КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Онтология Декарта
Идеализм Декарта. Гносеология Декарта.
Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.
Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.
Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.
Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания – интуиции.
Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.
К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога. Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются из опыта, а имеют божественное происхождение. Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.
Главным началом Декарт провозгласил мышление (Cogito ergo sum" – "Мыслю – следовательно существую"). Духовное бытиё по Декарту первее физического (идеалист). К этой мысли Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.
Декарт развивает учение дуализма (due).
Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).
Весь мир Декарт разделял на две противоположных субстанции: материальную и духовную.
Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства. Всё остальное – модусы - не основные свойства (движение, форма).
Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.
Дуализм проявляется в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо. Однако человек в жизни демонстрирует единство души и тела. Декарт объясняет это своеобразно – Бог – творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему. Бог – последняя субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1647) Барух - голландский философ. Родился в еврейской семье. Первоначальное образование получил в еврейском училище, но это его не привлекало. и он поступил в голландскую школу. Увлекался философией Декарта. В это время усиливаются атеистические настроения Спинозы. За это он был наказан советом раввинов (его приговорили к отлучению и проклятию, т.е. изгнанию из общины навсегда с запретом иметь контакты со всеми евреями (Ему было в это время 24 года). Он уехал в деревню, деньги добывал шлифовкой оптических стекол. От короля Франции Людовика XIV ему было предложена пожизненная пенсия, но при условии, что посвятит хотя бы одно произведение королю. Он отказался. Умер в возрасте 45 лет в нищете.
Сочинения: "Этика" - отличается оригинальным способом изложения - геометрический способ: в начале даются определения леммы, затем с помощью них доказываются теоремы.
Философия:
Рассматривают проблему бытия. Первоначалом всего сущего является не Бог, а единая субстанция – природа (Спиноза отвергает деизм, заменяя его пантеизмом). Её свойства: бесконечности в пространстве. бесконечность во времени. неподвижность и несотворённость ("cansa sui" - она причина самой себя). "В природе нет творения, но только порождение". Бог для Спинозы не надприродное существо – он как бы растворён в ней.
Формула пантеизма Спинозы: "Бог, или субстанция, или природа". Принцип тождества Бога и природы - есть главная особенность его философии. Субстанция обладает множеством свойств: протяжённость и мышление - основные атрибуты. В этом Спиноза выступает как материалист. Модусы - отдельные вещи, предметы, люди. Субстанции и модусы противоположны по своим характеристикам. Субстанция едина, а модусов множество; субстанция бесконечна и вечна, а модусы ограничены в пространстве и во времени; субстанция несёт причину своего существования в самой себе ("natura naturans" - природа творения), а модусы в чём то другом, значит они "natura naturata" – природа сотворённая. В мире нет ничего, кроме субстанции, которая существует в единстве своих атрибутов и модусов. "Всё это субстанция, субстанция это всё» (Спиноза).
Гносеология: Спиноза - рационалист. Он выделяет 3-и способа познания: чувственное (познание единых вещей, оно не совершенно), рациональное (это даёт истинное значение), интуитивное. Спиноза был фаталистом - нет случайных предметов в мире.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |