КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что представляет собой Договор о присоединении 2003 г. ?
Договор между Бельгией, Данией, Германией, Грецией, Испанией, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Австрией, Португалией, Финляндией, Швецией, Соединенным Королевством (государствами — членами Европейского Союза) и Чехией, Эстонией, Кипром, Латвией, Литвой, Венгрией, Мальтой, Польшей, Словенией и Словакией относительно присоединения Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии к Европейскому Союзу (далее — Договор о присоединении) был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Договор о присоединении 2003 г. оформил так называемую первую волну современного расширения Европейского Союза. В соответствии с ним к Союзу присоединяются 10 из 13 государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре 2001 г. Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка Европейского Союза к расширению, вступил в силу за два с половиной месяца до подписания Афинского договора, 1 февраля 2003 г. Учитывая, что именно Ниццкий договор в своих положениях обозначил дату первой волны расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце. Более того, Договор о присоединении является результатом почти десятилетней подготовки к небывалому по масштабу присоединению к Европейским сообществам и Европейскому Союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами европейского континента. Три государства-кандидата остаются пока за рамками Договора о расширении. Болгария и Румыния должны присоединиться к Союзу в 2007 г., а переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз отложены до конца текущей декады. Договор о присоединении вступит в силу после его ратификации всеми сторонами и только после этого займет свое место среди источников первичного права Европейского Союза. Сам Договор определяет приблизительную дату, до которой государства-члены должны провести все ратификационные процедуры, — 1 мая 2004 г. Важнейшей частью Договора о присоединении, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами. Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства — члены Союза. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2). На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения (Schengen acquis) или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 г. Таким образом, Литва и Польша окончательно закрывают границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита. Проблема обеспечения свободы передвижения лиц в новых границах Сообщества стала одной из ключевых на современном этапе расширения, хотя она и была вынесена за пределы основной части Договора 2003 г. и Акта относительно условий присоединения. Этому вопросу посвящены 11 из 44 деклараций, приложенных к Договору. Существующие государства-члены опасаются, что они еще не способны до конца гарантировать свободу передвижения работников из новых государств-членов. В соответствии с актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присоединение новых государств-членов будет оформлено специальным протоколом к нему. Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Договора о присоединении). Аналогичным статусом сегодня пользуются существующие государства-члены, не входящие в зону евро, — Великобритания, Дания и Швеция. В этой связи необходимо признать ошибочным мнение, бытующее в средствах массовой информации, о том, что с присоединением к Союзу национальные валюты новых государств-членов заменит евро. Акт относительно условий присоединения пересматривает численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратит свое значение, так как наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г. Помимо этого Акт относительно условий присоединения содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что Договор о присоединении 2003 г. символизирует очередной шаг в направлении создания в полном смысле этого слова общеевропейского дома, опирающегося на общие правовые начала. Новый договор отражает реалии современной политической жизни Европейского региона и учитывает интересы не только государств, которые в нем участвуют, но и других европейских стран. Положения Договора о присоединении 2003 г. в целом отвечают духу современных реформ Союза, направленных на модернизацию механизма интеграции и оформление его общей Конституцией для Европы.
17. Как осуществляется подготовка Конституции Европейского Союза?
Шестнадцатого февраля 2001 г. при подписании Ниццкого договора государства-члены коллективно одобрили Декларацию «О будущем Союза», в которой согласились с необходимостью дальнейших реформ в целях его демократизации и повышения эффективности. Для подготовки этих реформ был образован временный представительный орган — Европейский конвент (Конвент о будущем Союза), 36 порядок формирования и мандат которого определила Лаакенская декларация от 15 декабря 2001 г. (вторая Декларация «О будущем Европейского Союза», принятая на встрече в верхах в пригороде Брюсселя — Лаакене). В состав Конвента (105 членов) вошли представители законодательной и исполнительной ветвей власти всех нынешних и будущих государств-членов, а также государств-кандидатов (по 2 парламентария и по одному представителю правительства от каждой страны), плюс представители соответствующих институтов Европейского Союза в целом (16 депутатов Европарламента и два члена Европейской комиссии). Председателем Конвента был назначен Валери Жискар д'Эстен (президент Франции в 1974—1981 гг.), а его заместителями — Джулиане Амато и Жан-Люк Деан (бывшие главы правительств Италии и Бельгии). Начав работу в феврале 2002 г., Конвент четко высказался в пользу «конституционализации» учредительных документов Европейского Союза и приступил к подготовке его конституционного договора (договорной конституции). Результатом этой работы стало принятие Конвентом 10 июля 2002 г. проекта Договора, учреждающего Конституцию для Европы (Конституция Европейского Союза). По завершении деятельности Конвента подготовленный им проект Конституции был в целом одобрен руководителями государств-членов, однако по ряду пунктов между ними сохранялись разногласия. Для завершения работы над документом в октябре 2003 г. приступила к работе межправительственная конференция. Последней удалось до конца 2003 г. найти решение для более 80 спорных вопросов. Оставшиеся несколько разногласий являются наиболее «чувствительными»: они касаются главным образом распределения голосов и квот между государствами-членами в некоторых институтах Союза. Их намечено устранить в ходе дальнейшей работы межправительственной конференции. После того как текст Конституции Союза будет окончательно согласован, состоятся его подписание и ратификация государствами-членами (в большинстве из них планируется организовать референдум). Конституцию Союза предполагается ввести в действие в 2006 г. (срок носит ориентировочный характер, и нельзя исключать вероятность «запаздывания»). — Согласно подготовленному Конвентом проекту будущая Конституция должна состоять из преамбулы и свыше 450 статей, разделенных на четыре части. Часть первая «Конституционное устройство» закладывает наиболее основополагающие принципы устройства и функционирования Союза. Часть вторая «Хартия Союза об основных правах» содержит текст Хартии об основных правах, принятой 7 декабря 2000 г. (см. вопросы № 84-85). Часть третья «Политика и функционирование Союза» определяет компетенцию и порядок деятельности Союза в разных сферах общественной жизни. Она является самой объемной в структуре документа (около 350 статей). Часть четвертая «Общие и заключительные положения» устанавливает порядок вступления в силу документа и некоторые условия его реализации в жизнь. К Конституции Союза будут также приложены протоколы, в том числе большинство ныне действующих (Протокол «О статуте Суда», «Об уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка» и др.). Одним из главных результатов принятия Конституции должно служить упрощение внутренней структуры Европейского Союза: исчезнет деление на опоры, а договоры об учреждении Европейского сообщества и о Европейском Союзе утратят силу. С другой стороны, предполагается сохранить Договор о Евратоме 1957 г. Ввиду большого объема и специфического предмета регулирования этот документ посчитали нецелесообразным инкорпорировать в единую Конституцию. Договор о Евратоме наряду с протоколами будет выступать как своеобразное «приложение» к основному тексту последней. Наряду с реформой внутреннего устройства Европейского Союза проект Конституции перестраивает систему его правовых актов (в будущем станут издаваться «европейские законы» и «европейские рамочные законы»), вносит изменения в институционный механизм, включая создание новых органов и постов (например, министр иностранных дел Союза), впервые в истории закрепляет право государств-членов на добровольный выход из Европейского Союза и порядок его реализации. Обращает на себя внимание специальный раздел первой части О других важнейших изменениях в правовой и политической системе Европейского Союза, предусмотренных проектом его Конституции, будет рассказано в последующих разделах книги.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |