КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы объективного идеализма Гегеля
Этическое учение И.Канта. Кант утверждал, что проблемы свободы, бессмертия души и Бога являются предметом исследования практического разума, т.е. относятся к сфере морали. Кант утверждал, что не существует морали там, где отсутствует свобода, поскольку только свободный человек несет ответственность за свое поведение. С точки зрения Канта, человек принадлежит к двум мирам: его тело принадлежит к миру явлений, а душа – к миру вещей в себе, где существует свобода, поскольку отсутствует временная детерминация. С идеей свободы связана кантовская идея автономии морали, в то время как большинство этических теорий отстаивали идею гетерогенной морали, т.е. ее зависимости от соц. истор. Условий, Кант утв. Независимость морали от обстоятельства, в которой она существует. Кант весьма нетрадиционно решает вопрос о взаимосвязи религии и нравственности. Если традиционное христианство утверждает, что человек морален, потому что верит в Бога, то Кант утверждает, что человек верит в Бога, потому что он является моральным существом. С точки зрения Канта доказательством существования Бога является наличие нравственного закона в душе человека. Кант утверждает, что Бог необходим для морали, как гарант конечной справедливости. Кант формулирует категорический императив (общеобязательный закон): поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (разрешай себе только такие поступки, которые ты бы разрешил любому другому человеку). В период развития капитализма Кант формулирует гуманистический принцип: относись к человеку всегда как к цели, и никогда как к средству. Центральной категорией этики Канта является категория долга, в связи с этим он делит все поступки человека на легальные и моральные. Легальными он считал те поступки, которые человек совершает из хорошего отношения к другому человеку, а моральные поступки – это те, которые совершает человек исключительно подчиняясь чувству долга.
Проблема дуализма: мир явлений и мир сущностей. Кантовский агностицизм: Кант отказывает человеческому разуму в абсолютном познании. Каждая вещь с точки зрения ее постижения человеческим разумом есть и остается вещью в себе Гегель остается в русле субъективного идеализма (первичность разума субъекта).(Объективный идеализм – то, что познается и существует независимо от того познают его или нет). Материалисты: материя есть абстрактная реальность. Гегель предлагает первичность объективного духа в начале мира. Рациональное зерно в основе мира, т.е. разум… Иррациональный не значит противоположный разум, а другое чем разум. Гегель обнаруживает существенную кантовскую ошибку в теории чистого разума. Наука оперирует только абстрактными понятиями. Наш собственный разум творить мир, который нет в реальности. Гегель говорит, почему я не могу познать первичное? Сущность, говорит он, всегда является, т.е. явление всегда существенно. Когда мы познаем какой-то процесс, мы должны постигать всю связь явлений. Только человеческий разум может обнаружить связь явлений. Без понимания сущности мы не можем познать процесса. Гегель видит ошибку Канта в том, что он применяет методы естествознания при изучении разума, разум – это дух, процесс духа. Если внешний мир подчиняется, значит и внутренний мир тоже. Для того чтобы выяснить, какая методология соответствует объекту – дух, нужно для начала * дуализм Канта, привести его к монизму. В основе мира лежит идея мира по Гегелю: рациональное зерно. Идея мира содержит абсолютно весь мир. Если это рац. зерно, то оно обращается на самого себя. Оно прорастает в реализацию с необходимостью, превращается в мир. Дух – Природа – Бог (Система объективного идеализма Гегеля). Если Бог – это Абсолют, то его движение к самому себе бесконечно. 1. Что является движущей силой. 2. Что есть такое развитие. Единственной движущей силой является единство и борьба противоположностей.
26. Диалектика Гегеля: закон перехода количественных изменений в качественные. Диалектика ГЕГЕЛЯ – наука о развитии в его противоречии. Гегель пытается строить свою философию как систему взаимосвязанных между собой законов и категорий, причем центральное место в диалектике Гегеля занимают законы диалектики, которые с разных сторон характеризуют процесс развития. 1) Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой 2) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения предмета. 3) Закон отрицания, отрицания. Характеризует прогрессивную направленность развития. Исходной категорией (1) является категория качества. Качество – это тождественная с бытием предмета, определенность предмета, это то, благодаря чему предмет является самим собой и что, теряя, он перестает быть таковым. Количество характеризует размер предмета какого-то качества. Качество и количество представляют собой единство, в котором количественные параметры всегда определяются качеством данного предмета. Единство количества и качества характеризуются категорией меры. Мера – это такой интервал в развитии предмета, в пределах которого количественные изменения не приводят изменения качества. Выход за пределы меры – это скачок, под которым понимается качественное изменение. Скачок характеризуется следующими чертами: 1) это единство разрушения старого качества и созидание нового; 2) это единство бытия и небытия, т.е. такой этап, когда старого явления уже нет, а нового ещё нет; 3) это единство прерывности и непрерывности, поскольку он с одной стороны разделяет разные качественные состояния, а с другой стороны – соединяет их. 27. Диалектика Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Исходной категорией закона единства и борьбы противоположностей, который раскрывает источник самодвижения предмета является категория диалектического тождества, которая внутри себя распадается на совпадение предмета с самим собой и несовпадение А=А и не А. Более богатой содержанием является категория диалектическая противоположность. Диалектические противоположности формируются не путем соединения внешних явлений, а путем раздвоения единого на противоположности, причем с одной стороны диалект. против-ти представляют собой единство взаимо-обусловливают друг друга, поскольку выражают единую сущность, но с другой стороны между ними происходит борьба, взаимное отрицание. Самой конкретной категорией, раскрывающей сущность данного закона является категория противоречия, которая представляет собой процесс, проходящий след. этапы: 1) тождество преобладающего над различием – это зарождения противоречия, когда развивщихся противоречивостей пока нет; 2) развертывание противоречия, когда сформировались противоречивости и между ними происходит борьба; 3) разрушение противоречия, когда явление переходит в свое иное, свою противоречивость. Причем, Гегель считал, что на этом этапе прот-ти * в своей основе, а Маркс утверждал, что на этап этапе возникает конфликт прот-тей и завершается уничтожением обеих и возникновением нового единства, новых прот-тей. 28. Диалектика Гегеля: закон отрицания отрицания. Исходной категорией закона отрицания, отрицания является категория диалектического отрицания. В отличия от метафизического отрицания, который представляет собой полное уничтожение предмета, диалектическое отрицание есть единство отбрасывание всех тех моментов, которые препятствуют дальнейшему развитию и сохранению всего ценного содержания. О действии закона отрицания можно говорить только тогда, когда цикл развития закончен, при этом цикл включает себя след. моменты: а) исходное явление (тезис), причем исходное явление развивается в направлении к первому отрицанию как противоположное самому себе по закону единства и борьбы противоположностей, поэтому первое отрицание представляет собой прот-ть исходному явлению (антитезис). От первого отрицания ко второму явление движется в направлении противоположном самому себе, а значит по направлению к исходному явлению, поэтому в результате второго отрицания возникает возврат к исходному явлению, но это якобы возврат, поскольку исходное явление воспроизводится на * высокой основе, включая в себя все ценное содержимое предшествующего развития.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |