Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль таможенных органов в развитии национальной экономики




Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Содержание таможенного дела определяют его функции и задачи. Под функциями следует понимать объективно обусловленные основные цели таможенной системы, а под задачами - набор проблем, решение которых приводит к достижению поставленных целей, то есть реализации функций.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют комплекс взаимосвязанных функций: регулятивную, контрольную, правоохранительную, экономическую, информационно-аналитическую, осуществляют управленческую, оперативную, фискальную, правовую, информационно-аналитическую и обеспечивающую деятельность, решают разнообразные задачи.

Большую часть задач можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию ее структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности страны. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

В статье 403 Таможенного кодекса перечислены функции таможенных органов. Большая часть этих функций прямо или косвенно влияет на экономику страны.

Таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

Объем таможенных платежей и их доля в доходах федерального бюджета неуклонно возрастает. В 1995 году эта доля составляла 25%, в 2003 году – 29,3%, в 2004 году – 35,6%, в 2005 году – 41% доходов федерального бюджета. Таможенные платежи в 2006 году обеспечили более 44% доходной части федерального бюджета и составили 2 триллиона 863,99 миллиардов рублей. Таможенные органы перечислила в 2007 году в бюджет государства более 3 трлн. 253 млрд. рублей, что составляет почти 43% доходов государства. В 2008 году таможенные органы должны собрать и перечислить в доход федерального бюджета почти 4 трлн. рублей, что превышает плановое задание налоговой службы.

Помимо взимания таможенных платежей и их перечисления в федеральный бюджет, таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба осуществляет в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. ФТС вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, относящихся к установленной сфере деятельности. Таким образом, таможенные органы не только осуществляют контроль за соблюдением мер регулирования внешней торговли, но и участвуют в их разработке.


тема 3. Общественное разделение труда и формы его проявления в таможенном деле

 

1.Концентрация в таможенном деле

2.Специализация таможенных органов

3.Кооперирование в таможенном деле

 

Осуществление таможенными органами своих функций связано с процессами разделения труда и его обобществления (Обобществление – процесс объединения отдельных социальных элементов и включения их в целостную систему[1]). На практике это выражается в концентрации, специализации и кооперировании таможенной деятельности.

 

1. Концентрация в таможенном деле

 

Термин концентрации в таможенном деле может быть использован по аналогии с концентрацией производства – процессом сосредоточения производства на крупных предприятиях в оптимальных размерах. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем объеме выпуска продукции.

Концентрация в таможенной сфере – это процесс сосредоточения таможенной деятельности в относительно крупных таможенных органах в оптимальных размерах. Она обусловлена техническим прогрессом, создает условия для более эффективного использования техники, программных продуктов, баз данных, для повышения эффективности труда и централизации управления.

Процессу концентрации способствует стандартизация и унификация таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможенных органов. Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик. Унификация предполагает единообразие в технологии оформления и наборе документов при оказании таможенных услуг одинакового назначения.

Уровень концентрации в таможенном деле характеризуется экономическими показателями объема таможенных услуг, используемых ресурсов в среднем на один таможенный орган, такими как:

- число оформленных деклараций на товары (ДТ);

- вес или стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- сумма взысканных таможенных платежей;

- численность работающих.

Высокая степень концентрации товарных потоков на отдельных направлениях приводит к соответствующей концентрации услуг по таможенному оформлению и таможенному контролю. Например, МАПП[2] «Торфяновка» и МАПП «Брусничное» (Выборгская таможня) контролируют почти 90% грузов, прибывающих из ЕС автомобильным транспортом[3].

Степень концентрации в таможенном деле должна соответствовать потребностям в таможенных услугах, уровню развития таможенных технологий и оборудования, а также обеспечивать эффективное использование ресурсов. Излишняя концентрация может быть так же не оправдана, как и функционирование большого числа таможенных органов, оформляющих незначительное количество товаров за определенный промежуток времени (в месяц, в год).

 

2. Специализация таможенных органов

 

Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу, что определяет универсальный комплексный характер их работы. Большинство таможен осуществляют таможенное оформление всех групп товаров, доставляемых различными видами транспорта. Однако территориальный принцип не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических видов деятельности[4].

В соответствии п. 4 ст. 10 311-ФЗ ФТС вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Специализация – это сосредоточение основной деятельности на выполнении узкого круга работ и услуг. Она является следствием разделения труда и в таможенном деле проявляется в трех формах: предметной, функциональной и технологической.

Предметная специализация означает, что в таможенном органе оказывают услуги по таможенному оформлению и таможенному контролю определенных видов товаров.

Предметная специализация может быть реализована по нескольким признакам:

1) когда нормативными документами закреплено осуществление таможенного оформления и таможенного контроля определенных товаров. Примерами являются:

- Центральная энергетическая таможня (осуществляет таможенное оформления и таможенный контроль энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с использованием трубопроводного транспорта, линий электропередачи или при смешанных перевозках различными видами транспорта, одним из которых является трубопроводный транспорт);

- Центральная акцизная таможня (специализируется на оформлении подакцизных и других определенных нормативными документами товаров – спирта и спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ювелирных изделий, автомобилей, мотоциклов и др.);

- таможенные посты по оформлению драгоценных металлов и драгоценных камней («Аэропорт Магадан» Магаданской таможни, «Малахит» Екатеринбургской таможни, «Космодемьянский» Калининградской таможни).

2) по преобладанию определенных оформляемых товаров (товарная специализация – рассматривают удельный вес определенных товаров в общем объеме оформляемых товаров, либо удельный вес таможенного органа в оформлении конкретного товара);

3) по видам транспорта, на котором товар доставляется к таможенному оформлению: авиационные, морские, речные, автомобильные, железнодорожные таможни и таможенные посты.

Функциональная специализация – сосредоточение операций и документов в определенных подразделениях для реализации таможенными органами своих функций. В соответствии с функциональной специализацией в таможенных органах создаются структурные подразделения, основными из которых являются отделы. Например, к отделам, которые подчиняются заместителю начальника таможенного органа по экономической деятельности, относятся: отдел таможенных платежей, отдел валютного контроля, отдел таможенной статистики, отдел контроля таможенной стоимости, отдел торговых ограничений и экспортного контроля, отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров, отдел исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Технологическая специализация – это превращение отдельных работ, связанных с выполнением таможенными органами своих функций, в самостоятельные таможенные органы или учреждения. Например, для лучшего ведения оперативно-розыскной деятельности, выявления, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений в таможенном деле созданы оперативные таможни. Для использования служебных собак при выполнении таможенными органами своих функций была создана Центральная таможня (Кинологический центр).

Специализация позволяет упростить структуру таможенных органов, создать возможность для полного использования оборудования на основе унификации, стандартизации работ, технологий и документов, роста производительности труда.

 

3. Кооперирование в таможенном деле

 

В соответствии со статьей 23 311-ФЗ таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

Под взаимодействием таможенных органов имеется в виду их функциональное сотрудничество, совместная деятельность и (или) информационный обмен с другими государственными органами по различным направлениям таможенной деятельности в целях эффективного выполнения возложенных на них задач и функций.

В результате взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и иными органами и организациями (местного самоуправления, международными организациями) возникает кооперирование. Полученная в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном оформлении товаров.

В соответствии с п.2 ст. 23 311-ФЗ таможенные органы в соответствии вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами. В отдельных случаях законодательством Российской Федерации исполнение отдельных функций, отнесенных в соответствии с 311-ФЗ к компетенции таможенных органов, может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 23 311-ФЗ при выявлении таможенными органами признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Таможенные органы взаимодействуют:

- с иными органами исполнительной власти (ФНС, ФМС, Росстатом и др.);

- с таможенными органами других стран;

- с международными организациями;

- с бизнес-сообществом.

Для организации взаимодействия с соответствующими органами исполнительной власти ФТС России заключает с ними различного рода функциональные соглашения, либо принимает совместные акты-инструкции, приказы. В соглашениях и совместных административных актах, как правило, определяются: цели, основные направления и порядок взаимодействия. В дополнение к соглашениям, а иногда вместо соглашений, ФТС России совместно с другими государственными органами издает совместные (или согласованные) акты о взаимодействии.

Для рассмотрения вопросов о взаимодействии таможенных органов с другими государственными органами создаются координационные советы – управленческие структуры, в которых обсуждаются актуальные вопросы сотрудничества и принимаются решения рекомендательного характера.

ФТС участвует в работе межведомственных координационных и совещательных органов, таких так:

- Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;

- Межведомственная рабочая группа для дальнейшего совершенствования организационных форм взаимодействия ФНС России и ФТС России;

- Совет по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России;

- Межведомственная рабочая группа по принятию согласованных мер, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем продукции морского промысла;

- Рабочая группа по внедрению электронного взаимодействия между таможенными органами и структурными подразделениями ОАО «Российские железные дороги» и др.

Представители ФТС России участвуют в работе координационных и совещательных органов, образованных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, например:

- Комиссия по экспортному контролю РФ;

- Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в РФ;

- Подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;

- Подкомиссия по интеллектуальной собственности Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и др.

Взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами в сфере информационного обмена является одним из самых важных. Действует Регламент организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями (утвержден приказом ФТС от 30.09.2011 № 1981).

Соглашения по информационному взаимодействию ФТС заключает со всеми федеральными правоохранительными органами. Для организации исполнения данных соглашений ФТС России издает правовые акты, возлагающие разнообразные обязанности на соответствующие структурные подразделения и подведомственные органы.

Другим важным направлением взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами является подготовка разъяснений по различным вопросам таможенного регулирования. Такого рода разъяснения готовятся федеральными правоохранительными органами, Минфином России, Минэкономразвития России, ЦБ РФ и др. Сотрудничество по подготовке разъяснения также иногда оформляется соглашениями.


Тема 4. Размещение таможенных органов

 

1. Факторы и принципы размещения таможенных органов

2. Пограничные и внутренние таможенные органы

3. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных органов

4. Этапы развития и размещения таможенных органов

5. Мощность таможенного органа

6. Эффективность размещения таможенных органов

 

1. Факторы и принципы размещения таможенных органов

 

Размещение таможенных органов на территории страны является важнейшим элементом организации таможенного дела и зависит от многих факторов: экономических, природно-географических, политических и социальных.

К экономическим факторам относят:

- сложившуюся территориальную организацию производства;

- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;

- состояние транспортных коммуникаций;

- общественная потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;

- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;

- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры.

К природным факторам относят:

- географическое положение территории;

- рельеф местности;

- ценность земель;

- возможность осуществления строительства.

Политические факторы размещения – это факторы, определяющие таможенную политику в целом.

Социальные факторы – это:

- наличие и квалификация трудовых ресурсов;

- уровень занятости;

- уровень оплаты труда;

- развитие непроизводственной сферы.

Влияние перечисленных факторов носит опосредованный характер. В конечном счете, они определяют маршруты перемещения товаров и пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортной продукции[1].

В соответствии со статьей 14 311-ФЗ таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются ФТС исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов РФ, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

При размещении таможенных органов руководствуются принципами:

- наиболее эффективного использования природных, трудовых, финансовых ресурсов регионов России;

- поддержание рационального территориального разделения труда, стимулирование развития отраслей специализации региона;

- содействие комплексному развитию регионов, гармоничному сочетанию их производственной и непроизводственной сфер, повышению уровня жизни населения отстающих территорий за счет успешной внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы располагаются:

- в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями;

- в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения;

- в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров;

- при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах (Московский и Рязанский нефтеперерабатывающие заводы, Челябинский и Новолипецкие металлургические комбинаты, завод «Электросталь» и др.)[2].

Федеральная таможенная служба России постоянно ведет поиск оптимального территориального развития таможенных органов.

 

2. Пограничные и внутренние таможенные органы

 

В зависимости от территориального расположения таможенные органы подразделяются на пограничные и внутренние. Данная классификация применима главным образом к таможням, но может применяться и по отношению к таможенным постам.

Размещение таможенных органов вдоль границы России с другими государствами неравномерно и зависит от интенсивности потоков товаров и пассажиров на том или ином направлении, степени развития таможенной инфраструктуры (один международный переход на количество километров государственной границы).

У пограничных и внутренних таможенных органов разные задачи и объем деятельности. Пограничные таможенные органы не всегда располагают необходимым временем для полного оформления груза, выполнения всего комплекса операций в связи с реализацией контрольной, правоохранительной и фискальной функций. Решение всех вопросов непосредственно на границе может снизить пропускную способность таможенного органа. Размещение таможен в крупных административных центрах повышает эффективность их взаимодействия с налоговыми и правоохранительными органами, банками, местными органами власти.

В территориальной организации таможенного дела были свои недостатки, сказывающиеся в недоставке товаров, потере части таможенных платежей. Их устранению способствует совершенствование таможенного законодательства, реализация информационно-технической политики ФТС (подключение к автоматизированной системе контроля за доставкой товаров и т.п.).

В начале 90-х гг. ставилась цель максимального приближения мест таможенного оформления и таможенного контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров.

Таможенные органы активно создавались в административно-территориальных центрах, крупных железнодорожных узлах, при промышленных и добывающих предприятиях.

В августе 2008 года коллегией ФТС была одобрена «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ», а в ноябре ее одобрили на заседании Государственной пограничной комиссии под председательством В. Путина.

В соответствии с этой концепцией начался постепенный перенос таможенных органов в приграничные регионы.

 

3. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных органов

 

В соответствии с п.2 статьи 10 311-ФЗ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Создание таможенного органа – комплекс мероприятий организационного характера, проводимых на основании правовых актов ФТС России для формирования согласно установленному порядку таможенного органа с целью выполнения задач и функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Реорганизация таможенного органа – слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование таможенного органа (юридического лица), в результате которого изменяются его функции, структура, штатная численность и штатное расписание.

Ликвидация таможенного органа – полное прекращение деятельности таможенного органа без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим таможенным органам.

Таможенные органы ликвидируются крайне редко, обычно они реорганизуются, в результате чего сохраняется правопреемственность. Таможенные посты могут расформировываться.

Например, с 1 февраля 2006 года Северо-Западная таможня (кинологический центр) была реорганизована в Кинологическую службу Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ). С 1 июня 2007 года Северо-Западная акцизная таможня (СЗАТ) стала таможенным постом со статусом юридического лица, подчиненным напрямую Центральной акцизной таможне в Москве.

Созданием, реорганизацией или ликвидацией таможенных органов в Федеральной таможенной службе занимается Главное организационно-инспекторское управление. Вопросами организации нового таможенного поста и его размещения в региональных таможенных управлениях занимаются отделы организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами.

 

4. Этапы развития и размещения таможенных органов

 

В связи с конкретными экономическими и политическими условиями по-разному происходило развитие и размещение таможенных органов. Можно выделить несколько этапов, имеющие особенности как развития таможенных органов в целом, так и их размещения.

Развитие и размещение таможенных органов на первом этапе (конец 1991 г. – середина 1993 г.) определяли следующие факторы:

- потребности становления рыночной экономики;

- необходимость восстановления сети таможенных органов на административных границах РСФСР, ставших государственными;

- формирование доходной части федерального бюджета.

Главной задачей этого этапа было обеспечить приоритетное развитие внутренних таможенных органов и одновременно создать сеть пограничных таможенных органов, прежде всего на новых участках государственной границы.

Ставилась цель максимального приближения мест таможенного оформления и контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров. Эта цель была решена путем создания таможенных органов в административно-территориальных центрах, крупных железнодорожных узлах, при промышленных и добывающих предприятиях.

Обеспечение эффективности таможенного оформления и контроля на данном этапе достигалось путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества ГТД.

В 1992-1993 гг.:

- более чем в 2 раза увеличилось количество пограничных таможен (на большей части таможенной границы они были созданы заново);

- на 1/3 выросло число внутренних таможен;

- в 5 раз увеличилось количество таможенных постов;

- была создана сеть региональных таможенных управлений в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы[3].

Начало второго этапа (середина 1993 г. – август 1996 г.) связано с принятием в 1993 г. закона «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ; в 1994 – нового положения о ГТК.

На втором этапе (продолжалась работа по полному переходу таможенных органов на региональный принцип развития, создавались таможенные лаборатории. Принимаются меры по совершенствованию структуры и руководства таможенной системой. Созданы Северо-Западное, Калининградское, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Западносибирское, Уральское, Поволжское, Московское, Западное, Татарское, Дагестанское, Восточно-Сибирское управления[4].

Особенности этапа:

- дальнейшее развитие сети таможенных органов, совершенствование их организационной структуры и аппарата управления;

- улучшение качества организации таможенного оформления и таможенного контроля;

- укрепление материально-технической базы таможенных органов;

- реорганизация структуры таможенных органов (созданы новые отделы и службы, реорганизованы управления ГТК, созданы таможенные лаборатории в регионах, РТА).

В 1994-1995 гг. значительно увеличилось количество складов временного хранения (СВХ) и таможенных терминалов.

Определенные коррективы в систему таможенных органов и их размещение внесло образование в начале 1995 г. Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана с последующим присоединении к ним Киргизии и Таджикистана. В связи с отменой на начальном этапе образования Союза таможенного контроля на общих участках границы были упразднены действовавшие здесь таможни, таможенные посты, пункты пропуска и переходы. Были открыты представительства ГТК России в Минске, Алма-Ате, Бишкеке.

Третий этап (1996 – 2000 г.) был связан с выполнением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В ней намечался большой объем работ по строительству и реконструкции пунктов пропуска различного назначения на государственной границе, определялась перспектива строительства современных складских терминалов и баз.

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего, учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим в 2000г. Государственный таможенный комитет (ГТК) России перешел на новую структуру организации таможенного дела в стране. Тринадцать ранее существовавших РТУ реорганизовали в семь, границы их деятельности стали полностью совпадать с границами федеральных округов[5]. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России.

Дальнейшее развитие получила и экспертная служба таможенных органов. Количество таможенных лабораторий увеличилось с 15 до 39. Они были оснащены современным оборудованием и техникой для проведения химического анализа и криминалистической экспертизы. В результате значительно возросла роль таможенных лабораторий в проведении таможенного контроля, реализации мер тарифного и нетарифного регулирования.

На четвертом этапе (2001-2003 гг.), связанном с реализацией Целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг., не происходило существенного количественного роста таможенных органов. Все большее значение придавалось совершенствованию их организационной структуры и техническому оснащению, увеличению мощности отдельных таможен и таможенных постов. Одним из приоритетных направлений развития таможенной инфраструктуры на данном этапе является строительство и модернизация международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).

Например, в 2002 г. на российско-финляндской границе открылся новый МАПП «Светогорск» Выборгской таможни. Пропускная способность нового международного автомобильного перехода возросла с 600 до 1300 транспортных средств в сутки. Необходимость строительства была обусловлена ежегодно растущим на 50-60% грузопотоком из стран ЕС в Россию. Действующие на этом направлении переходы «Брусничное» и «Торфяновка» не могли обеспечить таможенное обслуживание возросших объемов перевозок, несмотря на круглосуточный режим работы и постоянное совершенствование системы оформления[6].

С вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса начался новый этап развития системы таможенных органов РФ (2004 – май 2006). Во исполнение указа президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу России (ФТС), отнесенную к ведению Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе» было утверждено Положение о ФТС.

Была принята Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы, предусматривающая оптимизацию системы таможенных органов РФ и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры. Решение указанной задачи невозможно без комплексного обустройства автомобильных пунктов пропуска, строительства служебно-производственных зданий для таможенных органов, производственно-складских и учебно-тренировочных комплексов, объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья.

На данном этапе происходит кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов.

Большая часть автомобильных пунктов пропуска, введенных в эксплуатацию в период с 1992 по 1995 год, требовало коренной реконструкции или нового строительства. Это возможно только при целевой финансовой поддержке государства, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ.

Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р была утверждена «Концепции развития таможенных органов РФ» до 2010 года.

Принятие и исполнение Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации в период до 2010 г.» позволило качественно изменить подход к развитию таможенной инфраструктуры, обеспечило комплексное обустройство автомобильных пунктов пропуска, в первую очередь на наиболее напряженных участках Государственной границы Российской Федерации.

Изменения организационной структуры таможенных органов Российской Федерации заключались в сокращении лишних управленческих звеньев между ГТК России и таможенными постами, в укрупнении, укреплении и оптимизации их размещения[7].

Шестой этап развития и размещения таможенных органов (май 2006 г. – июнь 2010 г.) ознаменован подчинением Федеральной таможенной службы напрямую Правительству[8]. [9]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» с 12.05.2006 ФТС не относится к ведению Министерства экономического развития и торговли, а подчиняется Правительству. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» было утверждено новое Положение о ФТС.

Изменения организационной структуры таможенных органов РФ заключались в сокращении лишних управленческих звеньев между ФТС России и таможенными постами, в укрупнении, укреплении и оптимизации их размещения.

На данном этапе:

- происходит сокращение числа таможен и таможенных постов; идет процесс переподчинения всех акцизных постов напрямую Центральной акцизной таможне;

- завершается работа по переподчинению энергетических постов Центральной энергетической таможне;

- почти все таможни на Северном Кавказе преобразованы в таможенные посты.

Начинается процесс переноса таможенных постов за пределы крупных городов.

В августе 2008 года Коллегией ФТС была принята «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ».

Седьмой этап (июль 2010 – по настоящее время) начался с создания Таможенного союза РФ, Республики Беларусь и Казахстана. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. 12 июля 2010 года создано Северо-Кавказское таможенное управление. В ноябре был принят федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Продолжается реализация «Концепции ТОиТК товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ».

