Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческое обследование внутренних сильных

Модифицированное и уточненное при помощи теории систем и ситуационного подхода представление управления как процесса является наиболее широко принятой моделью управления, поэтому необходимо более глубокое понимание фаз управления – планирования, организации, мотивации и контроля.

Стратегическое планирование

 

 

2.1.1. Сущность планирования

 

Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Фазы управления – организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов [14].

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений и состоит из четырех основных видов управленческой деятельности: распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней координации и организационного стратегического предвидения.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптацию к внешней среде следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления руководителей путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего уровня заключается в осуществлении, объединении и оценке процесса стратегического планирования.

Модель этого процесса планирования, включающая наиболее существенные управленческие функции дана на рис. 2.1.

 
 

 

 


Слово «стратегия» произошло от греческого strategos – «искусство генерала».

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения миссии организации и достижения ее целей.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями отрасли, рынка, конкуренции и других факторов, чтобы фирма могла эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, при этом он должен учитывать, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает неизбежными постоянные коррективы.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей и способствует снижению риска при принятии решения.

Недавние исследования 500 компаний выявили ряд интересных фактов относительно стратегического планирования [14]. Было обнаружено, что для стратегического планирования характерны следующие положения.

1.Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.

2.Возраст отделов планирования даже в крупных корпорациях насчитывает менее 10 лет.

3.Стратегические планы разрабатываются на ежегодных совещаниях высшего руководства корпорации.

4.Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5.В большинстве организаций считают, что планирование может быть усовершенствовано.

Эти исследования указывают на сильную положительную корреляцию между планированием и успехом организации.

 

2.1.2. Цели организации

 

Основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Миссия конкретизирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1.Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Иначе говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2.Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3.Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Выбор миссии. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую для ее выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты»? и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить»?

Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.

Характеристики целей. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

Конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего уровня будут иметь ориентир для решения, следует ли направлять больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.

Ориентация целей во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше – для передовых в техническом отношении фирм [14]. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет собой один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет.

Достижимые цели. Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

Множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство фирмы правильно их сформулирует, затем эффективно иституциоанализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

 

2.1.3. Оценка и анализ внешней среды

 

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап стратегического планирования. Первым этапом является изучение внешней среды.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (рис. 2.2).

 


Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, а именно: темпы инфляции и дефляция, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара США за рубежом и налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы.

Политические факторы. Руководители должны отслеживать государственную политику в отношении организаций, то есть следить за нормативными документами местных органов, властей штатов и федерального правительства; за отношением политиков к антимонопольной деятельности; за кредитами федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений; за ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды; за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенными с другими странами.

Рыночные факторы. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации, а именно: изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий и услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.

Технологические факторы. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической внешней среды позволяет учитывать изменения в технологии производства, применение персональных компьютеров в проектировании и предоставлении товаров и услуг, успехи в технологии средств связи.

Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать и оценивать угрозы и возможности, которые могут возникнуть в этой среде в результате легкости доступа к сырьевым ресурсам, деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвесторов или рынков.

Стратегия фирмы или правительственная политика в других странах может выражаться в действиях по защите или расширению компании или отрасли. Собственная стратегия фирмы по отношению к конкурентам может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов и (или) на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.

Факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. В анализе конкурентов присутствуют четыре диагностических элемента:

1.Анализ будущих целей конкурентов.

2.Оценка текущей стратегии конкурентов.

3.Обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционирует данная компания.

4.Углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Факторы социального поведения. Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации. К ним, например, относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменение социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей и т.п. Чтобы эффективно реагировать на изменения социальных факторов, организация должна адаптироваться к новой окружающей среде.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фазы управления организацией | И слабых сторон организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.