КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Отогенные внутричерепные осложнения Наиболее часто возникают при хроническом гнойном среднем отите, реже — при остром. Распространение воспалительного процесса в полость черепа связано в определенной мере с анатомическим строением мозговых оболочек, их васкуляризацией и иннервацией. Распространение инфекции из среднего и внутреннего уха в полость черепа происходит по следующим основным путям: 1) контактному (по продолжению); 2) сосудистому (гематогенному).К отогенным осложнениям относят синус-тромбоз, отогенный менингит, абсцесс височной доли мозга.. Лечение отогенных менингитов многоплановое, с конкретным учетом у каждого больного этиологических, патогенетических и симптоматических факторов. Прежде всего оно включает хирургическую санацию очага и антимикробную терапию.
План: 1. Естествознание как наука об окружающем мире. 2. Концепция «двух культур» - естественнонаучной и гуманитарно-художественной. 3. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. 4. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира. 5. Социокультурный смысл современного естествознания.
1. Естествознание как наука об окружающем мире. Естествознание – система наук о явлениях и законах природы; основу этой системы наук о природе составляют физика, химия и биология. Представления, выработанные естественными науками, интегрированы в современную научную картину мира (которая непрерывно уточняется и дополняется). Понимание единства и гармонии элементов этой картины составляет основу научного мировоззрения. Выполняя задачу построения цельной и логически непротиворечивой картины мира, а также обеспечивая технологический прогресс, современное естествознание стало важнейшим компонентом культуры.
Концепция – основополагающая идея любого теоретического построения, технического или экономического проекта, ключевая мысль, лежащая в основе некоторой практической деятельности.
2. Концепция «двух культур» - естественнонаучной и гуманитарно-художественной.
Человек в процессе познания всегда выступал в двух качествах: в качестве исследователя природы (субъекта) и – одновременно – в качестве природного объекта (объекта исследования). Природа и человек, человеческое общество воспринимались как два самостоятельных элемента реальности; поэтому в науке со временем выделились две обширные и самостоятельные области познания: · естествознание – естественные науки; · социогуманитарное знание – гуманитарные и социальные науки.
Носители этих культур – научно-техническая и гуманитарная интеллигенция. Между этими группами проявляются противоречия, связанные с различием традиций, целей, методов, несовпадением оценок достижений прогресса, возможных тенденций развития общества: · естественная наука, которая в стремлении к точности разрабатывает все более узкие и специфичные области знания, стала настолько специализированной, что неспециалистам трудно понять выводы ученых, переложить их умозаключения на общедоступный язык · наука не спешит с выводами, а политиков парализует всякая неопределенность · ученым же непросто бывает протрубить сигнал тревоги: даже когда полученные данные ясно свидетельствуют о надвигающейся угрозе, их первый порыв – повторить эксперимент, чтобы убедиться в достоверности результатов · политики зачастую не видят разницы между фальшивыми аргументами, которые с подачи заинтересованных лиц кочуют по страницам популярных изданий, и подлинно научными исследованиями, подкрепленными отзывами уважаемых рецензентов и публикуемыми в солидных журналах.
Совокупность таких противоречий иногда называют «проблемой двух культур»: духовная жизнь очень большой части современных людей отделена от их практической деятельности, связанной с естественнонаучной культурой, - это обусловливает постоянный дискомфорт в обществе.
На огромную пропасть между естественнонаучными и гуманитарными знаниями еще в 50-х годах 20 века обратил внимание английский писатель Чарльз Сноу (1905-1980): · общество не может выжить без знания того дома, в котором оно живет, т.е. без знаний об окружающем мире или, другими словами, без естественнонаучных знаний · однако, даже такие знания теряют свою значимость, если общество не в состоянии согласовать свои действия с фундаментальными законами природы и их следствиями, если общество теряет свои духовно-нравственные ориентиры.
3. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Все отрасли научного знания имеют, в принципе, единую методологическую основу. Совокупность методов познания, выработанных наукой, образует так называемый научный метод. Характерные черты научного метода и его компоненты с той или иной степенью полноты присутствуют в любой науке. Но в наиболее полном и «рафинированном» виде научный метод представлен в естествознании, поэтому рассмотрим его сущность на примере естественных наук.
Характерные черты научного метода: · стремление к четкости и однозначности понятий · наблюдательная и экспериментальная, т.е. эмпирическая, основа научных знаний · инструментальные (поэтому унифицированные, объективные в определенном смысле) методы получения первичной информации об изучаемых явлениях природы · стремление к количественным характеристикам явлений и, соответственно, к математическим методам обработки информации · широкое применение методов математического моделирования природных явлений, в частности, использование вычислительного эксперимента · логическая (рациональная) основа и хорошо отработанная методика построения теорий · представление об относительности, принципиальной неполноте и неокончательности научных знаний, а также связанная с этим представлением преемственность теорий · стремление к концептуальному единству теоретического описания природы
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |