Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис европейского рационализма и возникновение иррационалистической философии ХIХ века




Рационализм достиг своего апогея в учении Гегеля и Маркса, и вместе с тем показал свою ограниченность. Поэтому в 19 веке появляются различные направления иррациональной философии, обосновывающие то, что поведением человека руководит воля (волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше), интуиция (А.Бергеон), бессознательное (Фрейд и постфрейдисты).

Иррационализм - (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются. Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то же время не вызывать определенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как непосредственного, стихийного, в принципе нерационализируемого феномена).

Иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин "иррационализм.", строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 - начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется так называемый кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума. Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда - радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. В имманентно-философском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рационализма предшествующей философии за счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального. Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее развитие иррационалистических философских течений связано главным образом с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма.

 

31. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра: учение о мире как воле и представлении.

В своей философии Шоп. пытается решить проблему, которая поставила средневековая философия: почему мир во зле лежит? Шоп. отвечает на него с антихристианских позиций, поскольку он утверждает, что основой мира является мировая воля, которая представляет собой мировое зло. Мировая воля страдает и отражением ее страданий является страдания всех живущих на земле людей.

Для того чтобы прекратить страдания людей нужно убить мировую волю, а для этого нужно подвить волю к жизни всех людей, поэтому задачей своей философии Шоп. считает выработать у людей неприятие к жизни. С этой целью Шоп. доказывает, что счастье невозможно, что половая любовь является инстинктом продолжения рода, а страх смерти – уловкой мировой воли, с помощью которой она привязывает человека к миру.

Шоп. утверждает, что счастье невозможно, поскольку человек обречен на то, чтобы выбирать между страданиями, которые порождаются невыполненными желаниями и скукой *, которая является следствием постоянного исполнения желания.

Шоп. также считает, что счастье невозможно, поскольку исполнение самого большого желания никогда не приносит того удовлетворения, но которую человек рассчитывал. Шоп. считает, что счастье невозможно ещё и потому, что человек ощущает страдание, но не ощущает того, что делает его счастливым. Счастье невозможно потому,что малейшее страдание делает невозможным переживание самого большого счастья.

В целом Шоп. утверждает, что счастливых людей нет, счастливыми может быть люди только по видимости, причем с его точки чем интеллектуальней и нравственней является человек, тем в большей степени он обречен на страдание.

В рассмотрении вопросов половой любви Шоп. закладывает традицию биологизации человека. Он рассматривает половую любовь как инстинкт продолжения рода и обосновывает идею о том, что если у мужчины и женщины возникло взаимное чувство, то это означает, что именно данная пара может произвести на свет наиболее совершенное потомство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.