Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К . „ 1 личающиися от чистого сновидения. Чистое сновидение разыгрывается ния пкравилен даже только п1риближенно, когда гово1рят: „«Я» и аст- m и




„ так, что оно заполнено жизненными воспоминаниями. Но то, что ра-

ральное тело отделяются от физического и эфирного тел, — все же, ко-


43 11

 

зыгрывается здесь в момент пробуждения, это не жизненные воспоми- зическим и эфирным телами, безразлично, либо при пробуждении, либо нания. Они очень сильно отличаются от жизненных воспоминаний, эти при засыпании постоянно разыгрываются процессы, которые, собст- текущие мысли. Они могут быть переведены на язык обычного созна-

ния, но это, собственно говоря, чуждые мысли, мысли, которые мы

обычно не в состоянии испытывать, если мы схватываем их не в момент, ставший для нас возможным либо благодаря духовно-научному обуче- нию, либо как раз в этот момент пробуждения.

Что мы в действительности схватываем здесь? Здесь мы с нашим

«Я» и с нашим астральным телом проникли в эфирное тело и в тело фи- зическое. То, что переживается в эфирном теле, переживается, разуме- ется, подобно сновидению. И вместе с тем, как я разъяснял, учатся тонко наблюдать в присутствии духа, учатся различать это прохожде- ние сквозь эфирное тело, в котором возникают, подобно сновидению, жизненные воспоминания. А затем, перед полным пробуждением, до впечатлений, которые органы чувств имеют лишь после полного пробу- ждения, учатся наблюдать бытие, вставленное в мир, который несо- мненно является миром творящих мыслей, но переживается не как мыс- легрёзы, о которых твёрдо знают, что имеют их в себе субъективно. Мысли, подразумеваемые теперь мной, представляются врывающемуся

«Я» и астральному человеку всецело объективными. И совершенно точно отмечаешь, что эфирное тело должно бьггь пройдено, ибо пока проходят эфирное тело, все остается грёзоподобным. Но должна бьггь, кроме того, пересечена пропасть, промежуток — выражение хоть и не вполне верное, но зато более понятное, — промежуток между эфирным и физическим телами, а затем проскальзывают в сплошное эфирно- физическое, тем временем пробуждаясь и имея здесь внешние впечат-

ления физических органов чувств. Как только проскользнули в физиче- венн 0 - существуют в действующем бытии мыслей и которые являются

ское тело, здесь как раз и имеют внешние физические впечатления действующим бытием мыслей между нашим физическим телом и эфир- чувств. То, что мы переживаем объективно здесь в плетении мыслей, №1 М т е л о м (жёлтое). Так что теперь, объективируя, мы схватили пер- это разыгрывается без сомнения между эфирным и физическим телами. ВЬ1Й элемент душевной жизни. Мы видим в нём ткание между эфирным М ы должны видеть в нём взаимодействие эфирного и физического тел. и физическим телами.

Если мы нарисуем это схематически (см. рис. Доска 5), то сможем ска- ткУЩая жизн ь мыслей на самом деле в нашем сознании в бодрст- зать: если это примерно представляет физическое тело (оранжевое), это венно м состоянии не проявляется такой, как она есть. Это необходимо

- эфирное тело (зелёное), то мы имеем живое ткание физического и ка к Р ^ схватить таким образом, как я изобразил. Именно когда мы эфирного тел в мыслях, которые мы здесь схватываем, и тогда на пути пробудились, мы проскальзываем нашим «Я» и нашим астральным те- такого наблюдения приходят к пониманию того, что между нашими фи- ло м в н а ш е физическое тело. «Я» и астральное тело в нашем физиче- ском теле, пронизанном эфирным телом, принимают участие в жизни


45 11

восприятий органов чувств. Вместе с тем, вы, имея в себе жизнь во е ^ ß 9 t q ^ м ышл е н и е. Таки м образоМ; м ы схватил и душ е вно е в приятия органов чувств, пронизаны внешними мировыми мыслями, ко- некоторой определённой области.

торые вы можете образовывать себе, воспринимая органами чувств, и, Есд и м ы п о й д ё м т е п е р ь д а л ь ш е в захвать1ва Н ии в присутствии духа

кроме того, вы имеете силы заглушить это объективное плетение мыс- момент а п р о б у ж д е н и Я; т о н а й д ё м следующее. Если мы при прохожде- леи. В том месте, где обычно ткутся объективные мысли, мы в опреде- н ш э ф и р н о г о тел а в СОСТОянии пережить нечто сновидческое, именно в ленной степени из субстанции ткания этих мыслей образуем наши по- МОМент прохождения эфирного тела нашим «Я» и астральным телом, то

вседневные мысли, формируемые нами в связи с чувственным миром ^ з а т е м ш о ж е м о б р а з н о п р е д с т а в ш ъ себ е эт 0 сновидение. Картины

именно указанным способом. И я могу сказать: „Внутри этого объек- сновидения должны прекратиться в то мгновение, когда мы пробужда- тивного ткания мыслей переливается то, что ныне является субъектив- емся, иначе мы восприняли бы сновидение в обычную осознанную ным тканием мыслей (светлое), заглушающим другое, объективное и бодрственную жизнь и грезили бы наяву, в связи с чем утратили бы

тоже разыгрывающимся между эфирным и физическим телами. М ы даж е рассудительност ь. Сновидения, как таковые, должны прекратить-

живем по сути дела в том, что я иносказательно обозначил, для лучшего с я Н о к т 0 п е р е ж и в а е т СНовидения в состоянии ясного сознания, следо- понимания, как промежуток между телами эфирным и физическим, в вательн о и м е е т п р и с у г с т в и е д у х а д 0 само Г о конца переживания снови- этом промежутке между эфирным и физическим телами мы живем, ко- „„„„„ „„„ „ D „^„„ ^


гда совместно с душо „..


свои мысли. т I


м субъективным тканием


дения, если сновидение пережито, когда оно есть, а именно в момент


J й ткем


Наши


J прохождения.


о „.„, „ не только потом „ т,™™».,™,,.™


как это


эфирног


тела а


в воспоминании,


J л
мыслей мы заглушаем объективные мысли, имеющиеся всегда и в спя-., „„„ „„„ ^,.„,, ъг * обычно бывает, то сновидение обнаруживается как нечто живое, как

щем и в бодрствующем состоянии. Конечно же, в этой области нашего» „ л „

^ F J ^.. ' нечто переживаемое как сущность, в которой осознают себя. 1 юскольку


человеческого суJ4щ3ества в -определенной мере„ имеется в наличии ткание


об, ычное переживание сновидения в дей»ствительности является пережи-


как объективных, так и сJубъективных мыслей.

v


„ ванием


«

последующим
воспоминании,


воспоминанием


о сновидении,


„„„

оно


1\акои смысл имеет ткание объективных мыслей!1 1 кание объектив-. „^„„^„ ^


 

ных мыслей, когда оно воспринимается, когда действительно при нали-


есть просто обычная фиксация сновидения, имеющая целью захватить

ег о тодько к а к воспоминание) к о г д а о н о ^екло. В живом же сущност-


' F _ ' переживание того, что присутствуют внутри образа. Но благодаря тому,
чии присутствия духа происходит фиксация момента пробуждения, вое- но м сновидении образное перестает быть только образным. Получают принимается не как голое абстрактное мышление, а как то самое, что й и л „„„„„„....

живет в нас как силы Fроста, как вообще силы жизни. Эти силы жизни *

„' что получают это переживание присутствия внутри образа, которое свя-


связаны с тканием мыслей. В этом случае они внутFрь пFронизывают

эфирное или жизненное тело, наружу формируют физическое тело. 1 о.


зано с движением душевного так же, как обычно в бодрственнои жизни


 

^ F j т н f j ч * и- движения ноги и руки связаны с телесным, — сновидение становится что мы воспринимаем как объективное ткание мыслей при фиксации гл „ „

1 4 й именно таким: оно становится активным. Uho становится таким, что его момента пробуждения в присутствии духа, мы, несомненно, имеем с од-

„ „ ' А переживают, как переживают движение руки, ноги или головы и тому

ной стороны как ткание мыслей, с другой стороны как деятельность пи- ъг

' F J F im подобное. Когда переживают это схватывание сновидения как нечто тания. СуществуJ ющее в нас в таком роде мы воспринимаем как bhvt- «л

^ ^ о сущностное, именно тогда в сновидении в дальнейшем, при пробужде-

реннее ткание, но представляющее собой нечто абсолютно живое.

Г - F „ нии, к этому переживанию присоединяется следующее: эта переживае- Мышление до некоторой степени теряет свою образность и абстракт-

~ F.. F „ F F мая здесь в сновидении активность, внутри которой теперь находятся, в

ность. Uho терF яет также все четкие контJуiры, ото становится флуктуи-

^ ^ некотором роде присутствуют, — эта активность погружается в нашу

'
tрJующим мышлением, но оно должно четко Fраспознаваться как мышле- ы


т. '..


.. müiLLuvc телесность. Как при мышлении мы чувствуем, что проникаем до грани-


ние. МирFовое мышление ткет в нас, и мы Jузнаем, как ткет в нас миFоо- вое мышление, и как мы с нашим сJубъективным мышлением погружа-


 

цы нашего физического тела, где находятся органы чувств, и наряду с мышлением воспринимаем впечатления органов чувств, так же чувству-


47 11

 

ем мы, как погружаем в себя эту внутреннюю активность, переживае- мыслей, так эфирное тело и астральное тело должны бьггь в живом мую в сновидении. То, что здесь переживают в момент пробуждения взаимодействии с жизнью чувств. Когда мы бодрствуем, мы пережива- или, собственно, перед моментом пробуждения, когда находятся внутри ем эту живую изменчивость наших теснящихся друг в друге эфирного и сновидения, ещё совершенно вне своего физического тела, но уже в астрального тел как наши чувства. Когда мы спим, мы переживаем то, эфирном теле, соответственно именно когда входят в свое эфирное тело, что живущее теперь вовне астральное тело переживает во внешнем

— это погружают в свою организацию. И это доходит до того, что это эфирном мире как картины сновидения, существующие теперь во время

погружение имеют перед собой как переживание. Тогда уже знают, что всего сна, но только не воспринимаемые обычным сознанием, а лишь теперь происходит с погружённым: оно снова лучится назад в наше едва вспоминаемые в тех фрагментах, которые образуют обычную бодрственное сознание, но лучится назад уже как эмоция, как чувство- жизнь сна.

вание. Эмоции в нашей организации суть погружённые сновидения. И з этого вы видите, что если мы хотим постичь жизнь души, то

Когда то, что переплетается с внешним миром, мы воспринимаем в должны заглянуть ещё между членами человеческой организации. Мы этом состоянии ткания сна, — это является сновидением. Когда снови- представляем себе жизнь души как текущее (flutendes) мышление, чув- дения погружаются в нашу организацию и становятся осознанными из- ствование и желание. Сейчас мы переходим к последнему. Н о объек- нутри, мы переживаем их как чувства. Итак, мы переживаем эмоции тивно мы это захватываем, заглядывая определённым образом в про- благодаря тому, что находящееся в нашем астральном теле погружается межутки между этими четырьмя членами: между физическим и эфир- в наше эфирное тело и далее в нашу физическую организацию, но не до ным телами, и эфирным и астральным телами.

самых органов чувств, не до самой периферии организации, а только Как я уже рассматривал с других точек зрения, то, что выражается в прямо во внутреннюю организацию. Затем, когда это произошло и осо- желании, вполне поддаётся даже наблюдению обычной бодрственной бенно отчётливо созерцалось в момент пробуждения прежде всего бла- жизни, обычного сознания. В этом обычном сознании имеются пред- годаря имагинативному познанию, тогда получают уже внутренние си- ставления, на которые мы ориентируем наше желание, и чувства, разви- лы, чтобы созерцать это постоянно. А во время бодрственной жизни ваемые нами, исходя из представлений в качестве побудительной при- мы как раз непрерывно грезим. Нашим мыслящим сознанием, жизнью чины для нашего желания. Но в обычном сознании нам не дано, что же представлений мы лишь высвечиваем сновидения. Кто может заглянуть здесь, собственно, происходит, как проигрывается то, что ясно лежит в под поверхность жизни представлений — а обучаются этому видению нашем сознании в качестве содержания представлений нашего желания, благодаря тому, что как раз, не теряя присутствия духа, схватывают сам когда мы только побуждаем руки к желанию. В то мгновение, когда ду- момент сновидения, — кто так обучился, что в момент пробуждения ховный исследователь привлекает имагинацию и приходит к тому, что- может схватить то, на что я указал, тот может затем даже переживать бы увидеть природу мышления и чувствования так, как я говорил, тогда под поверхностью полной света жизни представлений длящиеся в тече- он может проникнуть туда, чтобы получить человеческие переживания, ние целого дня сновидения, но все это не переживается как сновидения, которые разыгрываются между засыпанием и пробуждением, как нечто а тотчас погружается в нашу организацию и излучается назад как мир проваливающееся в сознание. Ибо в упражнениях в имагинации укреп- чувств. Тогда он знает, что чувства, эмоции, это то, что разыгрывается ляют «Я» и астральное тело. Они становятся внутренне сильнее, они между астральным телом, показанным мной схематически (Рис. доска учатся переживать. В обычном сознании имеют как раз не это истинное

5, светлое), и эфирным телом. И конечно, это запечатлевается в физи- «Я». Какое же «Я» имеют в обычном сознании? Вы видите, я снова ческом теле. Так что истинный источник чувств лежит между астраль- должен это сравнивать. Когда просматривают жизнь воспоминаний в ным и эфирным телами (красное). Как физическое и эфирное тела обратном порядке, то ошибочно это представляют себе замкнутым те- должны действовать друг на друга в живом взаимодействии с жизнью чением. Однако это неверно, и мы должны были бы в действительно-


49 11

 

ста, прожив и просмотрев теперь прожитый день вплоть до пробужде- ния, достичь затем пустого места, на котором заканчивается содержа- ние сознания сегодняшнего дня, и так далее. То, что мы наблюдаем здесь в ретроспективной памяти, несёт в себе, разумеется, также те со-   чается активность из нашей жизни эмоций, и что лучится во внешний мир. И затем, когда действительно развиваются в отношении воли, учатся познавать, как погружаются каждый раз в состояние, подобное погружению в состояние сна. Погружаются в глубокий сон. То, что
стояния, которые мы прожили бессознательно, которых нет в присутст-   сразу происходит при засыпании, когда «Я» с астральным телом выхо-
вующем содержании сознания. Н о они есть в другом виде внутри. Че- ловек, который бы совсем не спал — если я MOiyэто привести гипотети- чески - имел бы совершенно разрушенную ретроспективную память.   дят из физического и эфирного тел, это внутренне выступает каждый раз во время желания. Разумеется, вам должно быть ясно, что описываемое мной гораздо
Ретроспективная память до некоторой степени стала бы его ослеплять. О н переживал бы всё то, что поставил перед своим сознанием в ретро- спективной памяти, как нечто совершенно чуждое ему, ослепляющее сиянием. Он был бы охвачен этим и должен был бы полностью себя от- ключить. Он вовсе не пришел бы к тому, чтобы почувствовать в себе самого себя. Только благодаря тому, что в воспоминание вставляется   там труднее зафиксировать, нежели то, что я описывал прежде, так как в большинстве случаев момент засыпания труднее схватывать в присутст- вии духа, чем пробуждение. После пробуждения мы бодрствуем, здесь мы, по крайней мере, имеем опору в воспоминании. При засыпании мы должны бодрствующим состоянием ещё глубже входить в сон, если хо- прийти к наблюдению. Н о человек в большинстве случаев как раз
состояние сна, воспоминание становится приглушённым. М ы должны быть в состоянии его выдерживать. Поэтому становится возможным, что мы сами себя утверждаем в отношении нашего воспоминания. Ис-   засыпает - он не посылает вглубь, в засыпание, активность чувствова- ния. Н о если он может послать её туда вглубь, что как раз появляется через обучение имагинативному познанию, тогда он замечает, что фак-
ключительно состоянию сна мы должны быть благодарны за наше са-   тически в желании имеет место погружение в тот же элемент, в который
моутверждение в воспоминании. То, что я сейчас говорю, можно было бы хорошо установить сравнительным способом через опытное наблю- дение течения человеческой жизни. И как мы чувствуем внутреннюю активность в воспоминании, также мы, собственно, чувствуем наше «Я», исходя из всей нашей организа- ции. М ы чувствуем это так, как мы воспринимаем состояние сна, я бы сказал, подобно темному пространству в ходе воспоминаний. М ы вое- принимаем это «Я» обычным сознанием не прямо, а так, как мы вое-   мы погружаемся при засыпании. М ы фактически в желании становимся свободными от нашей организации. М ы связываем себя с истинной объективностью. Как при пробуждении мы проходим через наше эфир- ное тело, через наше физическое тело вплоть до области органов чувств и таким образом приходим вплоть до периферии тела - в определённой степени овладеваем всем телом, пропитываем всё тело, - так наши сно- видения мы снова посылаем назад в виде чувствования в тело и вместе с тем внутренне погружаемся в себя. Сновидения становятся именно чув-
принимаем состояние сна. Н о в то время, когда мы овладеваем имаги- натавным сознанием, это «Я» действительно выступает, и оно имеет волевую природу. И мы замечаем то, что в нас активизирует чувство,   ствами. Н о если мы теперь не остаёмся в теле, - внутренне духовно выходим из тела, но без того, чтобы идти к периферии тела, — то мы приходим к желанию. Так что желание фактически происходит, по су-
которое закрывается в себе, чтобы ощущать вместе с миром симпатии та, независимо от тела. Я знаю, что этим говорится многое, но я всё же
или антипатии, что в нас усиливает это чувство в желании, которое ра- зыгрывается в процессе аналогичном процессу, разыгрывающемуся   должен это представить, потому что это является реальностью. И при фиксации этого мы видим, что если мы имеем здесь «Я» (Рис. доска 5,
между бодрствованием и вхождением в сон. Это можно опять-таки на-   синее), то желание разыгрывается между астральным телом и «Я» (ли-

блюдать, сохраняя присутствие духа, если развивать для пробуждения и ловое).

засыпания те самые качества, о которых я говорил. Здесь при засыпа- Итак, мы можем сказать, что мы разделяем человека на физическое нии замечают, что в состояние сна вносят то, что излучается, как излу- тело, эфирное тело или тело образующих сил, астральное тело и «Я».


51 11

 

Между физическим и эфирным телами душевно разыгрывается мыш- прежних переживаний, из переживаний, предшествующих рождению, ление. Между эфирным телом и астральным телом душевно разыгры- предшествующих зачатию. И это становится для нас некой объектив- вается чувствование. Между астральным телом и «Я» душевно разыг- ной духовной реальностью, которая связывает всю нашу организацию, рывается желание. Вместе с тем, приходя к периферии физического те- Объективность, пронизанная мыслями предшествующего бытия, стано- ла, мы имеем восприятие органов чувств. Когда мы проявляем себя бла- вится предметом объективного созерцания. М ы можем сказать с внут- годаря нашему «Я», встраиваем всю нашу организацию во внешний ренним пониманием, что из мира духа мы действовали посредством мир, тогда желание становится поступком на полюсе, противоположном мыслей. Субъективные мысли, которые мы присоединяем к этому, не- восприятию органов чувств (см. схему, доска 6). ходятся в области нашей свободы. Т е мысли, которые мы созерцаем Таким образом достигают объективного захватывания того, что пе- тут, формируют нас, они строят наше тело из ткания мыслей. Они яв- реживается субъективно в текущем мышлении, чувствовании и жела- ляются нашей предшествующей кармой (см. схему, доска 6). Итак, нии. Так переживание превращается в познание. Все психологи, кото- прежде чем мы приближаемся к восприятию органов чувств, мы вос-

рые хотят иначе, другим способом, захватить текущее мышление, чув- принимаем нашу предшествующую карму.

ствование и желание, остаются формалистами, так как они не проника- А когда мы засыпаем, то это засыпание для того, кто живёт объек- ют в реальность. В реальность душевного переживания может проник- тивным познанием, имеет нечто подобное желанию. Когда желание нуть лишь имагинативное познание. приводят к полному осознанию, то совершенно отчётливо замечают, что Посмотрим теперь ещё раз внимательно, что получилось из всего засыпают в собственном организме. Так же, как обычно сходят снови- нашего рассуждения, до некоторой степени подобного путеводному лу- дения, в нашу организацию входят мотивы желания. Засыпают, погру- чу. М ы сказали, что можно посредством наблюдения, сохраняя присут- жаясь внутрь организма. Учатся распознавать это погружение сна в ствие духа в момент пробуждения, проскользнув через эфирное тело, организм, которое изживает себя во всей полноте прежде всего в наших видеть ткание мыслей, которое имеет объективный характер. Прежде обычных поступках, совершаемых между пробуждением и засыпанием всего воспринимают это объективное ткание мыслей. Я говорил, что его и осуществляемых нами именно во внешнем мире. Н о не всё, что живёт можно достаточно хорошо отличать от сновидений и также от повсе- внутри нашей чувственной жизни, вживается в эти поступки. М ы осу- дневной жизни мыслей, от субъективной жизни мыслей, так как это ществляем также жизнь между засыпанием и пробуждением. И то, что ткание мыслей связано с развитием, со становлением. Это действитель- мы иначе втиснули бы в поступки, мы оттесняем из себя через тот же но реальная организация. Н о если схватывают ткущееся здесь, воспри- процесс при засыпании. Всю сумму волевых импульсов мы оттесняем в нимаемое при просматривании как ткание мыслей, если, можно сказать, чисто духовный мир, в котором находимся между засыпанием и пробу - это чувствуют, внутренне ощущают, то воспринимают это как силу рос- ждением. Волевые импульсы, переходящие в наше духовное бытие, мы та, силу питания и так далее, как человека, находящегося в процессе имеем только между засыпанием и пробуждением: если мы учимся на- становления. Это нечто такое, что в настоящий момент незнакомо, но блюдать их с помощью имагинативного познания, то мы в них воспри- является миром мыслей. И если теперь это более тщательно изучить, то нимаем то, что остаётся существующим в ориентации поступка за порог

это есть внутреннее ткание мыслей в нас самих. Мы схватываем это на смерти, что выходит с нами за порог смерти.

периферии нашего физического тела. Прежде чем мы приступаем к Между астральным телом и «Я» развивается желание. Желание ста- восприятию органами чувств, мы схватываем это. Когда мы учимся это новится поступком, когда оно заходит во внешний мир так далеко, что объективное ткание мыслей точно понимать и свыкаемся с его чуждо- доходит до места, откуда обычно приходят впечатления органов чувств, стью по отношению к нашему субъективному мышлению, тогда мы это А в засыпание входит все, что хочет стать поступком, но как раз не ста- познаем, мы познаём это как принесённое через наше рождение из новится им, а остается связанным с «Я», когда «Я» через смерть пере-


 

 

ходит в духовный мир.


 

 

J
Но ещё более пугливым является восприятие того, что лежит между

^ 0


J
одес
г> желанием и поступком, и что можно удерживать, -здесь учатся узна- Вы видите, мы переживаем здесь на другой стороне нашу будущую,.


карму /


. схему, доска /-ч лМд ежду желанием и поступком переживаем


вать себя в отношении того, как сами себя создали в течение этой жиз-


(см

мы нашу,


о).

ю карму. п


 

я и будущая карма — они обе, -


ни. „ ь учатся узнавать то, что в виде внутренней сущности проносят


будущу


11рошедша


объ ^;


единяются в имагинативном сознании. п юошедшая, она


.... т в


через смерть как будущую карму, _


 

нас и улаживается таким -


, что продолжает


„ живет и тке

ь под по-


п j l J

Л хотел сегодня показать вам, как можно говорить об этих вещах в


образом


действоват r г


рогом, над которым находятся наши своб£ одные поступки, изживаемые


живом понимании, как антропософия абсолютно не исчерпывает себя в


» д схематичном „


, но может живо описывать факты.,,


 

завтра


 

нами между рождением и смертью. Между рождением и смертью мы


изображении „


И...


живем в свободе. тт


под это о областью


г ° воли, желания, об-


пFродолжим эти наблюдения дальше. Вместе с тем я перейду к еще более


Но й


, свободной


" у пониманию


„ сущности на основании сегодняш-


 

ластью, которая, собственно, имеет бытие только между рождением и

 

смертью, ткет и живет карма, чьи воздействия, приходящие из прошло- го, мы воспринимаем, когда мы с нашим «Я» и нашим астральным те- лом можем задерживаться в эфирном теле именно при погружении вплоть до физического тела. И наоборот, на другой стороне мы воспри- нимаем нашу будущую карму, когда мы можем задерживаться в облас- ти, лежащей как раз между желанием и поступком, и когда при помощи упражнений мы можем настолько развить самодисциплину, что будем способны внутренне усилить, активизировать себя в чувстве подобно тому, как мы, используя помощь тела, активизируем себя в поступках; когда мы можем в духе укрепить себя в чувстве, удерживая, стало быть, поступок в «Я».

Представьте себе это образно: можно быть в восторге и быть внут- ренне готовым к тому, чтобы чувства перешли в поступок, но это необ- ходимо удержать, и тогда оно вспыхнет в имагинации как будущая кар- ма.

То, что я вам здесь описал, в человеке имеется, конечно, всегда. Че- ловек с каждым пробуждением, каждое утро проходит область своей прошедшей кармы; каждый вечер при засыпании он проходит область своей будущей кармы. Человек может благодаря определённой внима- тельности даже без особого обучения при обладании присутствием духа схватить это прошедшее объективное, хотя он этого не осознаёт так от- чётливо, как я это сейчас описал. Н о он может это воспринять. Это здесь присутствует. И тогда здесь присутствует всё то, что он несёт в себе в своём моральном импульсе хорошего и плохого. Через это чело- век, собственно, лучше узнаёт себя, чем когда он в момент пробуждения замечает это ткание мыслей, формирующих его самого.


глJубоком

них выводов.


человеческой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.