КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика философской мысли Древнего Востока
Лекция 2 Философия древнего мира Функции философии
Функции философии принято разделять на мировоззренческие и методологические. К мировоззренческим функциям относятся: - гуманистическая, которая состоит в том, что философия, не обещая человеку бессмертие, помогает ему в обретении смысла жизни; - социально-аксиологическая выражается в том, что философия создает представления о ценностях и формирует общественные идеалы; - культурно-воспитательная обеспечивает формирование гармонично-развитой личности; - объяснительно-информационная состоит в том, что философия обеспечивает разработку мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Среди методологических функций философии выделяют: - эвристическую, заключающуюся в содействии приросту научных знаний и создании предпосылок для научных открытий; - координирующую, состоящую в согласовании методов в процессе научных исследований; - интегрирующую, обеспечивающую устранение разграничительных рубежей между различными науками и укрепление их естественных связей; - логико-гносеологическую, состоящую в выработке философией собственного метода исследований. Философия по-разному определяется в современном мире. Она может выступать как наука, как искусство и даже как образ жизни, но, в любом случае она является теоретическим ядром мировоззрения.
Философия зародилась на Древнем Востоке в сер. I тыс. до н.э. Наибольшее развитие она получила в Индии и Китае, где она была тесно связана с религией. Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к которым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую запрещался, смешанные браки исключались. Существовали четыре основные касты: - брахманы (жрецы); - кшатрии (воины); - вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники); - шудры (слуги). Такое положение поддерживалось религией, которая опиралась на комплекс священных текстов под общим названием Веды. Эти тексты представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д. Наибольший интерес для философии представляют комментарии к Ведам, которые называются Упанишады. Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и человека. Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара). При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в котором нет никаких эмоций и никакой жизни. В зависимости от отношения к текстам Вед философы Древней Индии разделились на 2 группы школ: - ортодоксальные школы философии считали авторитет Вед непререкаемым и видели свою задачу только в комментировании их текстов. К этим школам относятся: санкхья, веданта, миманса, ньяя, вайшешийа, йога; - неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед и допускали возможность отступления от них. Среди них особо влиятельными были джайнизм, буддизм, лакаята-чаравака. Особенностью последней школы была материалистическая трактовка мира, в то время как остальные школы стояли на позициях идеализма. В целом для философии Древней Индии характерно слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация человека на внутреннее самосовершенствование. В Древнем Китае достоинство человека определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э. Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы». По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Ян. Это противоположности, которые присутствуют во всех явлениях действительности. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру. Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа. Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй». Он говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен». Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют. В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь). Даосизм и конфуцианство с течением времени превратились в национально-государственные религии. В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |