Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды интервью

Билет 2, 3, 4. Интервью - определения, сфера применения, виды интервью. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки. Специфика использования в количественных исследованиях.

Интервью. Специфика использования в количественных исследованиях. Достоинства и недостатки метода.

Интервью. Область использования. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки

Интервью - определения, сфера применения, виды интервью.

Сильные стороны метода анкетирования

Метод анкетирования позволяет решит следующие задачи:

1) Позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, к его опыту;

2) Обеспечивает возможность получить обширную информацию;

3) Дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и мечтах;

4) Экономичен в сравнении с другими методами (скорость сбора материала+ разнообразные математические методы в обработке);

5) Хорошо поддается различным видам математической обработки;

Сфера применения интервью очень широка.

Пр.: изучая вопросы здоровья, медикам без интервью не обойтись.

Интервью обладает обманчивой простотой, кажется, так просто провести интервью без предварительной подготовки. Эта кажущаяся простота – ловушка для неопытных социологов. Интервью должно отражать концептуальную схему, т.е. те вопросы и задачи, которые поднимались в теоретической части.

Во всех областях применения интервью выполняет две функции:

1) Получение информации того именно рода, которое требуется исследователю.

2) Воздействие на респондента. В социологии часто говорят, что интервьюер управляет респондентом (его поведением). Действительно, интервьюер уточняет некоторые вопросы, обращается к прошлому респондентов, часто детализирует информацию, т.е. «докапывается» до нужного объема и полноты информации.

Интервьюер управляет процессом или его регулирует? Интервьюер должен сделать хотя бы вид, что это лишь регуляция.

Важным моментом является воздействие интервьюера на мотивацию и ценностною структуру респондента.

Интервью- это особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве методов сбора информации. Прямой перевод с английского «интервью» - это «беседа».

Грамотно организованное интервью будет напоминать беседу, если интервьюер способен создать доброжелательную атмосферу и создать мотивацию на обсуждение. Это проявляется просто в интересе к собеседнику и к обсуждаемой теме.

Пр.: Показать респонденту новую информацию- это станет стимулом к общению.

 

Интервью – это целенаправленное общение, целью которого является получение нужной исследователю информации, направленность и содержание общения в интервью задается извне- целью и задачами социологического исследования.

Интервью (по С. Квалену) – разговорная техника, позволяющая КОНСТРУИРОВАТЬ ЗНАНИЕ в процессе взаимодействия интервьюера и респондента.

Пр.: Спросив у респондента, что такое ложь, он может либо удовлетвориться труизмом (простым ответом), либо развить и спросить дальше: ложь во спасение, методом аналогии и другими способами показать респонденту нужное направление.

Форм видов модификации интервью очень много, пересчитать и зафиксировать их достаточно трудно, т.к. каждое интервью строится под конкретную исследовательскую задачу.

Типичные классические качественные интервью (наративное и биографическое) не будут рассматриваться, только те, которые можно использовать в количественных исследованиях. Качественные сложнее на порядок.

1. Документальные интервью направлено на выявление фактов, событий, действий респондента.

Пр.: Не все ходят в библиотеку, не у всех есть друзья и т.п.

Пр.: выявить сколько видов овсяной каши в магазине, какой предпочитает респондент, почему хороший овес сменили на кашу быстрого приготовления.

При сборе фактов очень важно собрать наиболее полную информацию с тем, чтобы потом ее можно было соотнести с данными, полученными из других источников, например, из области статистики (данные в том числе ведомственные).

2. Интервью мнений: выявление мнений, оценок, суждений.

Пр.: оценка летнего отдыха (для туристических компаний), мнение относительно эмбрионов (поднят вопрос в государственной думе): мужчины-думцы сказали, что это должно быть решение женщины.

Как правило, интервью начинается с фиксации фактов, только потом переходит к опросу по поводу мнений. Это не простая логика рассуждения, это нужно, для того, чтобы респондент не принял интервьюера «за дурака».

3. Экспертное интервью – это интервью «высшего пилотажа». К нему приступают лишь с опытом, накопившимися знаниями и информацией. Это особый жанр, требующий специальных знаний для отбора экспертов. Эксперт- это профессионал, знающий и опытный, а также умеющий давать оценки и прогноз. В экспертном интервью ставятся специальные вопросы, четко предварительно отработанные, в том числе количественные и прогностические. Эксперты выбираются по уровню их компетентности.

Пр.: Предварительный опрос, кого данное профессиональное сообщество считает экспертом. Опрос может происходить в свободной форм и в виде свободных вопросов.

Экспертное интервью составляется с помощью и при участии самих экспертов. Необходимость общения к экспертам возникает в самых разных ситуациях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы вопросов. Пр.: Черчиль: 2 характеристики: характер (как личность) и ценностные ориентация (ЦО- ценности) | Понятийный аппарат респондента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.