Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Кейнсианская макроэкономическая модель




Второй участок — промежуточный (восходящий) — расширение объема производства требует увеличения цен для привлечения дополнительных средств. Безработица начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, а предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены.

Первый — кейнсианский (горизонтальный) — расширение производства идет без увеличения цен, так как есть резервы в виде недогруженных мощностей, неполной занятости рабочей силы. В условиях высокого уровня безработицы предприниматели нанимают дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату, издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

Третий участок — классический (вертикальный) — расширение объема производства будет невозможно, поскольку задействованы все ресурсы и существует полная занятость (см. тему 12), вырастут только цены. Объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой. Цены повысятся, но увеличение производства на одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните КПВ, тема 2) и национальный объем производства не изменится.

Под воздействием неценовых факторов (детерминант) совокупный спрос изменяется, что иллюстрируется сдвигом кривой AS:

- изменение цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

- изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения);

- изменения в налогообложении предпринимателей. Рост налогов сокращает производство, уменьшение налогов – увеличивает производство.

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическоеравновесие достигается при равенстве совокупного спроса совокупному предложению, т.е. графически при пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения, при равновесном уровне цены и равновесном объеме национального производства (ВНП).

Рис. 21. Модель макроэкономического равновесия

 

Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия изменений совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения оно происходит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы, но цены останутся неизменными. Соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВНП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВНП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен. Соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВНП, росту безработицы, но не изменит цены;

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения приведет не повлияет ни на реальный объем ВНП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут. При уменьшении совокупного спроса – объем ВНП и уровень занятости останутся постоянными, но цены не снизятся.

Постоянство цен на промежуточном и классическом отрезках совокупного предложения при снижении совокупного спроса называется эффектом «храповика».

2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса:

а) увеличение совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВНП, снижению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению ВНП и росту цен, обусловленному ростом издержек производства, т.е. вызовет инфляцию предложения;

Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены называется стагфляцией.

 

Литература

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. – М.: МГУ, “ДИС”, 1997. – Гл. 23.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.– М.: ИНФРА-М, 1999. - Т.1, гл. 11.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер?

2. Какие факторы неценового характера влияют на совокупный спрос? Что происходит с кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов?

3. Что такое совокупное предложение? Начертите кривую. Из каких отрезков состоит эта кривая? Охарактеризуйте их.

4. Какие факторы неценового характера влияют на совокупное предложение. Что происходит с кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов?

5. При каких условиях достигается общее рыночное равновесие?

6. Что такое «эффект храповика»?

7. Что такое стагфляция?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.