Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9.2. Значение и методы обработки результатов конкретно-социологического исследования

Анализ и использование результатов социологического исследования.

Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, выполнять своё предназначение, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после осуществления данных процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику. Чтобы собранные сведения можно было обработать и обобщить, заполненный методический инструментарий должен пройти стадию предварительной подготовки обработки.

Первый этап подготовки – проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения. Проверка на точность заключается в выявлении правильности ответа на каждый вопрос и в исправлении ошибок в случае их выявления. В этом случае вариант ответа «да, знаю» следует вычеркнуть. Проверка анкет на качество заполнения состоит во внимательном просмотре их на предмет ясности, чёткости и понятности ответов, обводки кодов. Непонятный (нечёткий) почерк исключает возможность точной и однозначной интерпретации и ответов, делает анкету, бланк-интервью непригодным для обработки.

Оставшиеся после контроля документы номеруются, чтобы в ходе последующей их обработке можно было проследить за каждым из них, произвести их объединение (если они относятся, например, к одному и тому же респонденту).

Следующий этап. Кодировка информации.

Он выступает связующим звеном между качественной и количественной формами информации. Процедура кодирования состоит в присвоении каждому варианту ответа некоторого условного числа, называемого кодом. Как правило, порядковые коды располагаются слева, а позиционный справа (чтобы не спутать с номером вопроса).

Кодирование ответов на открытые вопросы состоит из 3 этапов:

1 этап – всевозможные варианты ответов выписываются на отдельный листок. Напротив каждого варианта проставляется число, указывающее частоту его повторяемости.

2 этап – выписанные варианты ответов классифицируются по смысловой близости и объединяются. Затем каждой группе присваивается код. Получается список вариантов ответов.

3 этап – все ответы кодируются. Вследствие этого несколько сот разновидностей суждений респондентов сводится в 10-15 смысловых групп.

Кодирование ответов, особенно открытых вопросов, процедура сложная и требует высокой квалификации, знания изучаемой проблемы. Обработка первичной информации. После завершения процесса кодирования переходят к её обработке. Способы обработки информации может быть сделаны вручную и с помощью ЭВМ. Ручная обработка используется при ограниченном (до нескольких десятков) количестве анкет. Если анкета небольшая, тогда число может быть увеличено до 200-250. Обработка анкет вручную осуществляется медленно, нередко с ошибками, поэтому лучше обрабатывать с помощью ЭВМ. Полученные с ЭВМ, данные в виде таблиц, рисунков являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Однако, без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Интерпретацию результатов исследования нельзя осуществить «умом» ЭВМ. Полнота интерпретации информации, что содержит в себе таблицы, схемы. Всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которым он имеет дело.

Оформление результатов исследования.

Итог анализа интерпретации социологических данных приобретает форму документов: отчёт по итогам исследования, приложение к отчёту и аналитическая справка. Она содержит информацию, выводы и рекомендации.

Использование результатов соц. исследования.

Квалифицированная интерпретация результатов соц. исследования открывает дорогу для их широкого применения в практике. Обозначаются конкретные пути, и средства, с помощью которых они могут быть решены. Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций. Практическая польза проведённого исследования может и должна измеряться тем, насколько его результаты помогают совершенствовать различные направления, формы, методы работы в соответствии с потребностями дня. Например, если в качестве примера обратиться к практической реализации результатов исследования по улучшению работы культурно-досуговых учреждений, то основная цель, состоящая в повышении её действенности, может предположить выполнение следующих задач:

- опираясь на результаты и выводы исследования, пересмотреть практику подбора и формирования форм и методов работы, разнообразить работу с различными возрастными группами;

- учесть пожелания участников опроса (время, дни проведения мероприятий).

 

Раздел 10. Программирование социально-культурной деятельности.

Тема 10.1. Содержание социально-культурных программ.

Приоритетные направления культурной политики - это наиболее значимые в социальном и личностном плане направления социально-культурной деятельности, требующие финансовой, организационной и др. поддержки со стороны государства.

Каждый регион имеет свою специфику, которая определяется многими факторами, в том числе культурными традициями, состоянием профессионального самодеятельного искусства, доминирующими интересами и проблемами различных социальных групп, бюджетом свободного времени, уровнем готовности населения к личному участию в социально-культурной деятельности.

ПО мнению экспертов наибольшую личностную и общественную значимость в современной культурной жизни имеют следующие направления:

1. Искусство (формирование художественной культуры).

2. История (историческая культура).

3. Нравственность (нравственная культура).

4. Экология (экологическая культура).

5. Здоровье (физическая и психическая культура).

6. Политика (политическая культура).

7. Труд (профессиональная культура).

Данные направления социально-культурной деятельности можно рассматривать в качестве приоритетов культурного развития.

Искусство (художественная культура).

До последнего времени по традиции утверждалось, что система художественного воспитания в стране действует вполне успешно, а художественная самодеятельность является эффективным средством приобщения населения к ценностям культуры.

Исследования последних лет показали, что уровень художественной воспитанности населения на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. Уменьшается интерес к национальной культуре, утрачиваются местные культурные традиции, стандартизируются культурные запросы. Массовое тиражирование западных Моделей жизни, поведения, обычаев, культурных ценностей приводят к отрицанию своеобразия собственной культуры.

Культурно - досуговые программы в этом направлении социо - культурной деятельности должны решать задачи эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, возрождать местные народные традиции (фольклор).

Содержание программ в сфере искусства должно ориентироваться на интересы реальных и потенциальных участников художественной самодеятельности, любителей искусства, коллекционеров художественных ценностей.

В содержании культурно-досуговых программ развития художественной жизни региона обязательно необходимо учитывать резервы народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители), предусматривать участие неорганизованной самодеятельности в мероприятиях (праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, в виде персональных выставок, конкурсов сказателей, частушечников).

Пример региональной программы «Народные традиции»:

Задачи программы:

-Развитие традиционной народной культуры.

-Создание условий для культуротворчества населения.

-Возрождение и пропаганда фольклора, народных промыслов.

-Укрепление исторического сознания.

-Воспитание уважения к отечественному искусству.

Форма осуществления.

1. Открытие художественных промыслов и ремесел, специализированных школ, мастерских народного творчества, профессионально-художественных училищ.

2. Создание на базе РДК специализированных фольклорно - этнографических центров, которые могли бы заниматься:

а) изучением народной культуры, участвуя в поисково-исследовательских мероприятиях;

б) организацией фольклорных фестивалей и научно- практических конференций;

в) развитием художественного вкуса населёния на примере лучших образцов мирового искусства путем концертной деятельности, лекционной и просветительной работы;

г) организацией ансамблей и коллективов народного творчества (в качестве такового может выступить и сельский культурно-этнографический комплекс).

История (историческая культура).

Сегодня это одна из наиболее актуальных проблем. Нам предстоит отыскать в истории и в современности идеи и ценности, которые могли бы стать духовной опорой человека, объектов поклонения, восхищения и подражания.

В рамках данного приоритета культуре - досуговые программы могут быть нескольких типов:

а) поисково-исследовательские;

б) просветительные;

в) торжественно-ритуальные;

г) творческие (общественные инициативы).

Каждая из обозначенных программ может выполнять целый спектр задач: сохранение исторической памяти народа; восстановление культурно-исторической среды; ценностей традиций, утраченных в последние десятилетия; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта, защита, сохранение и восстановление памятников культуры, развитие историко-культурной среды региона.

В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития. В разных городах России действуют центры и общества; польской, еврейской, татарской, корейской и других культур. Среди русских национально- культурных объединений и инициатив наиболее известными являются «Товарищество русских художников», «Фонд славянской письменности и славянских культур», общество русских культур «Отечество».

Задачи историко-культурного движения - историческое, культурное, экологическое и демократическое возрождение русского народа и всех народов России.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно - досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально- культурный центр. Данная форма получила в последние годы широкое распространение.

Если в регионах нет возможности для создания национально-культурного центра. Временно компенсировать отсутствие условий могут культурно-досуговых учреждений. Они могут организовать кружки по изучению языка, фольклорные коллективы, просветительские объединения по пропаганде национальной символике, архитектуры, праздников, обычаев, обрядов и т.д.

Клубные учреждения могут совместно с национально-культурными центрами и землячествами проводить дни культуры братских народов с рассказом об истории, национальном эпосе, кинопросмотрами, концертами фольклорных коллективов. К подготовке и проведению подобных мероприятий можно привлекать историков, археологов, языковедов, геологов, архитекторов и других. В рамках рассматриваемого приоритета можно разработать программу «Национальные праздники».

Задача программы: продолжение целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных появлениях.

Форма - возрождение, подготовка и проведения общенациональных, христианских и языческих праздников - Пасхи, Рождества, Крещения, Масленицы. В рамках программы праздники должны составить единую схему, связанную с годовыми циклами, демографическими событиями (рождение, свадьбы, рождения детей, изменение в служебной деятельности, уход на песню, смерть близких людей и так далее).

Субъект реализации - профессиональные организаторы досуга (работники культурно ­досуговых, прежде всего, клубных учреждений региона). По аналогичной логике и методике может быть сформирована программа «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрации и консервация исторических и художественных объектов) и так далее.

Экология (экологическая культура).

Необходимость информационно - просветительских программ и организация общественного движения в сфере охраны природы связана, прежде всего, с актуальностью экологических проблем в стране.

Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической.

Задачей экологических программ должно стать воспитание нравственного отношения человека к природе, информирование населения по экологической ситуации в регионе. Культурно-досуговые программы в области экологии могут разрабатываться совместно с обществом охраны природы, другими службами и организациями, профессионально занимающиеся проблемами экологии региона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интервью | Нравственная культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.