь ш а н и я. Э т и моменты засыпания и пробуждения можно импульса выступает наше мышление, так что мы непременно даже в наблюдать с помощью имагинативного познания. Вы уже знаете, что обычной душевной жизни имеем не само по себе обособленное желание, ср е д и к о м п л е к с а приготовлений, которые необходимы, чтобы прийти к а желание, пронизанное мышлением. И тем более - мышление, воле- ^ вы с о к о м у П 0 зН а нию, я упоминал в приведённой выше книге о вос- вые импульсы и собственные чувства втекают друг в друга в чувствова- пи т а н и и о п р е д е л ё н н о г о присутствия духа. Люди так мало говорят в нии. Таким образом, мы без сомнения имеем душевную жизнь, как пе- обычной жизни о наблюдениях, которые они имеют возможность осу- ретекающую друг в друга, но при этом мы отбросим вещи, которые се- ществлять в духовном мире, потому что у них отсутствует это присутст- годня давайте оставим без внимания, чтобы различить внутри этой пе- в и е д у х а £ с л и б ы э т о присутствие духа в широком понимании воспи- ретекающей душевной жизни мышление, чувствование и желание. Если тывалось у людей, то уже сегодня все люди могли бы говорт ъ о духов- вы познакомитесь с моей книгои «Философия свободы», то увидите, ны х сверхчувстве Н ны х восприятиях, так как они, собственно, в значи- как важно тщательно отделить мышление от чувствования и желания по тедьной м е р е н а п р а ш и в а ю т с я п р и засыпа н и и и пробуждении, особенно той причине, что только через рассмотрение отделенного мышления пр и п р о б у ж д е н и и. То л ь к о Ш тому, что так мало воспитывают это при- приходят к представлению человеческой свободы. су т с т е и е духа > л ю д и н е з а м е ч а ю т ЭТОГо. В момент пробуждения целая

Таким образом, мы, попросту говоря, живо схватывая мышление, вселенная выступает перед душой. Н о возникнув, она исчезает вновь, и

чувствование, желание, схватываем одновременно текущую и творящую пр е ж д е ч е м люди > ч т о б ы с х в а т и т ь ^ вс п о м и н а ю т о б этом > о н а у х о д и т

душевную жизнь. И когда схваченное здесь в непосредственной живо- пр о ч ь 0 т с ю д а т а к м а д о в ы м о ж е т е г о в о р и т ь о б ЭТ0 Й ц е л о й вселенной > сти мы потом соединяем с тем, чему учит нас антропософская духовная выступающей перед душой и поистине имеющей совсем особенное зна- наука о связи отдельных членов человека: физического тела, эфирного, че Н и е в осознании внутреннего человека.

астрального и «Я», — именно тогда для имагинативного познания выте- г? _ „ „„

^ ' Ьсли действительно приходят к тому, чтобы в присутствии духа схва- кает нижеследующее. ^ тить момент пробуждения, тогда перед душой располагается вся все- М ы уже знаем, что мы во время бодрственнои жизни от пробужде- ле Н на я текущих мыслей. Ничего фантастического при этом не должно

ния до засыпания имеем в определенной внутренней взаимосвязи физи- 6ьгг ь М о ж ш н а б л ю д а т ь е ё с т е м с а м ы м душе В ны м спокойствием и


ческое тело, эф ^ и 1 рное тело, аст " ральное тело и «Я». Мы знаем м далее, что


рассудительностью, с какими на л блюдают в химических ла й бораториях.


в спя4щ4 ем состоянии мы имеем на одной стороне физическое и эфирное ы «„

„ п т - И тем не менее здесь присутствует этот текущии мир мыслей, очень от-

тела, на другой стороне — астральное тело и «Я». Если способ выраже-, и „ „„




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.