КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия истории
Проблема морали и свободы в философии Канта. Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете, на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому.Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его формализм в понимании нравственности. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип. 30. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ГЕГЕЛЯ. Г. СОЗДАЕТ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ БЫТИЯ ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ,УРОВНЯХ И СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ.БЫТИЕ ДЛЯ Г. ЭТО ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ,ВЫСШЕГО ДУХОВНОГО НАЧАЛА.ВСЕ СУЩЕСТВ. ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕ ИДЕИ.В ОСНОВЕ ДИАЛЕКТИКИ ЛЕЖАТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНА: 1.ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.-ВСЯКОЕ РАЗВИТИЕ ЕСТЬ ПЕРЕХОД В СВОЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ,РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ ПО СПИРАЛЕ(СИНТЕЗ).ОТРИЦАНИЕ У Г. ЕСТЬ СНЯТИЕ ПОЛОЖИТ. МОМЕНТОВ ТОГО,ЧТО БЫЛО. 2.ЗАКОН ЕДИНСТВО И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.ВСЕ ИМЕЕТ СВОЮ ПРОТИВОПОЛ. ПРОТИВОПОЛО.ЕДИНЫ,ВЗАИМОСВЯЗ.ОНИ ИСКЛЮЧАЮТ ДРУГ ДРУГА,ИСТОЧНИК РАЗВИТИЕ ЭО БОРЬБА ПРОТИВОПОЛ. ДРУГ С ДРУГОМ. 3ЗАКОН ПЕРЕХОДА ОТ КОЛИ-ВО В КАЧ-ВО. ПРИ ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИ-ВО ИЗМЕНЯЕТСЯ КАЧЕСТВО(НАОБОРОТ).ПО Г. РАЗВИТИЕ БЕСКОНЕЧНО. Гегель объективный идеалист. Он разработал законы диалектики. Диалектика - наиболее общие законы в живой, неживой, познании; метод познания (противоположный метафизическому) 31. Антропологический материализм ФЕЙЕРБАХА. АНТРОПОЛОГИЗМ— философские концепции, утверждающие взгляд.на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дельнейшее развитие философской мысли. 32. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.МАТЕРИАЛИСИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ. МАРКСИСТСКАЯ Ф. БЫЛА СОЗДАНА СОВМЕСТНО ДВУМЯ НЕМЕЦКИМИ УЧЕНЫМИ К.МАРКСОМ И Ф.ЭНГЕЛЬСОМ(19В.).КОТОРЫЙ НАРЯДУ С ФИЛОСОФИЕЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭКОНОМИКУ И СОЦЮ-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ. Дл Маркса главным в развитии человечества является материальное и духовное производство (экономика). Т.е. история человечества - история создания, совершенствования орудий труда. Начиная с первой дубинки и до сегодняшнего дня - создание и совершенствование орудий труда. Вот что определяет уровень развития общества: более совершенные условия труда - больше можно производить в единицу времени. 1. Все развитие человеческого общества - это развитие орудий труда 33. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА.1. ОСНОВНОЙ ВОПРОС Ф. РЕШАЕТСЯ В ПОЛЬЗУ БИТИЯ,А ИМЕННО БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЬСЯ СОЗНАНИЕМ. 2.МАТЕРИЯ СОСТОВЛЯЕТ ОСНОВУ ЕДИНСТВО МИРА.ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАТЬ МАЕРИИ.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ДВА ОСНОВНЫЕ АТРИБУТА МАТЕРИИ.3.СОЗНАНИЕ НЕ ЯВЛ. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СУЩНОСТЬЮ-ЭТО СВОЙСТВО МАТЕРИИ ОТРОЖАТЬ САМУ СЕБЯ.4.МАТЕРИЯ ВЕЧНА И БЕСКОНЕЧНА,СПОСОБНА ПРИНИМАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ:МЕХАНИЧЕСКАЯ,ФИЗИЧЕСКАЯ,ХИМИЧЕСКАЯ,БИОЛОГИЧЕСКАЯ,СОЦИАЬНАЯ! ВАЖНЕЙШИМ ФАКТРОМ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛ.ЯВЛ. ПРАКТИКА ИЛИ ТРУД. 34.ПОЗИТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.Позитивизм(30-40г. 19в.)ЭТО ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ,КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИСТВ. ИСТОЧНИКОМ ИСТИНОГО ЗНАНИЕ-НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. и отрицающее познавательную ценность философского исследования. 4ЭТАПА РАЗВИТИ: 1)КЛАСИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ(30-40Г.)ОСНОВА ЭТО «ПОЗИТИВНЫЕ ФАКТЫ»,Т.Е. ФАКТЫ КОТОРЫЕ ТВЕРДО УСТАНОВЛЕННЫ.КАНТ СОЗДАЕТ КЛАССОФИКАЦИЮ НАУК-СОЦИОЛОГИЯ(САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ.В ИСТОР.ВЫДЕЛЯЕТСЯ 3ОСН.СТАДИИ:1.ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ(ГЛ.РОЛЬ РЕЛИГИЯ).2.МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ(ФИЛОСОФИЯ)3.ПОЗИТИВНАЯ СТАДИЯ(РОЛЬ-НАУКА).К ОНЦУ 19В. НАСТУПАЕТ КРИЗИС В НАУКЕ.(КАН,СПЕНСЕР)2)ЭМПИРИАКРЕОЦЕТИЗМ-В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДЫ ПОЗНАНИЕ.ОПЫТ:ЯВЛЯ.СПОСОБОМ ФИКСАЦИИ В СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА,В ДАННЫХ ВНЕШНЕГО МИРА,НАУКА НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ,А ЛИШЬ ТОЛЬКО ПОКАЗЫВАЕТ И НЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС О ПРИЧИНЕ ЯВЛЕНИЙ.СУТЬ:ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЕ.(МАХ,АВЕНАРИУС).3)ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ-основная ЗАДАЧА ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА.ПРЕДМЕТОМ Ф. ЯВЛ.ЯЗЫК НАУКИ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАНИЕ.ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТОЧНОСТИ НАУЧ.ПОЗНАНИЙ (ВЕРИФИНАЦИЯ)ПРОВЕРКА ЛЮБОГО ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЛИБО ПУТЕМ ЛОГИКИ,-СОПОСТАВЛЕНИЕ,А ДАЛЕЕ ОПЫТ!ЕСЛИ НЕ ПОДХОДЯТ,ТО НЕ ЯВЛ. НАУЧНЫМ.((НАЧАЛО40Г)ВЫСШАЯ ШКОЛА КРНАП,ВАРШАВСКАЯ ШК.-ТАРДСКИЙ).4)ПОСТ ПОЗИТИВИЗМ-(НАЧАЛО СВЯЗАННО 1959 С РАБОТОЙ «ЛОГИКА»)СДЕЛАЛ АКЦЕНТ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И АНАЛИЗЕ ЕГО ИСТОРИЙ,ГЛАВНАЯ ПРБЛЕМА МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЕ.ПОСТ ПОЗ. ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ЧЕТКОГО ОГРОНИЧЕНИЙ МЕЖДУ НАУЧНОЙ И НЕ НАУЧНОЙ!(КУН,ПОППЕР) Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. 35.Основныечерты экзистенциальной философии. Религиозное направление:Ясперс.Экзистенциали́зм,также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.Основ темы экзист-чел существов,судьба личности,вера и неверие,утрата и обретение смысла жизни.Экзист религиозный и атеистический.Пытается возродить онтологию.Понятие бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм.Бытие не есть ни эмпирич реальность данная нам во внешнем восприят ни рацион конструкц,предлаг научным мышлен не мир «умопостиг сущностей».Бытие должно быть постигнуто только интуитивно.Оно дано непосредственно в виде собственно бытия-сущ или экзистенции.Экзистенция открыта,есть бытие. Философствовать означает быть в пути. Истоки философии - удивление, сомнение, состояние потерянности и экзистенциальная коммуникация. Экзистенциональная коммуникация - это единение людей духовно близких, когда одна неповторимая, самостоятельная личность, открывает для себя другую самостоятельную личность. Но это всегда риск, открываться другому человеку, но это единственное средство выжить в современном мире, так как человек в современном мире уже не живет в согласии с Богом, он находится в состоянии падения. В этом случае творение остается без творца, человек хочет быть свободным, но свобода это самозаконодательство. Подлинная свобода связанна с возвращением к духовным ценностям. “Бытие Бога настолько очевидно, что неверие в него является грехом, и оно настолько неочевидно, что вера в него является заслугой. Философия К. Ясперса.Карл Яспер (1883 – 1969) – немецкий философ – был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году – после окончания первой мировой войны)Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкается с трансцендентальностью – высшим бытием. 36.Атеистическое направление экзистенциональной философии: Сартр.Философия Ж.П. Сартра.Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 – 1980) – проблема выбора.Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода.Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции. 37. Русская философия: периодизация и основныечерты. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Характерными чертами русской философии являются:сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;конкретность;широкое распространение в массах, понятность простому народу.Основы предмета русской философии составляли:проблема человека;космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);проблемы морали и нравственности;проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);проблема власти;проблема государства;проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);проблема будущего. 38. Русская философия 19века: Чаадаев П.Я.Чаадаев 1794-1856. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 – 1856). Основными направлениями его философии были: философия человека; Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство – стержень, двигатель истории. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |