КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение и нравственная позиция
Мысли о философии. Философия. Сенека был представителем стоической школы (наибольшее влияние на него ещё в молодости оказали лекции Аттала), но Сенека в то же время отличался значительной терпимостью к другим философским направлениям, в т.ч. и к эпикурейству. Сенека был фаталистом, утверждая, что то что должно было случится обязательно случается и человек ничего не может изменить в своей судьбе ("Судьба согласного с ней ведёт, несогласного тащит"). Он учит жить в соответствии с природой вещей, учит презирать смерть или, по крайней мере, относится к ней равнодушно, т.к. смерть по его словам является чем то вроде второго рождения, перехода в иную форму жизни: "Всё кончается и ничего не гибнет. И смерть, которую мы так боимся и ненавидим, только видоизменяет жизнь, а не отнимает её. Наступит день, когда мы снова выйдем на свет, и, как знать, быть может, многие не захотели бы этого, если б не забыли о прежней жизни". Однако Сенека не призывал к самоубийству, но советовал применять его в крайних случаях. В своих сочинениях Сенека меньше пользуется логическими выводами и больше упирает на убеждение. Также его сочинения носят, в основном, характер морально-этических поучений (Письма к Луцилию). В своей философии Сенека первым выдвинул мысль о полном равенстве всех людей, и о бесконечности возможностей развития человека. Как представитель стоической школы Сенека был материалистом. Для него всё телесно: из огня пришло, в огонь и уйдёт (физика Гераклитова огня).
- Как много бесполезного в том, чем занимаются философы, как много устаревшего. - Самое имя философии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, философы, станем выделяться среди других людей странными привычками. - Философия учит делать, а не рассуждать. - Её значение не в том, чтобы помогать забавно провести день,… Она формирует дух, упорядочивает жизнь, указывает, что надо, а что не надо делать. Она сидит у руля и проводит судно через опасность волн.
- Всё возникает из всего. Всё находится во всём. Все элементы (земля, огонь, вода, воздух) подвержены взаимным превращениям. - В создании вещей участвуют 2 элемента: материя и причина. Материя инертна, способна принимать любую форму и мертва, пока ничто не приводит её в движение. Причина же, или разум, придаёт материи форму, даёт ей по своему усмотрению то или иное назначение. - Вселенной оправляет бог – всеобъемлющая мировая стихия. - Разум – не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело человека. - Мы не умираем – мы только прячемся в природе ибо дух наш вечен. - Никому я рабски не подчинялся, никому не следую, во многом я верю суждениям великих людей, кое же в чём я полагаюсь и на своё суждение. - Нет рабства более позорного, чем рабство духа. - Мы не можем изменить мировых отношений, мы можем только обрести мужество, и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба. - Жить в необходимости есть зло, нет никакой необходимости жить в необходимости. - От чувства берёт разум своё начало, ибо мы не имеем другого, на что опереться, откуда проникнуть в истину и назад возвратиться. - Развитие общества не находится ещё в стол блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы – доказательство полной несостоятельности. - Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть ещё оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение. - Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принёс.
Перечень тем его сочинений: · О добродетели и богатстве. · О страхе смерти. · О пользе философии. · Против страха перед будущим. · О боге и душе. · О строении мира.
Средневековая философия (1 – 16 века н.э.)
Главное духовное событие – возникновение новой религии – христианства – это сложный синтез 2-х составляющих: иудейский идеологии и Греко-римской философии.
В 4-м веке Константин Великий впервые провозгласил христианство религией. В 1054 г. – произошёл раскол церкви: в Риме - католическая; в Константинополе – ортодоксальная (православная).
Средневековая философия своеобразна. Её своеобразие – в тотальной зависимости от религии.
Знаменитое изречение средневековья: "Философия - служанка теологии" обуславливает три основных принципа: 1. Теоцентризм – в центре мироздания – Бог. 2. Креационизм – всё сотворено Богом. 3. Провиденциализм – Бог правит сотворённым миром, историей человечества в целом и каждого человека в отдельности. Периодизация средневековой философии: 1. Эпоха патристики (1 – 6 века) - апологетика (1 – 3 века) - классическая патристика (4 – 6 века) 2. Эпоха схоластики (6 – 16 века) - ранняя (6 – 12 века) - зрелая (13 век) - поздняя (14 – 16 век)
Эпоха патристики. (paster – отец) – философия отцов церкви или ранняя христианская философия. Апологетика (апология – защита) – период защиты христианства. Апологеты – древние отцы церкви, которые защищали христианство перед лицом власть имущих язычников и осуществляли формирование христианского мировоззрения.
Две тенденции апологетики:
Примирительная тенденция – направлена на сближение с античной (языческой) философией. Представители: Юстин (Мученик) – 1-й апологет. Считал, что эллинская философия находится в гармонии с христианским учением. Климент – призывал к сближению христианского вероучения и античной философии. Считал античных философов (кроме Эпикура) идейными предшественниками христианства. Дал классификацию наук, построив их по принципу феодально-сословной субординации: Внизу – геометрия, астрономия, математика и др. естественные и точные науки. Они готовят почву для философии, являясь её служанками. Выше – философия, прислужница теологии. Вершина познания – теология. Климент впервые сформулировал первую из центральных проблем средневековой философии: проблему соотношения веры и знания (разума). Он также первым сформулировал ответ на этот вопрос, придерживаясь принципа гармонии веры и знания: - Вера первее знания (она – фундамент), т.к. всё должно быть основано на ней. - Но вера без знания всё равно, что фундамент без здания.
Конфронтационная тенденция: Представители: Татиан (ученик Юстина), ярый враг античной философии и культуры. Считал, что античная философия и христианское мировоззрение несовместимы. Ругал античных философов за безнравственность. Призывал к уничтожению античной культуры. Тертуллиан – самый знаменитый из апологетов. Он негативно относился к античной философии, считал, что она должна быть отвергнута христианским учением, т.к. несовместима с ним (противопоставлял христианство и язычество): "Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви" Проблему веры и знания решал в плане превосходства веры. Это привело его к формулировке: "Credo quia absurdum est" ("Верую, ибо это абсурдно") Абсурдные истины скрывают тайны, недоступные человеку, но заслуживающие веры.
Классическая патристика (4 – 6 века н.э.) – период окончательной победы христианства над язычеством. 7 отцов церкви: Азия: - Епископ Афанасий - Василий Великий - Григорий Богослов - Григорий Иисекский Запад: - Иероним - Амбросий - Августин Аврелий
Августин Аврелий (1354 - …)
Классик патристики, великий учитель церкви. Его родители: мать христианка, а отец язычник. Родился он в Римской провинции. Августин учился риторике, позже увлекся философией и едет в Рим. Здесь он слушает знаменитые проповеди Амбросия. Августин принимает христианство и становится епископом. Впоследствии Августина возводят в лик святых. Августин был человек глубоко образованный и оставил много сочинений (около 40 томов): "Исповедь" - по жанру это психологическая исповедь. Это выдающееся произведение, популярное еще при жизни автора. "О Граде Божьем" - самое обширное и знаменитое из его произведений.
Философия Августина:
Проблема веры и знания. Он продолжает в этой проблеме линию Климента, склоняясь к гармонии веры и разума. "Нет разумного познания без веры, нет веры без познания! ", "Верю, чтобы понимать! ".
Гносеология Августина: Августин различает чувственное и рациональное познание. С помощью чувств мы познаем предметы внешнего мира, но есть особый класс предметов (вечные истины) составляющие аксиомы математики и логики, этические и эстетические понятия (добра, справедливости, любви, гармонии). Они находятся в душе человека с рождения. Их можно познать с помощью разума или божественного озарения. Он выдвинул теорию Божественной иллюминации: глубочайшие тайны постигаются человеком только божественным познанием. Смысл: впервые в процесс познания Августин вводит Бога.
Онтология Августина: Основной принцип: принцип креационизма: Бог как высшая материальная субстанция по своей воле и благости сотворил мир. (Творение из ничего). Из ничего Бог сотворил материю и все вещи сразу, так написано в писании. Августин выдвинул учение о семенных началах: Бог сотворил все вещи не актуально, а потенциально. В материи находятся все вещи и с течением времени они появляются. Бог создал мир не хаотично, а в определённом порядке. Порядок определяют 3 характеристики: число, мера, вес.
Теодицея Августина: Мир – творение идеального творца и в мире должны царить добро, порядок, гармония, но эти качества наблюдаются далеко не всегда. Августин предложил 2 варианта теодицеи. Метафизическая теодицея: она строится на противопоставлении Бога и мира. Хотя мир и был создан совершенным творцом, но он не может сравниться в совершенстве с Богом, ведь Бог сотворил мир из ничего, поэтому мир не совершенен. Ничто проявляется в непостоянстве вещей, их порче, уклонении от добра. Таким образом, наш мир, лучшее, что может быть создано из ничего и проявляет себя в разрушении. Зло и беспорядок не от Бога, а от материала, из которого создан мир. Эстетическая теодицея: Строится на противопоставлении мира и человека. В мире стоит установленный Богом порядок, и зло было допущено Богом, как часть этого всеобщего порядка. Без зла не имело бы смысла говорить о добре, только в контрасте со злом добро имеет свою цену. Значит зло необходимая часть целого, мировой гармонии. Но человек со своим конечным умом чаще всего не может обхватить всю сущность и видит только зло и беспорядок, и в этом его ограниченность. Таким образом, совершенный мир несовершенен в восприятии человека.
Провиденциализм Августина: Бог заранее знает все, что случится с каждым сотворенным существом, вся жизнь до мельчайших подробностей предопределена и только Бог знает, кто будет спасен, а кто будет страдать. Чтобы не делал человек, он не может повлиять на свою судьбу.
Период схоластики (6 – 16 века) "Schole" – школа, школьная философия (т.к. философия преподавалась в монастырских школах) Схоластика – период средневековой философии оторванной от жизни словесности.
Переходной фигурой от патристики к схоластике является Северин Боэций. Его называют последний римлянин и первый схоластик, впоследствии он был возведен в лик святых. Находясь в тюрьме, он написал сочинение "Утешение философией". Боэция называют отцом схоластики за интерес к проблемам логики. Заслугой Боэция является разработка им 7 свободных искусств (основы средневекового образования): Тривиум: - грамматика - риторика - диалектика (логика) Квадриум - арифметика - геометрия - астрономия (астрология) - музыка.
Ранняя схоластика (6 – 12 века).
Главная философская проблема этого периода - универсалии (общие понятия) – существуют ли они реально?. Этот вопрос корнями уходит в философию Платона и Аристотеля: "Идея, независимая от вещей" или "Идея реальна в самих вещах".
Направления: Реализм: направление схоластики, признающее, что универсалии реально существуют до и независимо от вещей, как идеи божественного разума. Представители: Ансельм (11 - 12 века). Он впервые выдвинул доказательство бытия Бога: "Даже безумец, восклицающий, что Бога нет, понимает смысл слова "Бог", то есть: "существо превыше и могущественней которого ничего нет". Эта идея не могла бы возникнуть в человеческом уме без участия самого Бога, ибо только бог мог внушить представление о самом себе, так как из обыденного этого не получишь". Из понятия о существовании Бога выводится его существование.
Номинализм: направление в схоластике, признающее, что универсалий не существует, а реально существуют единичные вещи. Универсалии всего лишь имена предметов (nomena – имена). Представители: Росцелин.
Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии – просто имена вещей, которые существуют в мыслях человека. Представители: Пьер Абеляр – яркая личность периода ранней схоластики, "рыцарь диалектики". Сочинения П. Абеляра: "История моих бедствий" "Да и нет" – приговорена к сожжению за ересь. Абеляр придавал большое значение логики, доказывая приоритет логики по сравнению с другими дисциплинами. Он ссылается на Евангелия от Иоанна: "Вначале было слово". Абеляр в проблеме соотношения веры и разума впервые отстаивал превосходство разума над верой. Он говорил, что истина веры и истина разума не противоречат друг другу, но решающее слово всегда за разумом.
Мистическое направление: Наряду со схоластикой 12 века в философии возникает другое направление - мистическое. Суть: постижение Бога возможно не рациональным путем, а путём непосредственного созерцания, озарения, экстаза, интуиции. Величайший мистик раннего средневековья - Бернар Клервосский. Аббат из монастыря аскетов, впоследствии его возвели в лик святых. Он был оратором, и религиозным гением своего времени. Смысл человеческой жизни – по его мнению – заключается в постижении Бога. Достичь этого можно не разумом, а путем заветной любви к Богу. Бернар насчитал 12 ступеней смирения на пути к Богу, а награждением был экстаз. Величайший мистик 13 века – Бонавентура (бьл канонизирован). Он также признавал экстаз. Его главное произведение: "Путеводитель души к Богу". Мейстер Экхарт (13 - 14века). Говорил о божественной искре в человеке, которая разгорится, если умерить человеческую боль
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |