Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоведение

СУЩНОСТЬ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Все представления о праве опираются на общую основу – право всегда выступало как определенный порядок в обществе и при этом понимается в двух смыслах:

1) субъективное право – это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. т.о., в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности.

2) объективное право – это общеобязательная система правил поведения, выраженная в законодательных актах, принимаемых и санкционированных государством.

Право – это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права – это ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований (правил этикета, нравственных установок, технических норм).

Основные признаки:

· формальная определённость;

· нормативность;

· неперсонифицированность;

· динамизм;

· обязательность исполнения;

· охраняемость государством.

Функции права:

1. Регулятивная – упорядочение общественных отношений, которое подразделяется на:

· регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности;

· регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юрид. регистрация партий, общест. объединений, законодательная регламентация и контроль избират. компаний, референдумов). Право является юридическим обоснованием существующей в государстве полит. власти;

· регуляция соц. отношений представляет государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе;

· мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.


2. Охранительная – пресечение и предотвращение противоправного поведения и защита позитивных отношений. Действие функции выражается:

· в определении запретов;

· в определении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

· применение юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.


3. Воспитательная (предупредительная) – осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

 

 

Соотношение права и морали


Общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами.


Общие черты права и морали:

1) Активное воздействие на поведение людей.

2) Обусловленность экономическими интересами.

3) Нормативность содержания.

4) Регулирование общественных отношений.

5) Обусловленность социальными интересами.

6) В основном добровольная реализация.

7) Гарант реализации – совесть.

 

Различия между правом и моралью:


Право

Ø Возникло вместе с государством.

Ø Совокупность юридических норм.

Ø Выражает интересы правящих групп.

Ø Государственное принуждение.

Ø Формы поведения регламентированы.

Ø Оценивает поведение правонарушителя.

Ø Отмирает вместе с государством.

Мораль

Ø Возникла раньше государства.

Ø Совокупность нравственных норм.

Ø Выражает общественное мнение.

Ø Общественное воздействие.

Ø Формы поведения не регламентированы.

Ø Оценивает поведение любого человека.

Ø Атрибут человеческого общества.


 

Принципы права:

· демократизм;

· гуманизм;

· социальная свобода;

· равенство всех перед законом;

· принцип законности;

· единство юридических прав и обязанностей;

· социальная справедливость;

· федерализм;

· юридическая ответственность только за виновность.

Выводы. Государство и право друг без друга не могут существовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство определяет право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.

 

 

Действие права в системе общественных отношений

Форма права – выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа).

 

Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Процесс формирования правовой нормы состоит из трёх стадий:

1) возникновение правовой идеи;

2) формулирование правовой нормы;

3) введение в действие правовой нормы.

 

Структура нормы права состоит из трёх частей.

 

1. Гипотеза – часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

2. Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

3. Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

 

Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, сложными и альтернативными.

 

Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение только одного вида наказания за невыполнение предписаний.

 

Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).

 

Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено.

 

Виды норм права определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

1. Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд.

2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: «должен"», «обязан». Например, ст.57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3. Запрещающие, т.е. устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействия.

 

Способы изложения правовых норм.

1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы. Например, ст.129 Уголовного кодекса РФ «Клевета».

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования. Например, ст.258 ГК РФ: «При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 настоящего Кодекса».

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который «заполняется» при обращении к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта. Например, ст.22 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель имеет право:... осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами».

 

 

Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним

 

Нормативно-правовой акт (НПА) – содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

 

Санкция – мера и решение, имеющее окончательный характер, не подлежащее пересмотрению.

Правовой обычай – санкционированные государством правила поведения, сложившиеся в обществе в результате длительного и многократного применения.

Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел.

Нормативный договор – это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации.

Виды нормативно-правовых актов

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

 

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

 

Виды законов:

1. Основные – Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему.

3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства.

4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от федеральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей

юридической силой.

 

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы – это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы,

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

 

Законы первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты. Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах.

Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон.

 

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты – нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты – такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

 

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призваны регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

 

Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве

Действие нормативно-правовых актов во временисвязано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

 

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.

2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его

опубликования.

3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.

6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

 

Нормативный акт утрачивает свою силу:

1. По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

 

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят:

1) земная поверхность,

2) недра,

3) внутреннее водное пространство,

4) внешнее водное пространство (территориальное море – 12 морских миль),

5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

 

Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории. К экстерриториальному пространству относятся:

1) посольства и представительства,

2) военные корабли (в открытом море и портах),

3) все другие корабли (только в открытом море),

4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

 

 

Понятие правоотношения, его предпосылки и структура

 

Принятие нормативных правовых актов, призванных регулировать те или иные общественные отношения, еще не означает, что эти отношения подвержены реальному правовому воздействию. Нормы права создаются для их реализации.

 

Реализация норм права – это воплощение содержащихся в них предписаний в поведение людей. Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей, где норма обретает свое истинное бытие. Процесс самореализации правовых норм называют непосредственной реализацией. Реализация права обеспечивается законностью.

Законность – строгое и точное исполнение законов всеми участниками общественных отношений. Результатом законности является правопорядок.

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, наступившее в результате практического осуществления требований права и режима законности.

Применение норм права – это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т.п.

 

Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Границы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования.

Правоотношение – регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

Правосознание – особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.

 

Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность.

 

Правоспособность – способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой – возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим

потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

 

Дееспособность – способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация учета затрат и калькулирования себестоимости в машиностроении | Признаки правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.