Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде




Представители богатых кругов приобрели вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано "Московское купеческое собрание", в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали во многих городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции: шумно отмечались свадьбы, крестины церковные праздники. В народных гуляниях купечество ограничивалось "конным выездом", не смешиваясь с "пешим" простым народом. Местом общения служила также церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности.

Именно купцы стали поддержать российскую культуры, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений (купец 1 гильдии Третьяков). Увеличилось количество студентов-выходцев из купеческого сословия.

Самым большим городским сословием к началу 20 века стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, "работные люди"). Поскольку многие работали дома, их досуг был тесно связан с трудом. Парни и девушки завязывали знакомства на "вечеринках", где играли в игры ("краски", "колечко", "телефон"), а также на традиционных "капустках" (праздник после совместной рубки капусты). Нередки в среде молодёжи стали конфликты между "слободой" (окраиной) и "городом".

Молодёжь из зажиточных семей проводила время на танцах под духовой оркестр в офицерских и приказчичьих клубах. В весенне-летнее время семьи вывозились на дачу, на дачных встречах" также пели, танцевали, знакомились. Нередко молодёжь из мещанской среды устраивала домашние спектакли совместные чтения спевки. Мужчины часто проводили свой досуг вне дома в клубах, трактирах, чайных, кабаках, бильярдных. Женщины-мещанки занимались рукоделием.

В конце 19 века в Москве стали создаваться сословно-профессиональные клубы, группировавшие мелких служащих чиновников низшего ранга, торговцев, части купечества. Основной акцент в таких "приказчичьих клубах" делался на соблюдение приличий и хороших манер. Касса пополнялась за счёт взносов купцов. В клубе имелись помещения для чтения и танцев.

С конца 19 века растёт число образовательных учреждений в сфере досуга воскресные и вечерне-воскресные школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты. А в начале 20 века - общества самообразования рабочих.

 

Тема 2.3. Культурно-досуговая деятельность в 1917г. -1941г. и деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны

(1941г. -1945 г.)

Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство культурно-досуговыми учреждениями осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликбез. Формы работы в культурно-досуговых учреждениях отвечали требованиям нового политического строя: митинги, митинги-концерты, политические доклады, диспуты, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярны стали различные "политигры", "политбои". Средствами наглядной агитации и пропаганды стали плакаты, карикатуры. Театральные кружки ставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки. Интенсивно развивалась художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и танцы политической тематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные культурно-досуговые учреждения-агитпоезда, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х-Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.

Для подготовки профессиональных кадров в учреждении культуры с 1918 года стали организовываться краткосрочные курсы внешкольных работников (Москва, Петроград, губернские города). В Петрограде был основан Институт внешкольного образования (ныне академия культуры), который готовил специалист культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов. В 1920 году культурно-просветительные учреждения попали под непосредственный контроль государства, что усилило политическое содержание всех сфер их деятельности. Культурно-просветительные учреждения распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания. В Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом.

Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники (праздник "урожая"). Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Именитые артисты брали шефство над самодеятельными кружками.

С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство культурно-досуговых учреждений помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид культурно-досугового учреждения - Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКиО) в Москве.

В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные культурно-досуговые учреждения (библиотеки, кино и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдалённых и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-досуговой деятельности. Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные массовые формы досуга, культурно-досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны

Война стала огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений. С началом её резко сократилось ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшалась её сеть. Лозунг "Всё для фронта! Всё для Победы" коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали. Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в целях между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки. Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжёлого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работки организовали работникам тыла встречи с фронтовиками. Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, "листовки-молнии" и "боевые листовки" об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных, и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства. В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводились беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору тёплых вещей для солдат, устраивали вечера, на женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки. Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность- были созданы "фронтовые бригады", мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространёнными видами художественной были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм - сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах.

В 1943-1944 годах был проведён Всероссийский смотр сельской художественной, самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни ("Катюша", "Землянка") и частушки. В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприёмником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности.

За годы войны уничтожены 427 музеев, 44 тысяч зданий культурно-досуговых учреждений, пострадали книжные фонды библиотек. Русская культура выдержала испытание войной.

 

Тема 2.4. Социально-культурная деятельность в 1946-до настоящего времени...

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития средств массовых информаций и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру телевизионных программ, посещению кино, театра, концертных выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки. После войны страна активно восстанавливала сеть культурно-досуговых учреждений, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодёжи. В пустующих помещениях открывались клубы. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на своё содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома Культуры. В пределах районного центра открывались комплексы культурно-досуговых учреждений (ДК, кинотеатры, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО). В городах строительство велось за счёт государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии. Для подготовки кадров в созданных ещё во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культурно-просветительной работе. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры (к 1971 году их было уже 8). Развивалось система образования в сфере досуга (культ.- просвет училища), в педагогических вузах открывались факультеты общественных профессий (подготовка руководителей художественной самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и школ. Среди форм деятельности культурно-досуговых учреждений развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, науки). С конца 50-х появилась новая форма работы - "тематический вечер" - вечер-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение "устные журналы", "воскресные чтения". В целях пропаганды научно-технического прогресса в клубах проводились "дни техники", "недели технического прогресса". Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма). Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов открывались "клубы любознательных", "клубы интересных встреч" для молодёжи, а позднее - клубы с широкой познавательной программой. К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссёрскими решениями. С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором). Активизировалась работа культурно-досуговых учреждений по проведению массовых праздников и дней, посвящённых профессиям. Продолжалась традиция праздников связанных с этапами трудовой деятельности. Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека. Увеличился контингент, посещающий, театры, библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристического движения музеи расширили свои формы культурно-массовой работы - появились "Дни открытых дверей", передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации, профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах. Большую роль в организации культурно-досуговой деятельности играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности. Развивалась работу по месту жительства, особенно в городах. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, "детские комнаты".

В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к "одомашниванию" досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер "хобби", появляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодёжной среде. Появились уличные подростково-молодёжные компании, молодёжные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодёжные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты. Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды. Туристические походы и экскурсии приобретают всё большую значимость как формы семейного досуга. Появились новые общественно-организационные формы культурной деятельности-формы и центры молодёжной инициативы, молодёжные культурные центры в крупных городах (учредители - местные молодёжные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодёжные центры досуга. С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть культурно-досуговых учреждений, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). С 1975 года в сёлах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации культурно-досуговой деятельности. Одновременно происходила централизация библиотек - в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров.

Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.

 

 

Раздел 3. Понятие субъектов социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность представляет единый педагогический процесс, составными элементами которого является объект и субъект.

Объект-это, на кого направлено действие.

Субъект- это тот, кто направляет действие, кто воздействует.

1. Семья

Как изначальный Социально-Культурный институт.

классификация семей:

молодая

стандартная

многодетная

неполная

патриархальная

многочисленная (с представителями многих поколений)

неблагополучные

межнациональные

моноэтнические

Особое внимание следует уделять многодетным и неполным семьям.

Формы работы клуба с семьёй

Дни семейного отдыха, интеллектуальные, развлекательные игры (по типу семейного участия).

Большую роль играют клубы семьи, такая форма, как семейный клуб.

Работа консультационной семейной службы, с использованием основных форм

(беседы, лекции, тестирования, индивидуальные занятия со специалистами).

Большую роль играет семейная самодеятельность.

Одной из важнейших задач является возрождение семейных традиций, праздников и работа по организации семейных форм досуга.

Семейные праздники от рождения и на протяжении всей жизни.

2. Учреждения социально-культурной деятельности

Подразделяются на следующие группы:

- Социальные институты - специально предназначенные для организации

КДД (клубы, библиотеки, музеи).

- Социальные институты, для которых социально-культурная деятельность

является условием выполнения их основного назначения (общество книголюбов,

музыкальное общество, хоровое, творческие союзы).

- Социальные институты социально-культурной деятельности являются одной из

многих функций (профсоюзы, санаторно-курортная организация, туристические

фирмы, спортивные комитеты).

Социально-культурные учреждения могут быть отнесены к государственной

или муниципальной структуре:

Основные типы культурно-досуговых учреждений:

-Библиотеки

-Музеи

-Театры

-Концертно-зрелищные учреждения (цирк)

-Парки Культуры и отдыха

-ЦВР и аналогичные им учреждения

-Клубные учреждения

-Кинотеатры

3. Общественные добровольные формирования

-Союз по делам молодёжи

-Детские организации

-Всевозможные общества (охрана природы, памятников)

-Спортивные общества

- Фонды

-Общественные движения международного характера

В основе деятельности всех объединений лежит функциональный признак и

конкретная сфера деятельности.

4. Средства массовой информации

Учреждения и организации социально-культурной сферы. Социально-культурный институт.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

- семья

- государственные и муниципальные структуры

- производственные объединения и предприятия

- негосударственные общественные организации

- системы народного образования

- средства массовой информации

- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

-государственные

-муниципальные (местный бюджет)

-общественные (профсоюзные, различных обществ).

-коммерческие.

-частные

-ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

-возрождается киносеть

-увеличивается музейная сеть

-сеть театров (в т.ч. негосударственных)

-сеть частных клубов игорного направления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.