Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение комплекса воспитательно-профилактических мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений в таможенных органах

Создание резерва кадров

Другим направлением работы с кадрами в таможенных органах является создание действенного резерва специалистов, в том числе руководящего состава.

В целях планомерного выдвижения сотрудников таможенных органов на руководящие должности в таможенных органах проводится работа с резервом кадров. Существуют два резерва:

1. Резерв кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах.

2. Резерв номенклатуры ФТС России.

При отборе кандидатов в резервы выдвижения учитываются:

рекомендации их непосредственных начальников;

профессиональные, деловые, личные и моральные качества;

результаты их служебной деятельности;

участие в общественной деятельности.

Сотрудники, включенные в резерв:

привлекаются к участию в совещаниях по различным вопросам;

привлекаются к проведению оперативных совещаний;

направляются на курсы повышения квалификации;

замещают руководителей на период их отпусков и других объективных причин отсутствия.

В таможенных органах стараются стимулировать служебный рост, определяют уровня профессиональных требований и квалификации должностных лиц при их продвижении по службе.

Разработан и утвержден порядок уведомления руководства о фактах обращения граждан в целях склонения должностных лиц таможни к совершению коррупционных правонарушений, созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

В 2011 году приоритетами в работе кадровых подразделений таможенных органов являлись:

сохранение кадрового потенциала при проведении организационно-штатных мероприятий в связи с оптимизацией структуры таможенных органов в рамках реализации Концепции переноса таможенного оформления и контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и деятельности Таможенного союза, а также в условиях сокращения численности должностных лиц таможенных органов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657, поручений Президента Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № К4196 и от 11 марта 2011 г. № СИ-П4-148с;

обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов;

реализация мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах РФ на период 2010 – 2012 годов, укрепление служебной дисциплины и правопорядка.

В 2011 году была активизирована работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым принадлежит важная роль в решении антикоррупционных задач. В рамках проводимой таможенными органами работы по противодействию коррупции проводилась проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможенных органов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы.

 

4. Организационно-штатная работа в таможенных органах

 

Приказом Федеральной таможенной службы утверждается положение об организационно-штатной работе.

Организационно-штатная работа – процесс разработки, согласования, утверждения, хранения штатных расписаний таможенных органов и внесения в них изменений, который включает:

1) установление и соблюдение порядка проведения организационно-штатных мероприятий;

2) разграничение полномочий между таможенными органами;

3) определение единого подхода к оптимальному использованию штатной численности и к выделению соответствующих средств;

4) обеспечение соблюдения установленных нормативов штатной численности;

5) разработку проектов правовых актов таможенных органов по вопросам организационно-штатной работы;

6) создание и сопровождение баз данных по штатной и списочной численности таможенных органов;

7) сбор, анализ и хранение справочно-аналитической информации, ведение учетно-отчетной документации.

Основными принципами организационно-штатной работы являются:

законность – соответствие принимаемых решений Конституции РФ, федеральным законам и действующим нормативным и иным правовым актам;

объективность – независимость принимаемых решений в организационно-штатной работе от субъективных факторов на основе всестороннего анализа достоверных показателей и критериев, характеризующих эффективность и объем служебной деятельности;

научная обоснованность – использование единой методологии в определении обобщающих показателей и параметров, на основе которых разрабатываются нормативы штатной численности и организационные структуры таможенных органов;

дифференцированность – разграничение полномочий в области организационно-штатной работы между ФТС России, РТУ и другими таможенными органами.

Штатное расписание – утвержденный приказом таможенного органа правовой документ, являющийся первичной формой учета кадров в таможенных органах, отражающий структуру таможенного органа, содержащий перечень должностей с соответствующими им специальными званиями, классными чинами и тарифными разрядами, количество штатных единиц должностей, должностные оклады, надбавки к ним, а также дополнительные сведения и дающий право руководителю (начальнику) на укомплектование таможенного органа должностными лицами и работниками в соответствии с квалификационными требованиями.

Не во всех организациях бюджетной сферы в штатное расписание включаются сведения об оплате труда. В таможенных органах штатное расписание состоит из двух частей: штатно-должностной структуры и финансовой части и ведется соответственно в двух подразделениях: кадровом (отделе кадров) и финансовом (финансово-экономическом отделе РТУ или отделе бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни).

Штатное расписание формируют и утверждают при создании и реорганизации таможенного органа. Срок действия утвержденного штатного расписания не ограничивается. В течение действия утвержденного штатного расписания в него могут вноситься изменения.

Организационно-штатная структура таможенного органа – оформленный в виде таблицы перечень подразделений и отдельных должностей, сгруппированных согласно функциям и установленному порядку в определенной последовательности с указанием штатной численности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников по подразделениям и общей штатной численности таможенного органа[11].

Структурное подразделение – это элемент таможенного органа, выделенный организационно в его штатном расписании (главное управление и управление (только в ФТС России), служба, отдел, отделение), имеющий наименование, руководителя, установленное количество штатных единиц должностей, определенное нормативами штатной численности.

Основным структурным подразделением таможенного органа является отдел, в составе которого должно быть не менее пяти штатных единиц должностей. Отдел создается для выполнения задач в соответствии с положением о данном отделе. Первичным по своему статусу структурным подразделением таможенного органа, в составе которого имеется не менее двух штатных единиц должностей, является отделение. Отделение создается для решения одной или нескольких задач.

Организационно-штатной структурой может быть предусмотрена отдельная должность – должность по определенному направлению деятельности, предусмотренному типовой структурой, не входящая в состав отдела (отделения).

Штатная численность – количество штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников, установленное штатным расписанием, определяющееся исходя из объема задач, возложенных на таможенный орган (подразделение).

В организационно-штатной структуре таможенных органов штатная численность подразделений указывается следующим образом: количество штатных единиц государственных гражданских служащих / количество штатных единиц сотрудников / количество штатных единиц работников. Например, для отдела эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры СЗТУ: 7 / 1 / 1, что означает, что в данном подразделении предусмотрено 7 штатных должностей государственных гражданских служащих, 1 должность сотрудника (начальник отдела) и 1 должность работника бюджетной сферы.

Достаточно часто в таможенных органах проводятся организационно-штатные мероприятия – один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации таможенного органа и внесению изменений в его штатное расписание.

 

5. Анализ использования трудовых ресурсов

 

Анализ использования трудовых ресурсов проводится по нескольким направлениям.

1. Анализ качественного состава.

Проводятся группировки, и рассчитывается удельный вес должностных лиц и работников таможенного органа:

1) по уровню образования (среднее, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее);

2) по стажу работы (до 1 года, 1 – 5 лет, 5 – 10 лет, 10 – 15 лет и 15 лет и более);

3) по возрасту (например, до 30 лет, 31 – 50 лет, 51 год и более);

4) по полу (количество и удельный вес мужчин и женщин, в том числе по отдельным подразделениям);

5) по основным видам деятельности:

подразделения, связанные с таможенным оформлением и контролем;

правоохранительные подразделения;

подразделения силового обеспечения;

подразделения обеспечения функционирования таможенного органа;

таможенные посты.

1. Анализ укомплектованности кадрами.

Рассчитывают показатель степени укомплектованности кадрами как разницу между штатной и списочной численностью (наличие вакантных должностей) таможенного органа. Под списочной численностью понимают количество сотрудников, государственных гражданских служащих и работников таможенного органа, назначенных на соответствующие должности, указанные в штатном расписании.

Часто укомплектованность карами рассчитывают в процентах как отношение списочной численности к штатной. Например, по состояние на 01.01.2007. укомплектованность таможни кадрами составляет 98,1% (314 из 320 по штатному расписанию).

1. Анализ текучести кадров.

Данный показатель рассчитывают в процентах как отношение уволенных к списочной численности. Например, текучесть кадров в 2006 году уменьшилась и составила 4,6% (в 2005 году – 7%).

1. Анализ перемещения кадров.

Анализируют характер и причины перемещения, как правило, отдельно сотрудников и государственных гражданских служащих.

По характеру перемещения должностные лица могут передвигаться по службе:

на вышестоящую должность;

на равную должность;

на нижестоящую должность.

По причинам перемещения возможны передвижения должностных лиц таможенных органов:

в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

в интересах службы;

по личным обстоятельствам;

в порядке дисциплинарного взыскания.

Анализируют как абсолютное количество перемещенных должностных лиц (либо отдельно сотрудников и государственных гражданских служащих), так и их удельный вес в общей численности должностных лиц.

 

6. Производительность труда в таможенных органах

 

Производительность характеризует эффективность использования трудовых ресурсов. Основными показателями производительности труда являются выработка и трудоемкость.

Выработка – количество продукции, произведен­ной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц).

Трудоемкость – это затраты рабочего времени на производ­ство единицы продукции.

Под производительностью труда в таможенных органах понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним должностным лицом или работником в единицу времени.

Выбор показателя для измерения производительности труда в таможенном деле зависит от:

1) целей проводимого анализа;

2) уровня управления (таможня, РТУ, ФТС);

3) конкретного содержания трудовых процессов;

4) возможности количественного определения результатов труда.

В методических и нормативных документах ГТК/ФТС для характеристики объема работ, выполняемых должностными лицами таможенного органа, и их сравнения используются понятия «напряженность» труда и «загруженность» личного состава[12].

Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одного работающего:

количество обработанных документов (ДТ, ДКД, ТПО и т.п.);

число пропущенных физических лиц;

количество оформленных единиц транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов и т.д.).

Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации. Для анализа и сравнения производительности труда таможенные органы группируют:

1) по статусу;

2) по специализации;

3) по сходным внешним условиям деятельности;

4) по транспорту, на котором товары доставляются к таможенному оформлению.

Необходимо также учитывать специфику пограничных таможен, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях.

Особенностью труда в таможенных органах является то, что на него влияют случайные, вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других – к чрезмерной напряженности труда[13].

Можно выделить следующие направления изучения загруженности должностных лиц структурных подразделений таможенных органов:

выявление основных проблемных вопросов;

эффективность использования имеющейся штатной численности;

обеспечения взаимодействия с иными структурными подразделениями для более эффективного решения поставленных задач;

определение факторов, влияющих на скорость обработки информации.

В таможенных органах анализируют рост числа ошибок из-за утомляемости, результаты социально-психологического обследования (психологический дискомфорт вследствие увеличения загруженности, восстанавливаемость работоспособности за период отпуска и т.п.).

На производительность труда (загруженность) федеральных государственных служащих и сотрудников таможенных органов оказывают влияние следующие основные факторы:

трудоемкость операций с различными видами документов;

широта номенклатуры товаров, представленных в ДТ;

необходимость углубленной проверки по товарам, относимым к группам риска;

степень внедрения современных информационных технологий и комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

качество программных продуктов;

возможности используемых ТСТК;

вид транспорта, на котором доставлен и предъявлен к таможенному досмотру товар;

распределение компетенции по отдельным вопросам таможенного оформления между таможенными органами разного уровня;

квалификация и профессиональный опыт должностных лиц;

степень мотивации к труду[14].

Показатель производительности труда выполняет следующие функции:

1) плановую – с учетом производительности труда обосновывается перспективная численность личного состава;

2) учетную – этот показатель позволяет определить эффективность использования труда в таможенном деле в целом, в отдельных таможенных органах;

3) стимулирующую – при правильной организации поощрения обеспечивается заинтересованность исполнителей в увеличении объема работ с соблюдением действующее нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой личного состава таможенных органов.

Важнейшими факторами роста производительности труда в таможенных органах являются внедрение новейших информационных технологий, комплексная автоматизация таможенного оформления, использование прогрессивных технических средств таможенного контроля, повышение квалификации кадров, совершенствование организации труда.

Показатель производительности труда не отражает всего спектра продуктивности и результативности труда, в частности он не учитывает качество труда и, кроме того, необходимость рационального использования трудовых ресурсов. Близким по значению к понятию «производительность труда», но более широким по содержанию является понятие «эффективность труда».

Эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах. Эффективность труда в отличие от производительности труда выражает не только количественные, и качественные результаты труда. Другим важным достоинством показателя эффективности труда является отражение в нем экономии трудовых ресурсов.

Эффективность труда будет тем выше, чем выше производительность труда и чем меньше затраты труда при необходимом качестве работы.


ТЕМА 8. ОПЛАТА ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

1. Денежное довольствие сотрудников таможенных органов.

2. Денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов

3. Материальное стимулирование должностных лиц таможенных органов.

4. Оплата труда работников таможенных органов

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повышение квалификации | Денежное довольствие сотрудников таможенных органов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.