Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы и порядок защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей




Внесудебный порядок защиты прав предпринимателей

Тема №10: Защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей

Цена как условие договора

Договорное регулирование цен

Действующее законодательство в области ценообразования

Базового закона нет.

Наиболее отчетливо государственное регулирование ценообразования проявляется в энергетической сфере. См. ФЗ "О государственном ценовом регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (действует до вступления в силу в полном объем ФЗ "Об электроэнергетике", который вступил в полную силу, однако постановление Президиума ВАС РФ гласит, что переходный период еще не закончился); постановление Правительства РФ №109.

Также регулированию подвергаются цены и в иных сферах и отраслях.

 

Самой широкой компетенцией среди органов исполнительной власти в сфере ценообразования наделено Правительство РФ (кроме электрической, тепловой энергии, жилищно-коммунальных услуг, которые регулируются на уровне закона).

Разрабатываются и обосновываются такие документы (постановления Правительства РФ) федеральной службой по тарифам, которая находится непосредственном в ведении Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ также имеются собственные органы (например, комитет по тарифам СПб).

 

Соотношение понятий возмездности и цены договора. Возмездность — характеристика договора, а цена — один из его элементов.

Договор предполагает возмездным, если из законов, иных нормативных актов или существа договоров не вытекает иного. То есть действует презумпция возмездности договора. Безвозмездные договоры допускаются лишь в качестве исключения.

Возмездность выводится из дефиниции договора (как и его реальность / консенсуальность).

Механизм определения цены при заключении цены является значимым элементом.

Также стоит отметить, что существует категория публичных договоров, цена товаров, работ, услуг по которому должна быть одинаковой для всех потребителей. Исключение: законом или иными правовыми актами могут быть установлены определенные льготы для отдельных категорий потребителей.

 

По общему правилу, цена не является существенным условием договора. То есть на это необходимо прямое указание закона или иного правового акта.

 

Предприниматели вправе прибегать, прежде всего, к общегражданским способам защиты гражданских прав. Это объясняется концепцией российского гражданского законодательства, которое рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность гражданского оборота.

Соответственно, см. ст. 12 ГК РФ, которая гласит, что защита гражданских прав осуществляется путем:

· признания права;

· восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

· признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

· признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

· самозащиты права;

· присуждения к исполнению обязанности в натуре;

· возмещения убытков;

· взыскания неустойки;

· компенсации морального вреда;

· прекращения или изменения правоотношения;

· неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

· иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты прав осуществляется самим лицом, считающим себя потерпевшим, однако он должен учитывать характер совершенного в его отношении правонарушения и выбирать наиболее оптимальный способ защиты.

Виды способов защиты:

· юрисдикционный — обращение в суд;

· неюрисдикционный — особое среди прочих здесь занимает самозащита прав (в том числе и меры оперативного характера, например, отказ от оплаты).

 

Также в предпринимательском праве стоит выделить такой порядок защиты прав (не способ) как досудебный порядок урегулирования споров (претензионный порядок). Он применяется для урегулирования разногласий. Суть претензионного порядка урегулирования в том, что предприниматель обращается к правонарушителю с требованием об устранении нарушения права.

В теории выделяют собственно претензионный порядок урегулирования споров и так называемую уведомительную претензию. Если закон или договор предусматривает обязательное досудебное предъявление претензии, лицо до обращения в суд с иском обязано соблюсти процедуру по предъявлению претензии.

Уведомительная претензия — это претензия, не предусмотренная ни законом, ни соглашением сторон. Она применяется в случае, когда в отношениях сторон возникла определенная неопределенность. Цель такой претензии — разъяснение позиций сторон.

 

Особо стоит рассмотреть порядок защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей. Так, в отдельных случаях предусматривается защита прав предпринимателей в административном порядке и средствами прокурорского надзора.

Эти способы намного более оперативные и "дешевые" по сравнению с судом. Акт или действия, нарушающие права предпринимателя могут быть обжалованы в административном порядке (см. ФЗ "О защите прав юридическиз лиц и ИП при проведении государственного контроля (надзора)").

Наконец, можно обратиться в прокуратуру (см. ФЗ "О прокуратуре РФ"). Участие прокурора в арбитражном процессе значительно ограничено (выступает в основном в защиту публичных, а не частных интересов).

 

Наиболее привлекательная форма защиты прав предпринимателя — это третейские суды. Одним из главных достоинств третейского судопроизводство является тот факт, что стороны сами выбирают судей, рассматривающих их спор.

Третейское разбирательство осуществляется на основании принципа конфиденциальности (в арбитражных судах имеет место принцип публичности). Так, третейские судьи обладают иммунитетом: о не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными при разбирательстве. Третейское разбирательство отличается максимальным удовлетворением пожеланий сторон (относительно места, времени рассмотрения спора).

Третейские суды подразделяются на международные и внутренние третейские суды (их деятельность регламентируется соответствующими ФЗ). Также по формам выделяются постоянно действующие третейские суды, которые имеют нормативное обеспечение своей деятельности (регламенты, положения, штатные технические сотрудники, списки судей), и третейские суды, созданные для разрешения конкретного спора (суды ad hoc).

Третейские суды наделены и определенными публично-значимыми полномочиями (например, применение обеспечительных мер). Однако третейский суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов государственной власти (например, не вправе обязать УФРС).

Судьи третейских судов должны обладать определенной квалификацией. Прежде всего, это высшее юридическое образование (для председательствующего). Состав третейского суда может формироваться тремя путями: по правилам, которые установили сами стороны, по правилам постоянно действующих третейских судов, или же (если нет ни того, ни другого) по правилам ст. 4 ФЗ "О третейских судах".

Источниками регулирования деятельности третейских судов могут регулировать правовые источники локального характера, то есть принятые организацией, при которой создан третейский суд (правила, регламенты, уставы), и нормативные источники, например, законы, регулирующие процедуру третейского разбирательства.

Третейский суд в отличие от государственного не связан формальными правилами судопроизводства. Как правила рамки, на которые ориентируется третейский суд (они соотносятся с процессуальным законодательством, не всегда ему строго соответствует), закреплены в правилах конкретного постоянно действующего третейского суда, в котором происходит разбирательство. Кроме того, в таких правилах могут определяться перечни документов, представляемых сторонами в третейский суд и прочее. Такие правила имеют длящийся характер и применяются от дела к делу.

В третейских судах ad hoc правила определяются сторонами самостоятельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.