Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Формирование палат Парламента РФ

В СФ РФ, согласно ст. 95 Конституции РФ, входят по два представителя от каждого субъекта РФ: таким образом, от 83 субъектов РФ в СФ РФ входят 166 членов. ГД РФ состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам общефедерального избирательного округа. Конституция РФ устанавливает запрет одному и тому же лицу входить в обе палаты Федерального Собрания РФ.

Члены СФ РФ не имеют жестко установленных сроков полномочий. Член СФ РФ избирается законодательным (представительным) органом S РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа S РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член СФ РФ - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа S РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий палаты.

С 1 января 2011 года вступят в силу поправки к ФЗ «О порядке формирования СФ РФ», дополняющие его определенными ограничениями. Во-первых, членом СФ РФ может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Во-вторых, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СФ РФ может быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа S РФ, или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории S РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом СФ РФ. Иными словами, дополнительные ограничения призваны исключить членство в Совете Федерации лиц, не способных осуществлять должным образом представительство интересов «своего» S РФ в СФ РФ.

Половина депутатов ГД РФ до 2003 г. избиралась по мажоритарной системе, другая половина избиралась по пропорциональной. Действующая редакция ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы" определяет, что с 2007 г. выборы в ГД РФ проводятся только по пропорциональной системе (пропорциональное представительство партий и движений). Существенным новшеством стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав ГД РФ должны пройти не менее двух избирательных объединений.

Нормативные акты:

Ø ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 05.08.2000 № 113-ФЗ с изм. от 14.02.2009;

Ø ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.05.2005 №51-ФЗ в ред. от 19.07.2009

Вопрос 3. Полномочия Совета Федерации РФ.

Компетенция Совета Федерации РФ определяется в первую очередь, ст. 102 Конституции РФ. Однако необходимо учитывать и другие нормативные акты. Можно выделить следующие основные полномочия Совета Федерации:

Утверждение изменения границ между субъектами РФ. В СФ РФ представляется подписанное законодательными органами S РФ соглашение, на заседание приглашаются полномочные представители государственных органов S РФ, они выступают с докладами, оглашается заключение комитета СФ по делам Федерации и региональной политике, после чего происходит голосование;

Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. При поступлении в СФ РФ указа Президента РФ, Председатель СФ РФ незамедлительно направляет текст указа в Комитет по обороне и безопасности и в Комитет по делам Федерации для подготовки заключений. Президент (или его полномочный представитель) выступает с докладом, оглашаются заключения комитетов, после чего происходит голосование, и указ утверждается, или не утверждается. Вся процедура должна занять не более 48 часов;

Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Процедура аналогичная утверждению указа о введении военного положения, однако для нее установлен срок в 72 часа;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Решение о направлении за пределы РФ отдельных военнослужащих принимает Президент, гражданского персонала (добровольно) – Правительство РФ. Решение о направлении воинских формирований принимает Президент на основании постановления СФ РФ. Президент вносит предложение в СФ РФ, оно направляется в Комитет СФ РФ по обороне и безопасности и в Комитет СФ РФ по международным делам. Президент выступает с докладом на закрытом заседании, оглашаются заключения комитетов, после чего происходит голосование;

Назначение выборов Президента РФ – при истечении срока полномочий, либо при досрочном прекращении полномочий Президента РФ;

Отрешение Президента РФ от должности. СФ РФ начинает рассмотрение обвинения Президента в государственной измене, или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления ГД РФ о выдвижении обвинения, и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления. Председатель СФ РФ направляет все документы в Комитет СФ РФ по конституционному законодательству. На заседание СФ РФ приглашаются Президент, Председатель Правительства РФ, Председатель ГД РФ, Председатель КС РФ, Председатель ВС РФ, оглашаются заключения комитетов, после чего происходит тайное голосование, и решение принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов;

Назначение на должность судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Кандидатуры на данные должности представляет Президент РФ. Комитет СФ РФ по конституционному законодательству готовит свое заключение по каждой представленной кандидатуре, заключения заслушиваются, после чего происходит голосование;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей. Кандидатуры представляет Президент. Свои заключения готовят Комитет СФ РФ по правовым и судебным вопросам и Комитет СФ РФ по обороне и безопасности;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляет Президент, заключение готовит Комиссия СФ РФ по взаимодействию со Счетной палатой. Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила;

Участие в законотворческой деятельности. Во-первых, принятые ГД РФ законы направляются в СФ РФ, который их либо одобряет, либо отклоняет. Во-вторых, СФ РФ обладает правом законодательной инициативы, т.е. вправе внести законопроект в ГД РФ. Более подробно данные полномочия рассматриваются в теме, посвященной законодательному процессу в РФ;

Решение вопросов внешней политики РФ. СФ РФ может обсуждать на своих заседаниях различные международные проблемы. СФ РФ также осуществляет сотрудничество с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;

Согласование назначения и отзыва иностранных представителей. Назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях производит Президент РФ после консультации с Комитетами и Комиссиями обоих палат Федерального Собрания РФ;

Обращение СФ РФ в Конституционный Суд РФ. СФ РФ может обратиться в КС РФ с запросом о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов S РФ; с запросами о толковании Конституции РФ и по другим основаниям, предусмотренным ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

Назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной Избирательной Комиссии РФ. 1/3 Центральной Избирательной Комиссии РФ (5 членов) назначаются СФ РФ из числа кандидатур, предлагаемых законодательными органами и высшими должностными лицами S РФ. Списки кандидатур формирует Комитет СФ РФ по делам Федерации и региональной политике. Голосование тайное и может проводиться в 2 этапа.

Нормативные акты:

Ø ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 №1-ФКЗ;

Ø ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 №3-ФКЗ в ред. от 07.03.2005;

Ø ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 №1-ФКЗ в ред. от 27.12.2009;

Ø ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 №1-ФКЗ в ред. от 02.06.2009;

Ø ФЗ «о порядке предоставления РФ военного, или гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию, или восстановлению международного мира и безопасности» от 26.06.1995 №93-ФЗ;

Ø Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-1 в ред. от 28.11.2009;

Ø ФЗ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 №4-ФЗ в ред. от 09.02.2009;

Ø ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» от 27.12.2005 № 196-ФЗ в ред. от 30.12.2006

 

Вопрос 4. Внутренняя структура и порядок работы Совета Федерации РФ.

Основной документ, регулирующий структуру и порядок работы СФ РФ –

Регламент СФ РФ, утвержденный Постановлением СФ РФ от 30.01.2002 №33-СФ, в ред. от 25.12.2009.

Данный регламент имеет следующую структуру:

ü Часть 1. Органы, должностные лица и общий порядок работы СФ РФ. Главы 1-11, среди которых главы, посвященные Председателю СФ РФ и его Заместителям, Совету СФ РФ, комитетам и комиссиям, порядку проведения сессий, заседаний и процедуре голосования на заседании СФ РФ, парламентским слушаниям и иным формам работы СФ РФ;

ü Часть 2. Участие СФ РФ в законодательной деятельности. Главы 12-17, среди которых главы, посвященные порядку рассмотрения принятых ГД РФ ФЗ, ФКЗ и законов о поправках к Конституции РФ, порядку преодоления разногласий между СФ РФ и ГД РФ, а также осуществлению СФ РФ права законодательной инициативы;

ü Часть 3. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению СФ РФ. Главы 18 – 32, среди которых главы, посвященные утверждению СФ РФ Указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, порядку назначения СФ РФ на должность судей высших судов, Генерального прокурора РФ, членов ЦИК РФ, аудиторов Счетной палаты РФ, и другим вопросам ведения СФ РФ.

Председатель СФ РФ – это неформальное «третье лицо» в государстве – после Президента РФ и Председателя Правительства РФ. Председатель и заместители Председателя СФ РФ избираются членами СФ РФ из своего состава путем тайного голосования на первом заседании после очередного формирования СФ РФ простым большинством голосов. Председатель СФ РФ и его заместители не могут избираться из числа представителей от одного и того же S РФ. Кандидатуры на должность Председателя СФ РФ и его заместителей вправе заявить любой член СФ РФ. При этом кандидаты могут заявить самоотвод, который удовлетворяется без обсуждения и голосования. Количество заместителей председателя СФ РФ устанавливается самим СФ РФ. С 1996 г. и по настоящее время заместителей четверо. В настоящее время один из них является первым заместителем председателя СФ РФ. Вновь избранный председатель СФ РФ предлагает свои кандидатуры на должности заместителей.

Председатель СФ РФ созывает заседания СФ РФ, в том числе внеочередные, формирует проект повестки дня, ведет заседания палаты, подписывает постановления СФ РФ. Председатель СФ РФ назначает из числа членов СФ РФ полномочных представителей в ГД РФ, Правительстве РФ, КС РФ, и других высших государственных органах. Председатель СФ РФ самостоятельно может представлять СФ РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти, органами власти S РФ, органами МС, с парламентами и другими органами власти зарубежных государств, международными организациями и т.п. Председатель CФ РФ руководит аппаратом СФ РФ, контролирует его деятельность, утверждает структуру и численность аппарата.

Заместители Председателя СФ РФ замещают Председателя СФ РФ в его отсутствие, могут по его поручению подписывать постановления СФ РФ, а также осуществлять иные делегированные им полномочия.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности СФ РФ и является его постоянно действующим органом. В состав Совета палаты входят Председатель СФ РФ, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ РФ, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет палаты: утверждает графики заседаний СФ РФ на весеннюю и осеннюю сессии; обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание СФ РФ; рассматривает проект повестки дня заседания СФ РФ; формирует список лиц, приглашенных на заседание СФ РФ; выступает с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам; принимает решения о проведении парламентских слушаний; принимает решения о направлении Президенту РФ представлений о награждении членов СФ РФ и работников Аппарата СФ РФ государственными наградами; решает иные вопросы в соответствии с Регламентом СФ РФ.

Председательствует на заседании Совета палаты Председатель СФ РФ либо один из его заместителей. Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ РФ, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. Члены СФ РФ информируются обо всех вопросах, рассмотренных Советом палаты, и принятых по ним решениях. При этом СФ РФ вправе отменить решение Совета палаты.

СФ РФ образует комитеты и комиссии. Комитеты являются постоянно действующими органам СФ РФ. Комиссии могут быть постоянными и временными (действуют до решения конкретной задачи). Действующая редакция Регламента СФ РФ устанавливает 20 комитетов и 7 постоянных комиссий. Комитеты и постоянные комиссии СФ РФ имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий СФ РФ. В состав комитета должно входить не менее семи, а в состав комиссии – не менее 15 членов СФ РФ.

Комитеты и комиссии СФ РФ участвуют главным образом, в законотворческой деятельности СФ РФ, разрабатывая законопроекты для внесения их в ГД РФ, осуществляя подготовку заключений по проектам законов, переданных ГД РФ на рассмотрение СФ РФ. Также они организуют проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения, и принимают участие в международном сотрудничестве. Заседания комитетов и комиссий происходят не реже двух раз в месяц.

Заседания СФ РФ делятся на очередные и внеочередные. Они проходят в резиденции СФ РФ в Москве, на ул. Большая Дмитровка (см. фото 5). Однако, заседания СФ РФ (см. фото 6) могут быть и выездными. Заседания СФ РФ проводятся открыто, на гласной основе и широко освещаются в СМИ.

       
   

 

 


Фото 5. Резиденция СФ РФ в Москве Фото 6. Зал заседаний СФ РФ

 

Решения СФ РФ принимаются открытым (в том числе поименным), или тайным голосованием. Принятые решения оформляются постановлениями СФ РФ (по вопросам компетенции палаты), или выписками из протокола заседания (по вопросам организации внутренней деятельности СФ РФ).

Особым видом парламентских процедур в СФ РФ является парламентский запрос – письменное обращение СФ РФ (или ГД РФ) по вопросу государственной деятельности к определенному должностному лицу с предложением дать в письменной форме ответ СФ РФ (или ГД РФ) в установленный в запросе срок.

 

http://www.council.gov.ru/ - официальный сайт Совета Федерации РФ

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Общие положения о Парламенте РФ | Вопрос 1. Полномочия Государственной Думы РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.