Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к познанию




гуманитарное естественнонаучное
целостный подход к явлениям – приоритетный; употребляют термин «синтез» - антипод редукционизма редукционизм – один из важнейших компонентов научного метода – способ объяснять сложные явления путем использования представлений о более простых явлениях: · этот метод мышления проявляется во всех науках, но в разной степени · однако, не любые сложные явления материального мира могут быть поняты с помощью мысленного расчленения на удобные для изучения части; выделение отдельного «простого» элемента условно и приблизительно
«включенность» исследователя в само изучаемое явление, некоторая личностная позиция по отношению к нему; поэтому в гуманитарных науках распространены этические и эстетические оценки явлений, их анализ на основе определенных моральных принципов исследователей, их субъективных эстетических ориентиров и политических приоритетов – фактор, способный свести «на нет» научную значимость некоторых исследований аксиоматический подход – формулируют ограниченное число основных законов (аксиом), из которых путем строгих математических или логических выводов получают остальное содержание теории: · на него постоянно опирается математика · используется практически во всех достаточно математизированных естественнонаучных теориях (так выводят все содержание классической механики из трех законов Ньютона) · такой подход считается столь же надежным, как и сама математика · однако именно в математике была строго доказана ограниченность аксиоматического подхода – теорема Гёделя (30-40 гг. 20 века): ü во всякой формально-логической системе обнаруживается утверждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть на основе тех аксиом, которые выбраны для логически непротиворечивого построения данной системы ü если указанное утверждение включить в состав исходных аксиом, то и при расширенной аксиоматической базе логическая противоречивость теории сохраняется ü остается путь использования иных, не связанных с основополагающими аксиомами, аргументов: § в случае естественных наук такими дополнительными аргументами могут служить эмпирически обоснованные положения или некоторые общенаучные принципы; это говорит о том, что в естественных науках любые формальные, логически сколь угодно совершенные построения не гарантируют успеха в познании природы сами по себе без постоянной опоры на эксперимент § другой опорой служат удачные догадки, интуитивный поиск, позволяющие компенсировать недостаточность логических или эмпирических аргументов
качественный характер информации об изучаемых явлениях, трудность формализации – точного описания явлений на языке математики; сдерживает развитие многих отраслей гуманитарного знания

Качественный характер информации, трудность формализации – плата за целостный подход и одно из проявлений широко трактуемого принципа дополнительности Бора – методологического принципа науки вообще: «Всякое истинно глубокое явление природы не может быть однозначно определено с помощью слов нашего языка и требует для своего определения, по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий».

Физическая картина явления и его строгое математическое описание дополнительны:

· создание ясной, наглядной физической картины требует пренебрежения многими деталями и уводит от математической точности;

· попытка точного математического описания настолько усложняет картину, что затрудняет физическое понимание.

 

Очень значимым для науки в целом, но особенно для гуманитарного знания является интуитивный, т.е. иррациональный (нелогический) подход к изучению явлений (в создании художественных произведений интуиция практически полностью решает успех дела). Термин «интуиция» означает некое угадывание результата, который должен был бы стать итогом логического осмысления определенной информации:

· если цепь логических рассуждений прерывается из-за недостаточности информации, рациональный путь решения научной, технической или иной творческой задачи затруднен;

· базируясь на способности мозга подсознательно использовать весь имеющийся у данного человека опыт и мобилизовать его для преодоления недостатка информации в какой-то частной области, интуитивный поиск решения позволяет «перепрыгнуть через незнание»;

· интуиция эффективна при изучении сложных явлений, а также при нехватке эмпирических данных или времени на их рациональное осмысление;

· исключительно велика роль интуитивного суждения в области социальных отношений, социально-экономической практики;

· в юриспруденции принято считать, что суд решает дело, строго руководствуясь доказательными доводами, исключающими произвол в решении; но даже в этом заложен неизбежный элемент, определяющий исход дела и сводящийся к чисто интуитивному суждению, - оценка убедительности, достаточности доказательств: как бы настойчиво суд ни исключал недоказательные, небеспристрастные доводы, в конце концов, он выносит в значительной мереинтуитивное суждение о доказательности фактов (в юридической науке это формулируется как процесс выработки «внутреннего убеждения» судьи);

· аналогично обстоит дело с принятием многих принципиальных экономических решений в сфере бизнеса и финансового управления;

· нечто подобное происходит и при окончательном выборе решения в дипломатии, при постановке диагноза в медицинской практике и других областях человеческой деятельности, в отношении которых распространено не совсем оправданное представление как об областях, в которых логика играет безусловно решающую роль;

· в естествознании интуитивный поиск особенно эффективен при выдвижении научных гипотез, на начальной стадии разработки теорий, при поиске принципиально новых подходов к научным проблемам;

· роль интуиции в науке – восполнение практической ограниченности рационального, логического пути познания.

Способности к рациональному и образному познанию присущи людям в неодинаковой степени. Иногда говорят, что люди делятся на «физиков» и «лириков»; такое деление упрощает действительность, абсолютизируя роль врожденных особенностей человека. Однако, индивидуальные особенности строения и функционирования головного мозга несомненно проявляются в складе мышления:

· мозг человека, являясь единым органом мышления, имеет в своей структуре два анатомически подобных, но функционально не тождественных, взаимно дополняющих полушария

 

  левое правое
оперирует логикой, счетом, речью, письмом образами, зрением, звуками, ориентацией в пространстве
обеспечивает поэтапное, абстрактно-аналитическое, углубленное исследование окружающей действительности эмоционально-образное, целостное восприятие окружающей действительности

· это позволяет человеку всесторонне, всеобъемлюще и детально познавать мир.

Единство функционирования человеческого мозга проявляется в том, что при решении любых проблем в практической и познавательной деятельности всегда используются в той или иной степени функции обоих полушарий. Подобное сочетание рационально-аналитического и эмоционально-образного методов характерно не только для индивидуального интеллекта, но в определенной мере проявляется и во всей системе научного познания мира. Это служит своеобразным естественным образцом гармонии двух взаимодополняющих подходов к решению проблем.

 

4. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира.

Уже на самых ранних стадиях познания окружающей реальности человек не прекращал попыток представить мироустройство в глобальных масштабах:

· даже наиболее архаические и примитивные представления об окружающем мире человек стремился развить до всеохватных, глобальных систем: например, система Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

§ «космос» - «надлунный мир»

§ землю – «подлунный мир»

§ упорядоченное и хаотическое движения (соответственно в первом и втором мирах)

§ состав земных тел - огонь, воздух, вода, земля

§ состав небесных тел – «эфир»

§ и многое другое

· ранее эти глобальные представления вплетались в ткань единой общечеловеческой культуры; в античные времена единство культуры было связано с отсутствием выраженной дифференциации в формах и процессах познания

 

Вплоть до конца 20 века указанное единство размывалось дифференциациейнаукразделением знаний по отраслям. Это естественный путь развития человеческой культуры, диктуемый логикой познания, необходимостью глубокой профессионализации в каждой области науки.

Однако, узкая специализация, дробление знаний, способствуя все более детальному восприятию действительности, в определенном смысле затрудняют синтез целостной научной картины мира:

· дело здесь не в недостаточности детальных знаний о конкретных природных или социальных явлениях (эти знания всегда неполны и относительны), а в трудностях единого глобального представления действительности различными науками

· особенно значительным выглядит разрыв между интуитивно-образным, эмоционально окрашенным, синтетичным взглядом на мир, выработанным в рамках гуманитарного знания, и рациональным, аналитическим формализованным взглядом естествознания – картина мира предстает как бы в отдельных проекциях, мало связанных между собой.

 

На современном этапе эволюции общества во все возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур:

· современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов-естественников и гуманитариев

· но совместная работа и даже просто взаимопонимание представителей гуманитарной и естественнонаучной культур оказываются невозможными – слишком различны типы мышления, выработанные методы и традиции

· избыточность и излишняя инструктированность информации рождают информационный хаос, который отвращает от знаний и, в свою очередь, порождает невежество

· теряется возможность быстро усвоить новые знания, связанные с новыми научными технологиями, для освоения которых недостаточно только узкоспециализированных знаний.

 

Своего рода модель интеграции наук дает естествознание:

· в 20 веке интеграция естественных наук стала объективно необходимой для дальнейшего успешного развития каждой из них

· следствием осознания этой необходимости на базе основополагающих идей отдельных наук о природе стало формирование целостного трансдисциплинарного научного направления – современного естествознания

· именно в рамках этого научного направления создана и совершенствуется современная всеохватывающая, теоретически обоснованная естественнонаучная картина мира.

 

Многие крупные мыслители давно угадывали тенденцию к сближению двух культур, видели дополнительность детального естественнонаучного подхода по отношению к целостности гуманитарного знания и интуитивной мощи искусства. На такой дополнительности базируется все возрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур.

Взаимопроникновение и, наконец, интеграция (иногда употребляют термин «конвергенция») естествознания и гуманитарного знания носит исключительно позитивный характер.

В.Г. Буданов (российский философ): «…сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой… А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования с учетом знаний современной науки целостного видения мира, свойственного нашим предкам».

 

Конвергенция проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного и эволюционного мировидения в естественнонаучную сферу:

· все заметнее математизация конкретных гуманитарных исследований, использование инструментария естественных наук для получения информации, имеющей ценность в гуманитарном знании

· применение количественных методов сегодня не редкость не только в экономике или прикладной социологии, но и в лингвистике, филологии, искусствоведении

· характерным становится использование инструментальных методов и методологических приемов естествознания в некоторых областях истории:

ü физические, химические, биологические, геологические и астрономические методы датированияархеологическихобъектов, исторических событий, идентификация исторических персонажей и др.

ü предпринимаются попытки разработать и внедрить в историческую науку подходы, основанные на методах математической статистики и использовании компьютерной техники – подобные работы, вне зависимости от конкретного вклада в уточнение исторической хронологии, могут способствовать методологическому развитию социогуманитарного знания

· делаются попытки использования естественнонаучной методики построения теорий для описания социальных явлений:

ü феноменологическая теория народонаселения, разработанная российским физиком С.П. Капицей

ü экономическая по содержанию, но базирующаяся на методах математической статистики теория корпоративного роста, разработанная международным коллективом физиков и экономистов

· все более характерным становится проблемный подход – для решения конкретной и важной научно-практической проблемы объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы

· в естествознании определенную методологическую роль играет эстетическая оценка естественнонаучных теорий – «красота» теоретических моделей, по мнению известных физиков П. Дирака, В. Гейзенберга и др., - симптом адекватности модели реальности.

· существенен и личностный аспект взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие ученых-естественников в решении крупных общечеловеческих проблем или проблем методологии социальных наук – А. Эйнштейн, И. Пригожин, Н. Моисеев, В. Вернадский и др.

Таким образом, наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служат:

· единство всего материального мира

· необходимость решения междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, глобальных проблем человеческой цивилизации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.