Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат респондента

Типы интервью

1) Свободное интервью

Свобода: от или для? ОТ: контроля, советов. ДЛЯ: себя, необходимого, желаний.

Свободное интервью осуществляется в рамках заданной темы, но без строгой формулировки вопросов, без жестких ограничений по объему получаемой информации и времени его проведения. Когда задана тема у интервьюера, важно разговорить респондента, показать важной этой темы и постараться сделать так, чтобы респондент рассказал все, чем владеет. Роль интервьюера- мягко направлять респондента в нужное русло, вести его от одного раздела к другому.

Направление беседы (разговора), его логическая структура, последовательность вопросов, все это зависит от индивидуальных особенностей респондента и его опыта, а также от ситуации, в которой проводиться интервью.

Искусство проведения интервью заключено в том, чтобы «разговорив» опрашиваемого, поощрив его своим интересом, получить максимально полное представление об изучаемом вопросе. Одновременно нельзя «пытать» респондента, если он не хочет говорить или некомпетентен в этом вопросе, не имеет нужного опыта.

Ответы респондентов фиксируются максимально точно и полно, в том числе отмечаются такие нюансы как смысловые ассоциации, оговорки, уход от темы, потеря внимания, лексика.

В свободном интервью можно уточнить или обозначить систему представления респондента об объекте, т.е. все грани объекта; можно выяснить широту знаний респондента (он может знать об объекте много больше интервьюера).

Пр.: досуговая деятельность- библиотека, кино, театр, клубы, спорт (плавание, легкая атлетика).

Методика должна быть выполнена, сформулирована в языке респондента, т.е. если это интервью со специалистом (медиком, химиком), то социолог имеет право, изучив терминологию, ею пользоваться. Не использовать специальных социологических методов при работе с обычным населением.

У каждого респондента есть «порог», который респондент не будет переходить в процессе интервью. Настаивания, попытки выяснить информацию ни к чему не приведет. Грамотный социолог должен почувствовать обман ложь, очень личные моменты. Слабый по натуре респондент пытается отговориться, отшутиться, отвести тему в другое русло. Честность –это лучший подход при взятии интервью.

Свободное интервью используется в случае, когда об исследуемом объекте известно очень мало. В такой ситуации выясняется: какие черты характерны для изучаемого явления, как оно проявляется, где фиксируется, кто является его носителем.

Все признаки, специфика поведения объекта, полученная как результат свободного интервью далее включаются в различные разделы количественного исследования.

2) Глубинное\ глубокое интервью

Это интервью наряду с темой предполагает наличие определенного круга вопросов, как правило связанного с признаками изучаемого объекта или явления. Это интервью по форме может быть достаточно свободным, мысль может меняться, содержание тоже может меняться. С каждым новом респондентом интервью может расширяться и углубляться, как за счет включения новых признаков, так и за счет иного понимания объекта. Его главное достоинство- глубокое проникновение в тему.

Пр.: экстремальные виды спорта.

3) Фокусированное интервью

Это интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Цель- узнать о ситуации как можно больше и подробнее, это интервью имеет предварительно разработанный перечень вопросов, которые нужно рассмотреть. Последовательность и формулировка вопросов может варьироваться в процессе вопросов и общения. Респонденты либо специально отбираются, либо предварительно знакомятся с обсуждаемой ситуацией.

Пр.: участники демонстрации, покупатели одного и того же товара.

По каждому из вопросов интервьюер должен получить развёрнутый ответ от полного «да» до полного «нет».

4) Формализованное интервью

По форме представляет собой анкетирование с помощью интервьюера. Поведение респондента и интервьюера регламентировано детально разработанным опросником и инструкцией по проведению интервью. Используется часто.

*В дипломной работе обязательно приложение инструментария (анкета, транскрипт, инструкция по работе с респондентом).

Часто используется ранжирование и тесты.

Наряду с гайдом используется протокол наблюдений, в котором фиксируется поведение респондента (отказ отвечать на вопросы, невозможность ответить в на вопрос в нужном виде, слишком большое время на размышление).

Каждое интервью требует определенной подготовленности интервьюера.

5) Телефонное интервью

Ограничено временем и объемом вопросов. Обычное время: 5-15 минут. Более 15 мин- уже не корректно и не профессионально.

Минус- сомнительная репрезентативность= трудноопределимая репрезентативность.

6) Групповое интервью

Этот вид интервью применяется в редких случаях, когда необходим эффект работы в групповом режиме. Оно используется когда надо выяснить полярные мнения по какому-то вопросу. Чаще всего используется в методе фокус-группы.

 

7) Направленное интервью

Оно адресовано особым группам населения, владеющим уникальной информацией.

Пр.: законодатели, участники событий. Специфический статус этим людям придает доступ к уникальной информацией.

8) Специализированное интервью

Используется тоже при работе с уникальными респондентами. Пр.: неграмотные, дети, эмигранты.

К настоящему времени в социологии разработаны различные модификации или подвиды интервью, их

Выбор и конструирование определяется стратегией исследования, целями работами, ….

Как и всякий другой метод, интервью имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны:

§ Исследователь имеет возможность прояснить глубину и детальность вопроса столь подробно, сколь это возможно вообще;

§ Все разновидности интервью дают много новой информации, расширяя для исследователя теоретические представления об объекте;

§ Ситуация интервью во многом воспроизводит диалог заинтересованных людей, что позволяет не только получить знание, но продуцировать- создать его.

§ Неформальность общения позволяет получить более искренние ответы;

§ Интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением респондента, а потому может много уточнить, дополнить, сравнить;

§ Личный контакт дает возможность наиболее полно реализовать задачи исследования;

§ Процесс общения позволяет интервьюеру найти интерес респондента к данному исследованию и сформировать у последнего более серьезное отношение;

§ Процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом;

 

Слабые стороны:

o Объем усилий по сбору данных невероятно велик в сравнении с другими методами;

o Сложна и трудоемка процедура обработки данных, поскольку это процедура требует смысловой интерпретации, а смыслы часто меняются по мере накопления информации и материала, что требует нового осмысления предыдущего массива данных;

Пр. возвращение к предыдущему, для того чтобы понять значения слова «летать» у наркомана.

o Стоимость подготовки интервьюеров, ассистентов часто бывает высокой и трудоемкой;

o Требуются и проверка деятельности, и результативности интервьюеров;

В ряде случаев интервью абсолютно необходимо, другим способом информацию получить невозможно, однако это тонкий метод получения данных, требующих опыта и профессиональных данных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды интервью | Объект или сфера наблюдения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.