КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рационализм Р. Декарта
Философия Декарта строится на основе метода универсального сомнения. Декарт предлагает сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Декарт утверждал, что единственное, в чем сомневаться нельзя это существование самого сомневающегося сознания. Отсюда тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эта позиция должна бы была привести Декарта к субъективному идеализму, однако Декарт считает, что поскольку Бог убеждает человека в существовании внешнего мира, а Бог не может быть обманщиком, и внешний мир существует, то в онтологии Декарт стоит на позициях дуализма, поскольку считает, что параллельно существует две субстанции: протяженная, но не мыслящая материя и мыслящая, но не протяженное сознание. Однако, перед Декартом, как и перед представителями дуализма встает проблема психофизического параллелизма, суть которого заключается в сложности регулирования вопроса о том, как взаимодействуют между собой душа и тело в человеке. Декарт пытается решить эту проблему за счет функционирования особого органа – щитовидной* железы. В гносеологии Декарт стоит на позициях рационализма и в связи с этим он пытается решить проблему существования всеобщих суждений в науке, постулируя существования в разуме человека врожденных идей. Наиболее продуктивным методом познания Декарт считал дедукцию. В рассуждении «О методе» Декарт формулирует требования, необходимые для успешного научного познания: 1) истинным является лишь то, что мыслится ясно и отчетливо. Таким образом, если эмпирики исследуют истину путем сравнения содержания знаний с внешним миром, то Декарт считает, что критерий истинности знаний находится в самом познающем субъекте. (Правило очевидности). 2) любую сложную проблему необходимо расчленить на более простые проблемы. (Правило анализа). 3) необходимо восходить от решения более простых проблем к решению более сложных. (Правило синтеза). 4) необходимо изучать все обстоятельства, имеющие отношение к решению данной проблемы. Декарту принадлежит идея систематизации науки, суть которой состоит в том, что с его точки зрения все науки можно уподобить дереву: корнями дерева является метафизика (учение о первоначалах мира), ствол дерева – это физика, понимаемая как часть философии и ветви дерева науки - это прикладные науки (механика, медицина, этика). Таким образом, Декарт показывает обусловленность конкретно научных знаний общей картиной мира ученого. Философия Декарта развивалась в контексте механицизма, поэтому Декарт рассматривал тела животных как сложные механизмы.
23. Гносеологическое учение И. Канта: определение границ познавательных способностей чистого разума. Специфика немецкой философии закл-ся в том, что в ней впервые была поставлена проблема активности субъекта, причем если Кант разрабатывал данную проблему в гносеологическом плане, то Гегель разрабатывал ее и в онтологическом плане. В философии Канта выделяются два периода: докритический, когда он занимается проблемами естествознания; и критический, в этот период деятельности Канта были написаны его основные работы «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» Кант ставит вопрос о границах познавательных возможностей чистого разума, т.е. Кант ставить проблему, что возможно познать с помощью чистого разума, и что остается для него непознаваемым. Вместе с тем, Кант решает ту проблему, которую поставила, но не смогла решить философия Нового времени, а именно вопрос о том, как возможны всеобщие суждения в науке. Для того чтобы решить данную проблему Кант создает классификацию суждений, при этом структура любого суждения S есть/не есть P, где S – это субъект, т.е. то о чем нечто говорится в суждении, а P – это предикат, т.е. то что говорится в субъекте. Различные типы суждений отличаются тем, каким образом связаны в них субъект и предикат. 1. Аналитические суждения. В них предикат является частью субъекта т.е. предикат не дает нового знания о субъекте. 2. Синтетические апостериорные суждения – это такие суждения, в которых связь субъекта и предиката осуществляется на основе опыта, такие суждения могут иметь формы: некоторые, большинство, иногда, часто, но не могут иметь формы: все и всегда, поскольку опыт всегда единичен и потому как бы ни была совокупность опытов, она не может быть основой всеобщности. 3. Синтетические априорные суждения. Каковыми являются все суждения в математике и естествознании. Для того, чтобы объяснить как возможны всеобщие суждения в науке Кант создает учения о пространстве и времен. С точки зрения Канта, пространство и время не являются формами существования материи (т.е. они не принадлежат объектам), а представляют собой априорные формы чувственного созерцания (т.е. пространство и время принадлежат субъекту) т.е. пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания обусловливает то, что весь мир делится на «мир вещей в себе» (ноуменов) и «мир явлений» (феноменов). Причем принципиальное различие между миром вещей в себе и миром явлений заключается в том, что в мире вещей в себе пространства и времени нет, а в мире явлений они присутствуют. Таким образом, Кант приходит к убеждению, что человеческое познание с помощью чистого разума может сколь угодно познавать мир явления, а мир вещей в себе остается для Канта преимущественно непознаваемым. С точки зрения Канта пространство определяет возможность всеобщих суждений в геометрии, а время – в арифметике определяет порядок счета. Рассматривая возможность всеобщих суждений в естествознании, Кант создает учение об априорных категориях рассудка – это качества, количества, отн-я. Таким образом, активность субъекта познания состоит в том, что он конструирует объект своего восприятия, а затем, познает в нем то содержание, которое сам в него вложил. Кант создает учение об антиномиях, т.е. о тех противоречиях, в которых впадает чистый разум, когда пытается приложить пространственно-временные характеристики к миру вещей в себе, где они в действительности отсутствуют, поэтому ни тезис, ни антитезис нельзя, ни доказать, ни опровергнуть с помощью чистого разума.
Тезис: мир имеет границы в пространстве и времени; всякое сложное состоит из абстрактно простых элементов; в мире помимо з-ов причинности существует ещё и свобода; Бог существует.
Антитезис: Мир не имеет границ в пространстве и времени; Ничего абстрактно простого в мире нет; В мире существует лишь причинная детерминация; Бога не с-т. Аппарат единства апперцепции (учение об трансцендентальных единствах апперцепции).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |