Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Принципы права Европейского Союза

18. Что такое «принципы права Европейского Союза»?

Принципы — это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы.

В праве Европейского Союза существует своя собственная, при­сущая ему совокупность принципов. Некоторые из них сходны с принципами других правовых систем (внутригосударственного и ме­ждународного права), а некоторые имеют оригинальную природу.

Общую совокупность принципов права Европейского Союза можно разделить на несколько групп, которые различаются своим на­значением и сферой действия:

— принципы верховенства и прямого действия права Европей­ского Союза, определяющие его соотношение с правовыми система­ми государств-членов;

— общие принципы права — исходные начала правового регу­лирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и при­сущи также другим демократическим правовым системам;

— специальные принципы права Европейского Союза, имею­щие силу в рамках отдельных отраслей или сфер его правового регу­лирования;

— принципы деятельности Европейского Союза, которые опре­деляют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетен­ции.

 

19. Что означают принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза?

 

1. Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы данной правовой системы имеют большую юридическую силу, чем правила, установленные в рамках государств-членов.

Иными словами, в случае несоответствия (коллизии) между зако­ном или другим источником национального права, с одной стороны, и источниками права Европейского Союза — с другой, надлежит ру­ководствоваться последними.

Противоречия между предписаниями Европейского Союза и его государств-членов чаще всего обнаруживаются в национальных су­дах при рассмотрении конкретных дел. В подобных обстоятельствах судебные органы должны отдавать приоритет Договору ЕС, регла­менту, директиве, другому источнику права Союза, при необходимо­сти «откладывая в сторону» противоречащий им внутригосударст­венный закон или подзаконный акт.

Если национальный суд испытывает трудности или сомнения, он может приостановить производство и направить преюдициальный запрос в Суд Европейских сообществ (см. вопрос № 55).

2. Принцип прямого действия означает, что право Европейского Союза наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно физических и юридиче­ских лиц. Последние могут основывать свои требования в нацио­нальных судах, «напрямую» ссылаясь на статьи учредительных до­кументов или правовых актов Союза.

При этом в доктрине и судебной практике различаются два вида прямого действия — горизонтальное и вертикальное:

а) горизонтальное прямое действие — это прямое действие в
«горизонтальных» правоотношениях, т.е. отношениях между частны-
ми лицами (например, обязательство из договора между двумя пред-
приятиями-контрагентами);

б) вертикальное прямое действие — прямое действие в отношениях «индивид — власть», т.е. в правоотношениях между частными
лицами и государственными органами и учреждениями.

В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:

— нормы регламентов («законов» Союза) имеют прямое дейст­вие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (на­пример, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);

— нормы учредительных договоров («конституции» Союза) имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъ­ективное право или обязанность, в том числе обязанности госу­дарств-членов.

Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможен­ные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позво­ляет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты по­добного сбора.

С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой «Со­общество и государства-члены... ставят целями содействие занято­сти, улучшение условий жизни и труда...», не является нормой пря­мого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъектив­ное право, способное отстаиваться в судах.

Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьи­ми странами, в том числе с Россией;

— директивы (основы законодательства Союза), по общему пра­вилу, не имеют прямого действия, так как их нормы подлежат транс­формации в национальное законодательство (см. вопрос № 5). Ины-40 ми словами, директива действует «опосредованно», через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и за­крепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.

Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в уста­новленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соот­ветствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными ор­ганами и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными права­ми. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.

Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных до­говоров, способны обладать только вертикальным, но не горизон­тальным прямым действием;

— в праве Европейского Союза существуют также источники, ко­торые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, при­нимаемые в рамках второй и третьей опор: общей внешней политики и политики безопасности — ОВПБ, сотрудничества полиций и судеб­ных органов в уголовно-правовой сфере — СПСО (см. вопрос № 26).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что представляет собой Договор о присоединении 2003 г. ? | В чем заключаются общие принципы права?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.