КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа Дао (даосизм)
Школа закона (легизм) Представители: · Шан Ян, 390-338 гг. до н.э. · Хай-Фэй-Цзы, 280-233 гг. до н.э. Основная литература: · «Книга правителя области Шан», · «Хай-Фэй-Цзы» В школе закона особый подход к решению воли Неба. В отношениях Неба и земли главным становится их противоположность. Небо и человек имеют великий закон – противостоят друг другу. Между Небом и землей нет единства. Природа человека по своей сути злая. Правитель в своих действиях должен ей противостоять. Интересы народа не нужно преследовать. Народ должен направляться силой на правильный путь. Процесс движения истории не плавный, а прерывный. Делили историю на 3 периода: · Древний – соревновались в добродетели. · Средний – стремились полагаться на ум и хитрость. · Современность – борьба на основе силы. Противостоит конфуцианскому почтению древности, ориентированность на современность. История теряет свою цельность. Утверждение закона с помощью силы вопреки желаниям народа, т.к. народ не признает своей эгоистической натуры, не знает о внутреннем противоречии. Приверженность закону из благой цели – поддержание общественной нравственности. Наказывать нужно до того, как преступление совершено. За мелкие проступки нужно наказывать сильнее, чем за крупные. Мелкое стремится к нивелированию понятий добра и зла. На первом месте закон и сила, а не мудрость и знание, ориентирующееся на прошлое. Знания должны изменяться, как и закон. Правитель выше закона: воля правителя = воля закона. Когда появляется государь, исчезает нужда в мудрецах. Правителю помогает не мудрость, а особое искусство управления. 213 г. до н.э. – год сожжения книг. От ученых требуют не только занятий наукой, но и достижение общественно-политических целей. Период гонений ученых. Завершает эволюцию древнекитайской философии.
Противопоставляется всем предыдущим школам. Представители: · Лао-Цзы, 6 в. до н.э. · Чжуан-Цзы, 369-286 гг. до н.э. Литература: · «Дао дэ Цзинь», · «Чжан-Цзы» Идея даосизма: добродетель, мораль, высший закон. Что существует до разделения на землю и Небо? – Высшее начало. Это и есть Дао. Высшее начало порождает мир, но не принадлежит миру, выходит за его рамки. Дао (буквально – «путь») – путь бытия и изменения вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире. Дэ (буквально – «добродетель») – мораль, данная свыше, от Дао, не имеет характеристики, силового физического воздействия. Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая, и которую он мог передавать своим подданным. То, во что облекается Дао. У-вэй (букв. – «недеянное») – понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать. Пу (букв. – «необработанный кусок дерева») – олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, т.е. энергию души. · Все явления, в т.ч. человек, сплетены в единую суть взаимовлияющих сил, как видимых, так и нет. С этим связана даосская идея «потока» - всеобщего изменения, становления. · Примитивизм, т.е. представление о том, что индивидуум и общество улучшатся, если вернутся к первозданной простоте с минимумом дифференциации, учености и целенаправленной активности. · Вера в то, что все люди посредством различных методов могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, харизме, возможности познать силы природы и овладеть ими. Дао порождает мир, но само в этом мире не присутствует. Непознаваемо. Не нужно стремиться узнать об источнике Дао. Это не Бог и не высший закон, т.к. оно не проявляет себя в мире. Это не деяние, однако нет ничего такого, чего бы оно не делало. К сути Дао можно приобщиться через противоположность мира: вещи переходят из одного в другое. Нужно не столько ставить цели, сколько сохранять естественный порядок вещей. Стремление Даосов напоминает конфуцианство – возвышение морального закона над миром. Добродетель и мораль нельзя расценивать как абсолюты, не нужно совершать ни злых, ни добрых поступков. Подлинная мораль не предполагает подпорок: чем больше стремимся укрепить добродетель, тем больше от нее отходим. Лучший правитель тот, о ком народ знает, что он существует, и ничего больше. Знание не представляет самоценного: выше знания следует ставить незнание. Народ не надо просвещать. Созерцание мира как главный принцип. Учение Чжан-Цзы: 1. Все вещи одинаковы, нет жестких потивопоставлений. 2. Нет различий между истиной и ложью. 3. Все споры мудрецов бессмысленны. Внешняя цель мудреца – преодолеть противоположность. 4. Неравенство явлений и вещей возникает только в мире. В Дао ее не существует. Цель даосского мудреца – избавиться от своего «Я».
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |