Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Сопровождение принимающих семей

Сопровождение принимающих семей

 

 

ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Минусы системы сопровождения (системы взаимодействия со специалистами)- когда родитель может почувствовать себя плохо:

-поиск компромата на родиителей;

-родитель средство для воспитания ребенка (детоцентрированный подход);

-ребенок априори плох («мрачный» прогноз);

-игнорирование динамики;

-решение проблемы путем дискриминации/изоляции;

-подгонка живой ситуации под теорию;

-эзотерика;

-выход за рамки профессиональной этики (примеры из жизни других, нарушение конфиденциальности);

-отсутствие твердой позиции специалиста.

Плюсы системы сопровождения – когда родитель почувствует себя хорошо:

-нормализация (это нормально, потому что…);

-обмен эмоциями в группе;

-эмпатия (даже без совета, просто выслушивание);

-поддержка (снижение тревоги, повышение уровня родительской уверенности);

-индивидуальность совета, исходя из конкретной ситуации через объяснение того, что происходит и почему;

-конкретизация жалоб (80% на 20%; снижение генерализации жалобы);

-объективность, не вовлеченность ни в одну из позиций;

-положительный прогноз (наличие «+» динамики);

-ощущение безопасности;

-ресурсное состояние специалиста.

ВАЖНО:

o отношения в процессе помощи партнерские, а не сверху вниз;

o важен конкретный человек, а не теория, важно понимать, что есть цель, а что средство (теория или человек);

o ценить семью как систему взаимодействия; взаимодействовать с каждым не за счет других;

o присутствие надежды, шанса, перспективы (нахождение ценного в том, что есть);

o наличие безопасности (неиспользование информации против).

o улучшение зависит не от умного совета, а от состояния родителя (родитель должен выйти с уменьшением тревоги, с более оптимистичным настроением, в более ресурсном состоянии).

 

СУТЬ работы по сопровождению: повышение ресурсности родителя.

 

Полезные подходы в работе по сопровождению.

Основные:

1. теория привязанности (Боулби, Эйнсворт, Ньюфельд);

2. поведенческая терапия (формирование конкретных шагов, как техника на основе т.привязанности, т.е. отношения первичны);

3. системная семейная терапмя (В.Сатир, К.Витакер) –аппарат для видения отношений внутри семьи и специалиста с семьей;

4. психология травмы (горя. Насилия, потери), основные признаки ПТСР, стадии проживания травмы, логика работы;

5. психосинтез (самость, идентичность)

Дополнительные:

1. коучинг как способ выявления своих ресурсов;

2. психоанализ (Адлер, Юнг, Винникотт);

3. психодрама (смена ролей, примерка чужих ролей на себя, взгляд на ситуацию глазами другого);

4. игровая терапия (принципы, ходы);

5. арттерапия;

6. телесная терапия;

7. гештальт (границы +разные фишки);

8. зависимость/созависимость.

 

ВАЖНО: наработать копилку конкретных приемов и техник

Особенности привязанности:

· иррациональность

· избирательность

· успокаивающий фактор

· иррациональное чувство безопасности

· ответственность на взрослом

· универсальность (все стадии должны быть прожиты в каждой новой привязанности

· уязвимость

· парность

· свою потребность в любви взрослый должен удовлетворять не в ребенке, а в других отношениях

· властная забота (иерархичность – не надо с детьми как с друзьями)

· развитие происходит в состоянии покоя.

Привязанность и травмы привязанности

 

Ассоциации со понятием «привязанность»:

-связь -защищенность

-необходимость -любовь

-безопасность - зависимость - ответственность

-стабильность -доверие - уязвимость

-сильные чувства

-потребность

 

Привязанность содержит в себе не только светлые краски (уязвимость, несвобода), привязанность – это наиболее сильные чувства, определяющие благополочие жизни.

 

Отношения привязанности закладываются тем, что человеческий детеныш не способен выжить без взрослого, и этот период зависимости достаточно большой в связи с большим объемом головного мозга и прямохождением. Т.Е. наш путь – это, фактически, путь сумчатых – дозревание до пригодного состояния. Мы детей не только вынашиваем, но и донашиваем. Программа привязанности существует у всех животных, где потомство не само по себе. Программы привязанности – это разные бессознательные программы, они находятся в лимбической (досознательной) сфере головного мозга. Суть этих программ – чтобы дите выросло, стало независимым.

ЭТАПЫ (Что происходит?)

 

1этап 1 кризис сепарации 2 этап

рождение

 

 


Этап вынашиванияЭтап донашивания (псих. эмоц. связь)

(материальная связь) 100% зависимость (питание через тело

Матери, 24 часа в сутки вместе)

 

Первые проблемы привязанности ребенка возникают из этого периода. Что важно в этот период?

Ребенок родился нужна привязанность

ü ребенок кричит и плачет так, что мать как минимум встанет и подойдет (от этого крика нельзя абстрагироваться, так сознание заточено на этот диапазон и следует реакция мобилизации со стороны организма матери);

ü пропорции ребенка (большая голова, маленькие конечности, большие глазки, маленький носик) таковы, что находят отклик во внутренней запрограмированности матери на особое внимание;

ü улыбка младенца (реакция взрослого – состояние неадекватной эйфории счастья, готовности расшибиться в лепешку, чтобы он улыбнулся еще раз). Фактически цель – чтобы вы старались, чтобы он был счастлив, это обеспечит его выживание;

ü рефлексы (хватательный, обхватывающий, комплекс оживления)

 

Формирование привязанности, таким образом, - это танец для двоих: ребенок вовлекает мать, она вовлекается – происходит схватывание на эмоциональном уровне. Т.е. вместо физической связи образуется психологическая связь (эмоциональная). Эта связь может возникнуть сразу, а может фрмироваться в течение нескольких часов, дней…

Программа формирования привязанности может работать по-разному: может тормозить, может давать сбой (послеродовая депрессия).

 

Когда ребенок втягивает маму в отношения привязанности формируется сильная глубокая эмоциональная связь (фактически всепоглощение друг друга). Во многих культурах в связи с этим существовало понятие «материнский месяц». Интуитивно люди понимали важность этого периода.

 

Ребенок рождается с незрелым головным мозгом, который созревает до 20 лет, но особенно активно процес созревания идет в первый год – идет закладка связей. (Пример с закладкой парка и организацией в нем дорожек: в новом парке закладывают сетку дорожек, после того, как по парку начинают ходить люди, какие-то дорожки протаптываются, какие-то зарастают.) Закладка сетки дорожек (связей) происходит на первом году жизни ребенка, протаптывание дорожек (проработка связей) осуществляется после года.

Если ребенок находится в состоянии депривации (не удовлетворяются базовые потребности), возникает сильная тревога (она витальная). Сбои программы формирования привязанности, фактически программы выживания, программы про жизнь и про смерть, приводят к возникновению витального ужаса ребенку не до развития мозга, не до развития связей.

Если на 2этапе все хорошо, происходит определенное общение между взрослым и ребенком: высоким голосом, с максимальным количеством уменьшительных слов, все рассказываем и показываем мы говорим ему все время про него (какие ушки, глазки; где мама, папа; что он хочет есть-спать-писать), все его желания; сообщаем все подробности-детали: внешность, имя, желания; мы переводим ему на язык слов всем его проявления. И это бессознательный процесс, бессознательная программа.

В городской культуре проявления этого процесса выражены меньше, чем в культуре природной.

Это позитивное отзеркаливание – важнейший опыт в жизни ребенка, который закладывает важный фундамент. На этом основании ребенок делает вывод: все хорошо, я существую, я прекрасен. Это фундаментальное чувство существования (экзистенции) является неким стержнем. Если этот стержень прочный – жизнеспособность повышается (способность выстаивать, сопротивляться невзгодам). У детей нарцистических родителей этот стержень формируется плохо формируется полная зависимость от мнения окружающих, нет среднего – «я существую – это хорошо», отсюда впадение в депрессию (у взрослого нарцисса и у ребенка нарциссов).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Этап у юбки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.