Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие агентства существуют в Европейском Союзе?




Расширение и усложнение задач, возлагаемых на Европейский Союз, обусловило появление в его организационном механизме большого числа автономных подразделений, которые чаще всего на­зываются агентствами. Эти подразделения имеют оригинальную юридическую природу и, в качестве особой категории, получили в доктрине наименование «децентрализованный организм» (от франц. organisme decentralise).

«Организм» (в политико-правовом смысле) — это взаимосвязан­ная совокупность постов и служб, созданных для осуществления конкретной функции. Вместе взятые, они способны образовать еди­ное учреждение.

Будучи децентрализованным, подобное учреждение наделяется статусом юридического лица, а равно большей или меньшей административно-финансовой автономией по отношению к остальным институтам и органам Союза.

Таким образом, децентрализованный организм — это одновре­менно и орган Европейского Союза, и организация, входящая в его структуру как обособленное подразделение с собственной правосубъ­ектностью. В качестве юридического лица децентрализованный организм может от своего имени заключать соглашения с ино­странными государствами и международными организациями, ко­торые, однако, нуждаются в одобрении политическими института­ми Союза.

Децентрализованными организмами выступают рассмотренные выше Европейский центральный банк и Европейский инвестицион­ный банк (вопросы № 32 и № 33), Европол и Евроюст (вопрос № 30). Непосредственно в учредительных договорах предусмотрено также создание Агентства по снабжению рудой, сырьем и «специаль­ными расщепляющимися материалами», необходимыми для произ­водства атомной энергии (ст. 52—55 Договора о Евратоме).

Остальные органы подобного характера функционируют на базе правовых актов институтов Союза, изданных преимущественно в рамках Договора о ЕС 1957 г. Не претендуя на исчерпывающий ха­рактер, перечислим некоторые из этих подразделений (в скобках указан год их создания):

— Европейский центр по развитию профессионального образо­вания (1975);

— Европейское учреждение по улучшению условий жизни и труда (1975);

— Европейское агентство по окружающей среде (1990);

— Европейское учреждение по вопросам обучения (1990);

— Европейский наблюдательный центр в отношении наркоти­ческих средств и наркомании (1993);

— Европейское агентство по оценке медикаментов (1993);

— Ведомство по гармонизации в рамках внутреннего рынка (1994);

— Европейское агентство по вопросам здоровья и безопасности на рабочем месте (1994);

— Ведомство Сообщества по растительным сортам (1994);

— Европейский наблюдательный центр в отношении проявле­ний расизма и ксенофобии (1997);

— Европейское агентство по морской безопасности (2002);

— Европейское агентство по авиационной безопасности (2002);

— Европейский орган по безопасности продуктов питания (2002).

— В рамках общей внешней политики и политики безопасности (вторая опора Союза) в качестве автономных «организмов» в 2002 г. были учреждены Спутниковый центр и Институт по исследованиям безопасности Европейского Союза.

В рамках Союза функционирует также Европейский полицей­ский колледж, Европейский университет и европейские школы (на основании соглашений между государствами-членами и ЕС).

В ближайшие годы планируется создание новых агентств в раз­личных областях, в частности:

— Европейского агентства по управлению оперативным сотруд­ничеством на внешних границах;

— Европейского агентства по развитию военных потенциалов;

— Европейского агентства по железнодорожной безопасности;

— Европейского агентства по безопасности сетей и информа­ции;

— Европейского центра по предотвращению и контролю забо­леваний;

— Европейского агентства по химическим продуктам;

— Европейского агентства по контролю за рыболовством.

43. Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза?

Классическая система разделения властей, предусмотренная для отдельных государств, не вполне подходила такому динамично само­развивающемуся государствоподобному наднациональному образо­ванию интеграционного типа, как Европейский Союз. Вместо этого была создана гибкая и подвижная система элементов разделения и взаи­модействия властей, не ставящая перед собой целью их разделить и жестко закрепить в определенной взаимной связи, но дающая возмож­ность эффективно обеспечить их взаимодействие между собой. Такая организация оптимально способствует достижению координации при постановке задач и обеспечению субординации при их осущест­влении. Именно это отражает специфический метод права Европей­ского Союза — метод скоординированной субординации (или гармони­зации). Такой механизм зафиксирован в учредительных договорах и проекте Конституции Европейского Союза.

Исторически усиливающий свое значение Европейский Совет, подобно коллективному главе государства, призван разрабатывать и координировать стратегию развития Союза. С одной стороны, в явно ослабленную ограниченностью полномочий Европейского парла­мента законодательную власть вторгается Комиссия, являющаяся единственным источником законодательной инициативы и издаю­щая акты в порядке делегированного законодательства. С дру­гой — «жесткость» конституирующих Союз актов несколько уравно­вешивается влиянием на нее вырабатываемого Судом прецедентного права и возможностью толкования им норм права Европейского Союза.

Совет, официально являющийся органом законодательной вла­сти Союза, состоит из министров — членов исполнительной власти, 98 что явно противоречит традиционной системе разделения властей, но вполне успешно работает в структуре единого институционного механизма Европейского Союза. Положение и развитие судебной системы, в том числе и в результате внесенных Ниццким договором изменений, пожалуй, ближе всего к классическому. Совет, однако, наделяется характерными для суда полномочиями по наложению штрафов. Передача ряда законодательных функций Европейскому центральному банку (в сложнейший период введения единой валюты евро) также отличает организацию власти в Союзе от стандартной схемы. Проект Конституции для Европы показывает, что в ходе раз­вития Европейского Союза дальнейшие подвижки в системе элемен­тов разделения и взаимодействия властей неизбежны.

44. Где размещены институты и органы Европейского Союза?

В 1950-е гг., когда начался процесс строительства Европейского Союза, обсуждалась идея выделить для европейских институтов «особый округ, имеющий собственный суверенитет», т.е. поступить по образцу США (федеральный округ Колумбия, где расположена столица Вашингтон).

Эта идея не получила реализации. Приложенный в 1997 г. к уч­редительным договорам Протокол «Об установлении местонахож­дений институтов, некоторых органов и служб Европейских сооб­ществ» окончательно закрепил режим множественности географи­ческих центров Союза. Наиболее важными из них служат Брюссель и Люксембург, которые часто называют «европейскими столица­ми».

Брюссель — официальная резиденция Совета Европейского Союза и Европейской комиссии, а также консультативных органов (Экономический и социальный комитет и Комитет регионов).

В Люксембурге размещены неполитические институты Союза: Суд и Счетная палата. Здесь же находится штаб-квартира Европей­ского инвестиционного банка. В Люксембурге, кроме того, располо­жены некоторые службы Комиссии и три месяца в год проводит засе­дания Совет (апрель, июнь и октябрь).

Европейский центральный банк размещен во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), а Европейский парламент — в Страсбурге (Франция). Однако комиссии Парламента заседают в Брюсселе (Бельгия), а его аппарат (Генеральный секретариат) находится в Люксембурге. В Страсбурге также работает Европейский омбудсман.

Штаб-квартира правоохранительных органов Союза (Европол и Евроюст) — в Гааге (Нидерланды).

Агентства Союза являются децентрализованными организмами не только по своему статусу, но и по местонахождению. Их принято размещать в разных частях территории Союза, например Европей­ское агентство по окружающей среде расположено в Копенгагене (Дания), Ведомство по гармонизации в рамках внутреннего рын­ка—в Аликанте (Испания), Европейский центр по развитию про­фессионального образования — в Салониках (Греция) и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.