Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения




Совокупное предложение. Закон совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения

Совокупный спрос. Закон совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

План

Тема 13. Модель совокупного спроса и совокупного предложения

 

1. Совокупный спрос. Закон совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. Как вам известно из микроэкономики (см. тему 5), для нормального функционирования рынка необходимо достижение между спросом и предложением, поэтому и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. При этом экономическая теория рассматривает два случая равновесия:

- равновесие при изменяющихся ценах (классическая модель: «совокупный спрос – совокупное предложение») и

- равновесие в условиях постоянных цен (кейнсианские модели: «совокупные расходы – ВНП», «сбережения – инвестиции»).

· Совокупный спрос (AD, англ. aggregate demand) – это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Причиной обратной зависимости являются три эффекта: 1) эффект богатства (реальных кассовых остатков), который заключается в том, что инфляция сокращает реальную стоимость или покупательную способность финансовых активов с фиксированной стоимостью; 2) эффект процентной ставки, который заключается в том, что удорожание кредита как следствие роста цен и роста спроса на деньги снижает инвестиционный спрос и потребительские расходы; 3) эффект импортных товаров – при росте цен на отечественные товары потребители переключаются на импортные, относительно подешевевшие, объем ВНП падает.

Зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Координатами совокупного спроса AD будут: реальный ВНП — ось абсцисс и уровень цен (дефлятор ВНП) — ось ординат. Кривая AD показывает изменение совокупного уровня всех расходов в зависимости от уровня цен (рис. 20). Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровня цен, отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.

 

Рис. 20. График совокупного спроса

 

Кроме уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

1. Изменения в расходах домашних хозяйств под влиянием:

- изменения реальной стоимости богатства, если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет,

- ожиданий потребителей, естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот,

- задолженностей потребителей, чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос,

- подоходного налога, очевидно, что повышение налогов сокращает располагаемый доход и спрос, и наоборот.

2. Изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями:

- процентной ставки, чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос,

- ожидаемой нормы прибыли от инвестиций, чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос,

- налогов на предприятия, очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот,

- технологии, появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.-

3. Изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства – растет спрос, уменьшаются – спрос падает.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением:

- национального дохода в зарубежных странах,

- валютных курсов, если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет.

Под воздействием неценовых факторов происходят изменения совокупного спроса, что иллюстрируется сдвигами кривой совокупного спроса.

2. Совокупное предложение. Закон совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Совокупное предложение (AS, англ. aggregate supply) – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. \более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Кривая совокупного предложения AS отражает изменение совокупного реального объема производства в связи с изменением уровня цен. Точка Yf характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достижим при «естественном» уровне безработицы. Кривая AS — синтез кейнсианской (по первому и второму участку) и классической (по третьему участку) школ (рис. 21).

 

Рис. 21. График совокупного предложения

 

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.