 

5. Мощность таможенного органа

Размещение таможенных органов по территории РФ происходит с учетом плотности (один международный переход на количество километров государственной границы) и мощности.

Мощность таможенного органа – это способность к оказанию максимального объема услуг за установленный период времени (день, месяц, квартал, год).

Например, мощность таможенного поста, имеющего в своем составе автомобильный или железнодорожный пункт пропуска, будет во многом зависеть от их пропускной способности, то есть максимального числа перемещаемых через таможенную границу автомобилей или вагонов в сутки.

Мощность таможенного органа зависит от таких факторов как наличие основных производственных фондов, производительность и сменность работы оборудования, численность должностных лиц и эффективность их труда, режим работы таможенного органа.

Мощность таможенного органа рассчитывается с учетом следующих основных показателей:

- производительность оборудования или мощность терминалов;

- трудоемкость единицы услуг;

- нормативный коэффициент сменности работы оборудования;

- плановый фонд рабочего времени;

- времени выполнения вспомогательных операций или нормы обслуживания.

Все факторы, влияющие на производственную мощность таможенного органа, взаимосвязаны[10].

Крупный МАПП «Нехотеевка» (таможенный пост «Нехотеевка» Белгородской таможни) на границе Украины и России рассчитан на пропуск 12000 автомобилей в сутки, в том числе 10600 легковых, 925 грузовых и 500 автобусов. Такую мощность обеспечивает сооружение 10 полос на въезд и 10 полос на выезд только для легкового транспорта[11].

Мощность таможни (таможенного поста) может меняться по следующим причинам:

- износ оборудования;

- передача основных фондов в установленном порядке другим таможенным органам;

- ввод в действие новых мощностей путем строительства объектов таможенной инфраструктуры;

- сокращение объема или полного прекращения операций участниками внешнеэкономической деятельности[12].

В практической деятельности говоря о таможенных постах понятие мощность таможенного органа часто отождествляют с понятием «пропускная способность», а при характеристике строящихся зданий таможен, РТУ и т.д. под мощностью часто понимают площадь указанных объектов (кв.м.).

 

6. Эффективность размещения таможенных органов

 

Экономическая эффективность размещения таможенных органов – один из аспектов общей экономической эффективности таможенного дела.

Эффект от лучшего размещения таможенного органа должен выражаться в снижении сумм затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.

Показатель экономической эффективности изменений в размещении таможенных органов может иметь весьма приближенное значение в связи с трудностью определения эффекта. Основную трудность представляет разделение результатов, полученных за счет лучшего размещения таможенных органов, и соответствующих результатов, полученных за счет действия других факторов. Надежными методами подобных расчетов экономическая наука пока не располагает.

Задача развития и размещения таможенных органов в общем виде формулируется следующим образом: необходимо определить такой вариант строительства новых таможен (пункты их размещения, мощность, специализацию), реконструкции или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

Наряду с выбором критерия минимизации затрат на выполнение целевой функции таможенного дела необходимо задать ограничения и количественно определить цель. Цель – удовлетворение фиксированной потребности в таможенных услугах на прогнозируемый период, дифференцированной по пунктам потребления оформляемых товаров. Ограничениями на начало рассматриваемого периода будут состояние системы таможенных органов, пропускная способность транспортной сети, наличие ресурсов.

Для решения таких экономических задач могут быть применены модели транспортной задачи, методы линейного программирования, а также разработки и приемы теории массового обслуживания[13].

При размещении таможен и таможенных постов учитываются наличие околотаможенной инфраструктуры и уровень ее развития. Организации, составляющие околотаможенную инфраструктуру, являются посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД. Сюда входят: СВХ, таможенные брокеры, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли и др. В РФ большая часть объектов околотаможенной инфраструктуры принадлежит не государству, а коммерческим организациям.

Рациональное размещение таможенных органов по территории РФ и на ее морских и сухопутных границах является одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы.

1. Делает возможным таможенное оформление и контроль как таковые.

2. Способствует более быстрому внешнеторговому обороту товаров.

3. Создает предпосылки для снижения издержек участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением и контролем грузов, перемещаемых через таможенную границу.

4. Влияет на эффективность мероприятий по предотвращению потока контрабанды через таможенную границу России.

5. Имеет значение для процессов управления и контроля в таможенном деле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.