Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение и нравственная позиция




Мысли о философии.

Философия.

Сенека был представителем стоической школы (наибольшее влияние на него ещё в молодости оказали лекции Аттала), но Сенека в то же время отличался значительной терпимостью к другим философским направлениям, в т.ч. и к эпикурейству.

Сенека был фаталистом, утверждая, что то что должно было случится обязательно случается и человек ничего не может изменить в своей судьбе ("Судьба согласного с ней ведёт, несогласного тащит"). Он учит жить в соответствии с природой вещей, учит презирать смерть или, по крайней мере, относится к ней равнодушно, т.к. смерть по его словам является чем то вроде второго рождения, перехода в иную форму жизни: "Всё кончается и ничего не гибнет. И смерть, которую мы так боимся и ненавидим, только видоизменяет жизнь, а не отнимает её. Наступит день, когда мы снова выйдем на свет, и, как знать, быть может, многие не захотели бы этого, если б не забыли о прежней жизни". Однако Сенека не призывал к самоубийству, но советовал применять его в крайних случаях.

В своих сочинениях Сенека меньше пользуется логическими выводами и больше упирает на убеждение. Также его сочинения носят, в основном, характер морально-этических поучений (Письма к Луцилию).

В своей философии Сенека первым выдвинул мысль о полном равенстве всех людей, и о бесконечности возможностей развития человека.

Как представитель стоической школы Сенека был материалистом. Для него всё телесно: из огня пришло, в огонь и уйдёт (физика Гераклитова огня).

 

- Как много бесполезного в том, чем занимаются философы, как много устаревшего.

- Самое имя философии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, философы, станем выделяться среди других людей странными привычками.

- Философия учит делать, а не рассуждать.

- Её значение не в том, чтобы помогать забавно провести день,… Она формирует дух, упорядочивает жизнь, указывает, что надо, а что не надо делать. Она сидит у руля и проводит судно через опасность волн.

 

- Всё возникает из всего. Всё находится во всём. Все элементы (земля, огонь, вода, воздух) подвержены взаимным превращениям.

- В создании вещей участвуют 2 элемента: материя и причина.

Материя инертна, способна принимать любую форму и мертва, пока ничто не приводит её в движение.

Причина же, или разум, придаёт материи форму, даёт ей по своему усмотрению то или иное назначение.

- Вселенной оправляет бог – всеобъемлющая мировая стихия.

- Разум – не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело человека.

- Мы не умираем – мы только прячемся в природе ибо дух наш вечен.

- Никому я рабски не подчинялся, никому не следую, во многом я верю суждениям великих людей, кое же в чём я полагаюсь и на своё суждение.

- Нет рабства более позорного, чем рабство духа.

- Мы не можем изменить мировых отношений, мы можем только обрести мужество, и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба.

- Жить в необходимости есть зло, нет никакой необходимости жить в необходимости.

- От чувства берёт разум своё начало, ибо мы не имеем другого, на что опереться, откуда проникнуть в истину и назад возвратиться.

- Развитие общества не находится ещё в стол блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы – доказательство полной несостоятельности.

- Наблюдай, изучай и читай, чтобы ты был в состоянии преодолеть ещё оставшиеся у тебя сомнения и продвигался к дальнейшему изучению и постижению, ибо жизнь без познания означает смерть и бесславное погребение.

- Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принёс.

 

Перечень тем его сочинений:

· О добродетели и богатстве.

· О страхе смерти.

· О пользе философии.

· Против страха перед будущим.

· О боге и душе.

· О строении мира.

 

 

Средневековая философия (1 – 16 века н.э.)

 

Главное духовное событие – возникновение новой религии – христианства – это сложный синтез 2-х составляющих: иудейский идеологии и Греко-римской философии.

 

В 4-м веке Константин Великий впервые провозгласил христианство религией.

В 1054 г. – произошёл раскол церкви: в Риме - католическая; в Константинополе – ортодоксальная (православная).

 

Средневековая философия своеобразна. Её своеобразие – в тотальной зависимости от религии.

 

Знаменитое изречение средневековья: "Философия - служанка теологии" обуславливает три основных принципа:

1. Теоцентризм – в центре мироздания – Бог.

2. Креационизм – всё сотворено Богом.

3. Провиденциализм – Бог правит сотворённым миром, историей человечества в целом и каждого человека в отдельности.

Периодизация средневековой философии:

1. Эпоха патристики (1 – 6 века)

- апологетика (1 – 3 века)

- классическая патристика (4 – 6 века)

2. Эпоха схоластики (6 – 16 века)

- ранняя (6 – 12 века)

- зрелая (13 век)

- поздняя (14 – 16 век)

 

Эпоха патристики.

(paster – отец) – философия отцов церкви или ранняя христианская философия.

Апологетика (апология – защита) – период защиты христианства.

Апологеты – древние отцы церкви, которые защищали христианство перед лицом власть имущих язычников и осуществляли формирование христианского мировоззрения.

 

Две тенденции апологетики:

 

Примирительная тенденция – направлена на сближение с античной (языческой) философией.

Представители:

Юстин (Мученик) – 1-й апологет. Считал, что эллинская философия находится в гармонии с христианским учением.

Климент – призывал к сближению христианского вероучения и античной философии. Считал античных философов (кроме Эпикура) идейными предшественниками христианства.

Дал классификацию наук, построив их по принципу феодально-сословной субординации:

Внизу – геометрия, астрономия, математика и др. естественные и точные науки. Они готовят почву для философии, являясь её служанками.

Выше – философия, прислужница теологии.

Вершина познания – теология.

Климент впервые сформулировал первую из центральных проблем средневековой философии: проблему соотношения веры и знания (разума).

Он также первым сформулировал ответ на этот вопрос, придерживаясь принципа гармонии веры и знания:

- Вера первее знания (она – фундамент), т.к. всё должно быть основано на ней.

- Но вера без знания всё равно, что фундамент без здания.

 

Конфронтационная тенденция:

Представители:

Татиан (ученик Юстина), ярый враг античной философии и культуры. Считал, что античная философия и христианское мировоззрение несовместимы. Ругал античных философов за безнравственность. Призывал к уничтожению античной культуры.

Тертуллиан – самый знаменитый из апологетов. Он негативно относился к античной философии, считал, что она должна быть отвергнута христианским учением, т.к. несовместима с ним (противопоставлял христианство и язычество): "Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви"

Проблему веры и знания решал в плане превосходства веры. Это привело его к формулировке: "Credo quia absurdum est" ("Верую, ибо это абсурдно")

Абсурдные истины скрывают тайны, недоступные человеку, но заслуживающие веры.

 

Классическая патристика (4 – 6 века н.э.) – период окончательной победы христианства над язычеством.

7 отцов церкви:

Азия: - Епископ Афанасий

- Василий Великий

- Григорий Богослов

- Григорий Иисекский

Запад: - Иероним

- Амбросий

- Августин Аврелий

 

Августин Аврелий (1354 - …)

 

Классик патристики, великий учитель церкви.

Его родители: мать христианка, а отец язычник. Родился он в Римской провинции.

Августин учился риторике, позже увлекся философией и едет в Рим. Здесь он слушает знаменитые проповеди Амбросия. Августин принимает христианство и становится епископом. Впоследствии Августина возводят в лик святых.

Августин был человек глубоко образованный и оставил много сочинений (около 40 томов):

"Исповедь" - по жанру это психологическая исповедь. Это выдающееся произведение, популярное еще при жизни автора.

"О Граде Божьем" - самое обширное и знаменитое из его произведений.

 

Философия Августина:

 

Проблема веры и знания. Он продолжает в этой проблеме линию Климента, склоняясь к гармонии веры и разума. "Нет разумного познания без веры, нет веры без познания! ", "Верю, чтобы понимать! ".

 

Гносеология Августина: Августин различает чувственное и рациональное познание. С помощью чувств мы познаем предметы внешнего мира, но есть особый класс предметов (вечные истины) составляющие аксиомы математики и логики, этические и эстетические понятия (добра, справедливости, любви, гармонии). Они находятся в душе человека с рождения. Их можно познать с помощью разума или божественного озарения.

Он выдвинул теорию Божественной иллюминации: глубочайшие тайны постигаются человеком только божественным познанием. Смысл: впервые в процесс познания Августин вводит Бога.

 

Онтология Августина: Основной принцип: принцип креационизма: Бог как высшая материальная субстанция по своей воле и благости сотворил мир. (Творение из ничего). Из ничего Бог сотворил материю и все вещи сразу, так написано в писании. Августин выдвинул учение о семенных началах: Бог сотворил все вещи не актуально, а потенциально. В материи находятся все вещи и с течением времени они появляются. Бог создал мир не хаотично, а в определённом порядке. Порядок определяют 3 характеристики: число, мера, вес.

 

Теодицея Августина: Мир – творение идеального творца и в мире должны царить добро, порядок, гармония, но эти качества наблюдаются далеко не всегда. Августин предложил 2 варианта теодицеи.

Метафизическая теодицея: она строится на противопоставлении Бога и мира. Хотя мир и был создан совершенным творцом, но он не может сравниться в совершенстве с Богом, ведь Бог сотворил мир из ничего, поэтому мир не совершенен. Ничто проявляется в непостоянстве вещей, их порче, уклонении от добра. Таким образом, наш мир, лучшее, что может быть создано из ничего и проявляет себя в разрушении. Зло и беспорядок не от Бога, а от материала, из которого создан мир.

Эстетическая теодицея: Строится на противопоставлении мира и человека. В мире стоит установленный Богом порядок, и зло было допущено Богом, как часть этого всеобщего порядка. Без зла не имело бы смысла говорить о добре, только в контрасте со злом добро имеет свою цену. Значит зло необходимая часть целого, мировой гармонии. Но человек со своим конечным умом чаще всего не может обхватить всю сущность и видит только зло и беспорядок, и в этом его ограниченность. Таким образом, совершенный мир несовершенен в восприятии человека.

 

Провиденциализм Августина: Бог заранее знает все, что случится с каждым сотворенным существом, вся жизнь до мельчайших подробностей предопределена и только Бог знает, кто будет спасен, а кто будет страдать. Чтобы не делал человек, он не может повлиять на свою судьбу.

 

Период схоластики (6 – 16 века)

"Schole" – школа, школьная философия (т.к. философия преподавалась в монастырских школах)

Схоластика – период средневековой философии оторванной от жизни словесности.

 

Переходной фигурой от патристики к схоластике является Северин Боэций. Его называют последний римлянин и первый схоластик, впоследствии он был возведен в лик святых. Находясь в тюрьме, он написал сочинение "Утешение философией". Боэция называют отцом схоластики за интерес к проблемам логики. Заслугой Боэция является разработка им 7 свободных искусств (основы средневекового образования):

Тривиум: - грамматика

- риторика

- диалектика (логика)

Квадриум - арифметика

- геометрия

- астрономия (астрология)

- музыка.

 

Ранняя схоластика (6 – 12 века).

 

Главная философская проблема этого периода - универсалии (общие понятия) – существуют ли они реально?.

Этот вопрос корнями уходит в философию Платона и Аристотеля: "Идея, независимая от вещей" или "Идея реальна в самих вещах".

 

Направления:

Реализм: направление схоластики, признающее, что универсалии реально существуют до и независимо от вещей, как идеи божественного разума.

Представители: Ансельм (11 - 12 века). Он впервые выдвинул доказательство бытия Бога: "Даже безумец, восклицающий, что Бога нет, понимает смысл слова "Бог", то есть: "существо превыше и могущественней которого ничего нет". Эта идея не могла бы возникнуть в человеческом уме без участия самого Бога, ибо только бог мог внушить представление о самом себе, так как из обыденного этого не получишь". Из понятия о существовании Бога выводится его существование.

 

Номинализм: направление в схоластике, признающее, что универсалий не существует, а реально существуют единичные вещи. Универсалии всего лишь имена предметов (nomena – имена).

Представители: Росцелин.

 

Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии – просто имена вещей, которые существуют в мыслях человека.

Представители: Пьер Абеляр – яркая личность периода ранней схоластики, "рыцарь диалектики".

Сочинения П. Абеляра:

"История моих бедствий"

"Да и нет" – приговорена к сожжению за ересь.

Абеляр придавал большое значение логики, доказывая приоритет логики по сравнению с другими дисциплинами. Он ссылается на Евангелия от Иоанна: "Вначале было слово".

Абеляр в проблеме соотношения веры и разума впервые отстаивал превосходство разума над верой. Он говорил, что истина веры и истина разума не противоречат друг другу, но решающее слово всегда за разумом.

 

Мистическое направление: Наряду со схоластикой 12 века в философии возникает другое направление - мистическое. Суть: постижение Бога возможно не рациональным путем, а путём непосредственного созерцания, озарения, экстаза, интуиции.

Величайший мистик раннего средневековья - Бернар Клервосский. Аббат из монастыря аскетов, впоследствии его возвели в лик святых. Он был оратором, и религиозным гением своего времени. Смысл человеческой жизни – по его мнению – заключается в постижении Бога. Достичь этого можно не разумом, а путем заветной любви к Богу. Бернар насчитал 12 ступеней смирения на пути к Богу, а награждением был экстаз.

Величайший мистик 13 века – Бонавентура (бьл канонизирован). Он также признавал экстаз. Его главное произведение: "Путеводитель души к Богу".

Мейстер Экхарт (13 - 14века). Говорил о божественной искре в человеке, которая разгорится, если умерить человеческую боль

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.