Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки правонарушения

Деликтоспособность– способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубьектности.

Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

 

События – юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами. События подразделяются на абсолютные (события совершенно не

зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).

Действия – юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.

 

Юридические поступки – правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства).

Юридические акты – правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т.е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.

 

Административные акты – действия органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Гражданско-правовые акты – правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

 

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т.п. Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

 

Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юридических фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

 

Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъекты правоотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участников правоотношений.

 

Субъекты правоотношений – отдельные индивиды, обладающие правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.

Объекты правоотношений – определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений.

Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.

 

 

СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система законодательства и формы ее систематизации

 

Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

 

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли).

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

 

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.

 

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

 

Гражданское право самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право – регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей.

2. Хозяйственное право – регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота.

3. Жилищное право – регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере.

4. Земельное право – регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право – регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

6. Таможенное право – регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

 

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектамиэтих отраслей права являются деньги.

 

Второй уровеньуголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения,связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяютпорядок отбывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровеньуказанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

1) гражданское и арбитражное процессуальное право;

2) административно-процессуальное право;

3) уголовно-процессуальное право.

Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

 

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которыепризваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций:гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другиеотрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право.Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

 

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету – что регулируется;

б) по методу – как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов – чем регулируется.

 

Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права». Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права исистема законодательства не совпадают по содержанию Система права болееширокое понятие, чем система законодательства.

Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права – официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права.

 

Формы систематизации законодательства:

кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

1)основы законодательства;

2) кодексы;

3) уставы (положения).

 

инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия;

б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

 

Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства. Обычно выделяют три отрасли законодательства:

1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права.

2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права.

3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права.

 

 

Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юридическая ответственность и её виды

 

Правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), которое представляет определенную опасность для общества.

 

Первым признаком правонарушения является общественная опасность. Она выражается не только в причинении вреда другому или другим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.

Вторым признаком правонарушения является противоправность. Противоправным считается действие, запрещенное законом, или бездействие, если лицо должно было совершить определенные действия, предусмотренные законом, но не совершило.

Третьим признаком правонарушения является виновность. Это значит, что правонарушением признается деяние, совершенное по вине конкретного лица, которое осознает, что совершает неправомерное действие, и руководит своими поступками. Данный признак указывает на то, что понятие правонарушения применимо только к дееспособным лицам Четвертым признаком правонарушения является наказуемость. Это значит, что правонарушение влечет за собой применение мер государственного воздействия к лицам, совершившим неправомерное деяние.

Таким образом, правонарушение – общественно опасное виновное действие или бездействие, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 

Виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. К ним относятся административные и дисциплинарные проступки.

Административные проступки – правонарушения, посягающие на установленный законом порядок в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, а также посягающие на общественный порядок и спокойствие граждан.

Дисциплинарные проступки – правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений. Как правило, это деяния, посягающие на установленный распорядок деятельности определенных групп людей: рабочих, учащихся, военнослужащих и т.д.

Гражданские правонарушения – правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, выражающиеся в причинении вреда, невыполнении обязательств по договору, нарушении авторских прав и т.д.

Преступления – правонарушения, отличающиеся большой степенью общественной опасности, влекущие за собой применение мер уголовного наказания. Поэтому понятие преступления относится к компетенции уголовного права.

Особую группу правонарушений составляют процессуальные правонарушения. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав одной из сторон, с которой правонарушитель состоит в правоотношении.

Можно выделить также международные правонарушения. Это противоречащие нормам международного права деяния субъектов международного права, приносящие ущерб или нарушающие права другого аналогичного субъекта. Международные правонарушения подразделяются на международные деликты (например, нарушение международных торговых обязательств) и международные преступления (международный терроризм, геноцид, военная агрессия и т.д.).

 

Квалификация правонарушений представляет собой процедуру, в рамках которой необходимо ответить на четыре вопроса:

1. На какую область общественных отношений направлено неправомерное деяние?

2. Имеется ли причинная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями?

3. Является ли лицо, совершившее неправомерное деяние, деликтоспособным (дееспособным)?

4. Является ли лицо, совершившее правонарушение, виновным, и если да, то какова степень и форма его вины?

Ответив на эти вопросы, можно определить основные параметры правонарушения, которые называются юридическим составом правонарушений. Элементами состава правонарушений являются: объект правонарушения; объективная сторона; субъект правонарушения; субъективная сторона.

Таким образом, квалификация правонарушений есть не что иное, как определение элементов их юридического состава.

 

Юридическая ответственность. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения, является основанием привлечения к юридической ответственности. Юридическая ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере правового регулирования. В широком смысле юридическая ответственность понимается как отношение лица к обществу, государству и другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязанностей перед ними. В более узком, специальном смысле, юридическая ответственность понимается как реакция государства на совершенное правонарушение. Реализация юридической ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер государственного воздействия, содержащихся в санкциях правовых норм.

 

Признаки юридической ответственности:

1. Содержание юридической ответственности составляет государственное принуждение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная.

2. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Другими словами, юридическая ответственность представляет для правонарушителя юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало (например, обязанность уплатить штраф, неустойку, возместить причиненный ущерб и т.д.).

3. Юридическая ответственность наступает только за совершившееся правонарушение. Это значит, что не подлежит юридической ответственности лицо, заявившее о намерении совершить правонарушение, но не совершившее его. Аналогичным образом юридическая ответственность не применяется за неоконченное правонарушение, если о»о не повлекло за собой причинение вреда. В юридической науке идут споры, какое правонарушение считать совершившимся. В необходимых случаях этот факт может устанавливаться в судебном порядке.

4. Применение мер юридической ответственности возможно лишь при соблюдении норм процессуального права (гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права, процессуальных норм, содержащихся в законодательстве об административных правонарушениях).

Юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с юридической ответственностью к мерам государственного принуждения относятся:

– принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество);

– меры защиты (принудительное взыскание алиментов, признание гражданско-правовой сделки недействительной, обязанность выполнения решений суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и др.).

Виды юридической ответственности соответствуют названиям отраслей права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Обычно выделяют следующие виды юридической ответственности:

1. Административная ответственность выражается в применении к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до административного ареста).

2. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т.п.). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).

3. Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им своих служебных обязанностей. Как материальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основном в трудовом праве.

4. Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Данный вид ответственности реализуется в установленных законом или договором мерах воздействия, влекущих для правонарушителя невыгодные последствия имущественного характера (например, возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда и др.). Цель гражданско-правовой ответственности - восстановление нарушенных имущественных прав.

5. Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.

Дисциплинарная и материальная ответственность в основном применяется во внесудебном порядке. Административная ответственность может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется только в судебном порядке.

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система АП

 

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.

 

Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:

· наличием управленческого (административного) аппарата;

· исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

· используемой при этом властью.

 

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом.

 

Функции органов государственного управления:

§ управление различными сферами экономики;

§ выполнение задач по социокультурному строительству;

§ обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

§ реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

 

Предмет административного права:

1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации,

2) отношения, складывающиеся в процессе организации идеятельности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).

 

Административному праву присущ императивный метод – способ властного воздействия на участников общественных отношений по регулированию норм права.

 

Источники административного права:

1 Конституция Российской Федерации

2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»).

3 Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т.е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

 

Функции административного права:

Ø правоисполнительная;

Ø правоустановительная;

Ø правоохранительная;

Ø организационная;

Ø координационная.

 

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

 

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

 

Система административного права. Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус – это наличие определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т.д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

 

 

Административно-правовые отношения

 

Административно-правовые отношения характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т.е. обладание исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения

административных отношений.

 

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть – подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и

встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властнымиполномочиями по отношению к другой). Это резко выделяетадминистративные отношения из всех других правоотношений, которые, как

правило, возникают по взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т.е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров,возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейныхправоотношениях. Существует особый административный порядокобжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотяв последнее время наблюдается тенденция расширения кругаадминистративно-правовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

 

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

 

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами).

2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства общего и профессионального образования с вузами).

3 Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.

4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления.

5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).

6. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма соподчинения (например, отношения начальника с подчиненными - внутренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями - внешняя форма соподчинения).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и интересы государства, т.е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.

 

Структурно-функциональное выражение государственного управления фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредственно выражается регулятивная роль административного права.

 

Виды административно-правовых норм:

1. По целевому назначению – регулятивные и охранительные.

2. По методу воздействия – обязывающие и запрещающие.

3. По пределам действия: а) действующие на определенной территории; б) обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриаппаратные; г) общеобязательные.

4. По юридической силе – имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа государственной власти, который принимает эти нормы. Например, нормативно-правовые акты, принимаемые областным Законодательным Собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной Думой.

5. По степени значимости – законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы. Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными.

6. По уровню обобщенности – общие и специальные. Например, нарушение правил торговли – это общая норма, а нарушение правил торговли огнестрельным оружием – специальная норма. В случае несоответствия общей и специальной норм применяется специальная норма.

7. По характеру правового режима – материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т.е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы определяют процедуру реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.

 

Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы административного права имеют свою специфику.

 

 

Особенности норм административного права:

1. Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на практике, с другой – для регуляции и регламентации самого процесса правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок разработки и принятия законов, полномочия и статус органов государственной власти и т.д.).

2. Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т.е. представляют собой общие правила поведения принципиального характера. Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нормами более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный характер и учитывающих особенности, а также специфику подразделений, в которых эти нормы должны применяться.

3. Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Это не означает, что данные нормы носят чисто «аппаратный» характер. Они могут быть обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным организациям. Но именно в силу своей направленности на реализацию целей исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения безопасности граждан, общества и государства, а также создают условия для реализации необходимых гражданских прав и свобод. Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами:

1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).

2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).

3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).

4 Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкций к нарушителям). Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.

 

 

Административная ответственность

 

Административная ответственность наступает при наличии административного проступка. Административный проступок – это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правонарушениях).

 

Административная ответственность в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года №120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

 

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание,

а военнослужащий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за нарушение правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил и т.д.).

 

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет административную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

 

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет административной ответственности, но не освобождается от материальной ответственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения правонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их.

 

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

 

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

 

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание. Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда для граждан, для должностных лиц пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

 

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства

Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст.14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п.3 ст.35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) - применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за

исключением случаев управления в состоянии опьянения. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

6. Административный арест – применяется за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст.3.9 КоАП). Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к: а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам 1 и II групп. Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

8. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

 

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать от мер административного пресечения, которые предшествуют применениюадминистративного взыскания и направлены на прекращениеправонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного. Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмотрения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых. Применение административного взыскания не влечет судимости и

увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не решен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

 

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущихадминистративную ответственность, если ими не соблюдаются нормыземельного, налогового законодательства, законодательства об охранеокружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов вобласти строительства, санитарных норм и т.д. Основной меройадминистративной ответственности, применяемой к организациям, являетсяштраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии наосуществление строительной деятельности или на право торговли сроком дотрех месяцев.

Общие выводы. Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Гражданское право – одна из основных отраслей права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отличающиеся самостоятельностью и независимостью их участников. Главный принцип гражданского права – что не запрещено, то разрешено; действия или поведение субъектов не должны противоречить закону или затрагивать третьих лиц.

 

Предмет гражданско-правового регулирования составляет достаточно широкий спектр общественных отношений, определяющих характер связи субъектов права с конкретной вещью, регламентирующих порядок перехода вещи (имущества) от одних лиц к другим, устанавливающих правила заключения гражданско-правовых договоров и выполнения принятых по ним обязательств, а также указывающих на порядок возмещения причиненного имущественного и морального вреда.

Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права:

1. Имущественные отношения связаны с принадлежностью имущества определенным лицам, либо с переходом имущества от одного лица к другому, либо с выполнением работ, оказанием услуг и иных действий.

Имущественные отношения подразделяются на две группы:

а) вещные отношения;

б) обязательственные отношения.

Вещные отношения осуществляются обладателем вещи самостоятельно, без вмешательства других лиц. Они возникают либо в связи с наличием у лиц права собственности на определенное имущество, либо в связи с нахождением имущества у лиц, не являющихся его собственниками. В первом случае вещные отношения имеют абсолютный характер, так как

собственнику конкретной вещи потенциально противостоит неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками этой вещи. Это практически все остальные люди, на которых лежит обязанность уважать право собственности другого лица и не препятствовать его осуществлению. Обязательственные отношения реализуются тогда, когда в них участвует не менее двух лиц. В основном эти отношения связаны с процессом перераспределения имущества или с обменом результатами деятельности.

Обязательственные отношения, связанные с переходом имущества от одного лица к другому, могут возникать из различных оснований. Самая большая группа обязательственных отношений возникает на основе заключения гражданско-правовых сделок (договоров о передаче имущества, выполнения работ, оказания услуг и т.д.). Значительную группу обязательственных отношений составляют отношения, возникающие вследствие причинения вреда одним лицом другому, а также вследствие неосновательного (т.е. без достаточных законных оснований) приобретения или сбережения имущества. Особую группу обязательственных отношений составляют отношения, связанные с вопросами наследования имущества. Имущество в порядке наследования может переходить к другому лицу либо по закону, либо по завещанию и только после смерти наследодателя.

 

2. Личные неимущественные отношения, хотя и лишены экономического содержания, но связаны с имущественными отношениями.

Объектами личных неимущественных отношений являются нематериальные блага, которые неотделимы от личности.

Личные неимущественные отношения подразделяются на:

а) личные неимущественные отношения, непосредственно связанные с имущественными (например, право автора на произведение искусства или изобретатель предполагает решение вопроса о выплате ему материального вознаграждения);

б) личные неимущественные отношения непосредственно не связаны с имущественными, но могут повлечь за собой невыгодные имущественные последствия (например, отношения, связанные с ущемлением чести, достоинства, подрывом деловой репутации, нанесением морального ущерба и т.п.).

 

Следует отметить, что личные неимущественные отношения, непосредственно не связанные с имущественными, гражданское право лишь защищает, но не регулирует.

 

Метод гражданско-правового регулирования представляет собой совокупность средств и приемов, посредством которых нормы гражданского права воздействуют на общественные отношения, поведение граждан и юридических лиц, участвующих в этих отношениях.

Особенности метода гражданско-правового регулирования:

1. Все участники гражданского оборота признаются независимыми и самостоятельными субъектами права, что позволяет им совершать любыедействия, не запрещенные законом. Независимость участника гражданскихправоотношений выражается в том, что никто (ни государство, никонтрагент, ни третья сторона) не может вмешиваться в его действия (если,конечно, эти действия правомерны).

2. Независимо от количества участников гражданского оборота они подразделяются на две стороны, обладающие взаимными правами и обязанностями. Участвующие с разных сторон субъекты гражданско-правовых отношений могут обладать неодинаковым объемом полномочий (например, гражданин может вступать в гражданско-правовое отношение с государством или рядом организаций). Но при этом действует принцип юридического равенства сторон.

3. Регуляция гражданско-правовых отношений носит диспозитивный характер. Сторонам разрешается определять характер взаимоотношениймежду собой по своему усмотрению, добровольно по взаимному согласию,но в рамках закона.

4. Спорные вопросы, возникающие между сторонами, могут решаться на основе взаимных договоренностей, а при их отсутствии органами, независимыми от участников гражданско-правовых отношений (судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом).

5. Поскольку основную массу гражданско-правовых отношений составляют имущественные отношения, гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер.

Источники гражданского права представляют собой весь законодательный массив, регулирующий гражданско-правовые отношения. Прежде всего среди источников гражданского права определяющая роль принадлежит Конституции Российской Федерации. Ст.8 Конституции РФ провозглашает принцип свободы экономической деятельности. Ст.9 и 36 Конституции РФ провозглашают право частной собственности на землю и другие природные ресурсы. Ст.34 и 35 Конституции РФ определяют основу отношений в области предпринимательской деятельности, наследственного права, содержат запрет на принудительное отчуждение имущества (минуя судебные инстанции) для государственных нужд. Ст.20 25 Конституции РФ закладывают основы регуляции личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство, личная неприкосновенность частной жизни, семейная тайна, тайна переписки и т.д.

Источником гражданского права является Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 года); часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ (в ред. от 17 декабря 1999 года); часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ.

Кроме кодифицированных нормативных актов, к источникам гражданского права относятся федеральные законы, постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ, содержащие нормы, направленные на регуляцию гражданско-правовых отношений.

В широком смысле вся совокупность источников гражданского права составляет гражданское законодательство. Понимание гражданского законодательства в узком смысле дано в ст.3 ГК РФ, где указано, что «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...».

 

Особенности гражданского законодательства Российской Федерации:

1. В соответствии с п.1 ст.3 ГК РФ и ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

2. Гражданское законодательство России не признает судебный прецедент в качестве источника права.

3. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, кроме случаев, когда это прямо предписано законом.

4. Обычаи делового оборота (т.е. сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законом) применяются, если они не противоречат положениям гражданского законодательства.

5. Ст.6 ГК РФ разрешает применение гражданского законодательства по аналогии с законом. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя их общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п.2 ст.7 ГК РФ).

 

Гражданское право выполняет функции общего характера, свойственные всем отраслям права. К ним относятся:

а) регламентация конкретного поведения в обществе;

б) предупреждение правонарушений;

в) стимулирование нужного обществу поведения граждан и юридических лиц;

г) применение мер принудительного характера к правонарушителям и другие функции.

 

Кроме этого, гражданское право выполняет особые функции:

а) регулирование нормальных экономических отношений в обществе;

б) охрана имущественных и некоторых неимущественных прав;

в) правовое закрепление многообразия форм собственности при их равной юридической защите.

Главным отличием гражданского права от других отраслей права, в особенности от административного права, построенного на принципе подчиненности и соответствующей подотчетности, является то, что оно располагает юридическим механизмом воздействия на участников гражданского оборота без какого-либо государственного принуждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правоведение | Понятие и структура гражданского правоотношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.331 сек.