Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм Ф. Бэкона

Два основных произведения Бэкона: «Новый органон» и «Новая Атлантида» объединяет одна общая идея всесилия разума и его практической направленности. Отсюда тезис: «Знания сила». Бэкон считал, что развития науки и техники без каких-то не было социальных катаклизмов может решить все проблемы, стоящие перед человечеством. Таким образом, философия Бэкона стоит у истоков сциентизма (абсолютизации позитивных последствий развития науки у человечества).

Бэкон стоит на позициях эмпиризма, но в то же время критикует односторонний эмпиризм, который, по его мнению, подобен пути муравья, поскольку эмпиризм бессистемно собирает знания и не способен к их теоретическому обобщению. В то же время Бэкон критикует рационализм т.к. рационалист подобно пауку ткет паутину знания из самого себя. Наилучшим путем, по мнению Бэкона, является путь пчелы, поскольку, во-первых, прежде чем приступить к собиранию элементарного материала, ученый ставит перед собой определенную цель и, во-вторых, идя по этому пути, Бэкон способен превратить данные, полученные в результате наблюдения в теорию.

Как и другие представители эмпиризма, Бэкон считал, что наиболее плодотворным для научного исследования является метод индукции, однако при этом сам Бэкон понимал, что полная индукция невозможна.

Вместе с тем, Бэкон утверждал, что для того чтобы достичь истинного знания, нужно преодолеть те заблуждения, которые возникают у человека в процессе познания. Он называет эти заблуждения призраками (идолами) и выделяет 4 вида призраков.

1) Призраки рода – те заблуждения, которые характерны для всех людей и обусловлены как устройством органов чувств, так и деятельностью ума. По Бэкону, ум человека подобно кривому зеркалу примешивает к природе вещей свою собственную природу и потому человеческий ум видит в природе больше порядка, чем в ней имеется на самом деле.

2) Призраки пещеры – эти заблуждения обусловлены телесной организацией человека, его психическими особенностями, особенностями воспитания и жизненного пути.

3) Признаки площади или рынка – те заблуждения, которые возникают у людей, поскольку они употребляют слова. Новизна взглядов Бэкона состоит в том, что он показывает относительную самостоятельность того времени, которая создается с помощью слов по отношению к реальной действительности. Бэкон утверждал, что границы мира человека – это границы его языка, а также он утверждал, что человеку только кажется, что разум управляет словами, на самом деле, слова управляют разумом. Дискуссия Бэкона со состояла в том, что он упрекает их за дезориентацию человеческого сознания, которая происходит потому, что часто употребляются слова, не имеющие * в действительность.

4) Призраки театра, под которым Бэкон понимает те заблуждения, которые возникают у людей, потому что они следуют устаревшим теоремам. Этот вид призраков связан с критикой Бэкона средневекового догматизма, поскольку Бэкон утверждал, что истина – это дочь времени, а не авторитета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные проблемы философии Нового времени | Рационализм Р. Декарта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.