КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к познанию
Качественный характер информации, трудность формализации – плата за целостный подход и одно из проявлений широко трактуемого принципа дополнительности Бора – методологического принципа науки вообще: «Всякое истинно глубокое явление природы не может быть однозначно определено с помощью слов нашего языка и требует для своего определения, по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий». Физическая картина явления и его строгое математическое описание дополнительны: · создание ясной, наглядной физической картины требует пренебрежения многими деталями и уводит от математической точности; · попытка точного математического описания настолько усложняет картину, что затрудняет физическое понимание.
Очень значимым для науки в целом, но особенно для гуманитарного знания является интуитивный, т.е. иррациональный (нелогический) подход к изучению явлений (в создании художественных произведений интуиция практически полностью решает успех дела). Термин «интуиция» означает некое угадывание результата, который должен был бы стать итогом логического осмысления определенной информации: · если цепь логических рассуждений прерывается из-за недостаточности информации, рациональный путь решения научной, технической или иной творческой задачи затруднен; · базируясь на способности мозга подсознательно использовать весь имеющийся у данного человека опыт и мобилизовать его для преодоления недостатка информации в какой-то частной области, интуитивный поиск решения позволяет «перепрыгнуть через незнание»; · интуиция эффективна при изучении сложных явлений, а также при нехватке эмпирических данных или времени на их рациональное осмысление; · исключительно велика роль интуитивного суждения в области социальных отношений, социально-экономической практики; · в юриспруденции принято считать, что суд решает дело, строго руководствуясь доказательными доводами, исключающими произвол в решении; но даже в этом заложен неизбежный элемент, определяющий исход дела и сводящийся к чисто интуитивному суждению, - оценка убедительности, достаточности доказательств: как бы настойчиво суд ни исключал недоказательные, небеспристрастные доводы, в конце концов, он выносит в значительной мереинтуитивное суждение о доказательности фактов (в юридической науке это формулируется как процесс выработки «внутреннего убеждения» судьи); · аналогично обстоит дело с принятием многих принципиальных экономических решений в сфере бизнеса и финансового управления; · нечто подобное происходит и при окончательном выборе решения в дипломатии, при постановке диагноза в медицинской практике и других областях человеческой деятельности, в отношении которых распространено не совсем оправданное представление как об областях, в которых логика играет безусловно решающую роль; · в естествознании интуитивный поиск особенно эффективен при выдвижении научных гипотез, на начальной стадии разработки теорий, при поиске принципиально новых подходов к научным проблемам; · роль интуиции в науке – восполнение практической ограниченности рационального, логического пути познания. Способности к рациональному и образному познанию присущи людям в неодинаковой степени. Иногда говорят, что люди делятся на «физиков» и «лириков»; такое деление упрощает действительность, абсолютизируя роль врожденных особенностей человека. Однако, индивидуальные особенности строения и функционирования головного мозга несомненно проявляются в складе мышления: · мозг человека, являясь единым органом мышления, имеет в своей структуре два анатомически подобных, но функционально не тождественных, взаимно дополняющих полушария
· это позволяет человеку всесторонне, всеобъемлюще и детально познавать мир. Единство функционирования человеческого мозга проявляется в том, что при решении любых проблем в практической и познавательной деятельности всегда используются в той или иной степени функции обоих полушарий. Подобное сочетание рационально-аналитического и эмоционально-образного методов характерно не только для индивидуального интеллекта, но в определенной мере проявляется и во всей системе научного познания мира. Это служит своеобразным естественным образцом гармонии двух взаимодополняющих подходов к решению проблем.
4. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира. Уже на самых ранних стадиях познания окружающей реальности человек не прекращал попыток представить мироустройство в глобальных масштабах: · даже наиболее архаические и примитивные представления об окружающем мире человек стремился развить до всеохватных, глобальных систем: например, система Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) § «космос» - «надлунный мир» § землю – «подлунный мир» § упорядоченное и хаотическое движения (соответственно в первом и втором мирах) § состав земных тел - огонь, воздух, вода, земля § состав небесных тел – «эфир» § и многое другое · ранее эти глобальные представления вплетались в ткань единой общечеловеческой культуры; в античные времена единство культуры было связано с отсутствием выраженной дифференциации в формах и процессах познания
Вплоть до конца 20 века указанное единство размывалось дифференциациейнаук – разделением знаний по отраслям. Это естественный путь развития человеческой культуры, диктуемый логикой познания, необходимостью глубокой профессионализации в каждой области науки. Однако, узкая специализация, дробление знаний, способствуя все более детальному восприятию действительности, в определенном смысле затрудняют синтез целостной научной картины мира: · дело здесь не в недостаточности детальных знаний о конкретных природных или социальных явлениях (эти знания всегда неполны и относительны), а в трудностях единого глобального представления действительности различными науками · особенно значительным выглядит разрыв между интуитивно-образным, эмоционально окрашенным, синтетичным взглядом на мир, выработанным в рамках гуманитарного знания, и рациональным, аналитическим формализованным взглядом естествознания – картина мира предстает как бы в отдельных проекциях, мало связанных между собой.
На современном этапе эволюции общества во все возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур: · современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов-естественников и гуманитариев · но совместная работа и даже просто взаимопонимание представителей гуманитарной и естественнонаучной культур оказываются невозможными – слишком различны типы мышления, выработанные методы и традиции · избыточность и излишняя инструктированность информации рождают информационный хаос, который отвращает от знаний и, в свою очередь, порождает невежество · теряется возможность быстро усвоить новые знания, связанные с новыми научными технологиями, для освоения которых недостаточно только узкоспециализированных знаний.
Своего рода модель интеграции наук дает естествознание: · в 20 веке интеграция естественных наук стала объективно необходимой для дальнейшего успешного развития каждой из них · следствием осознания этой необходимости на базе основополагающих идей отдельных наук о природе стало формирование целостного трансдисциплинарного научного направления – современного естествознания · именно в рамках этого научного направления создана и совершенствуется современная всеохватывающая, теоретически обоснованная естественнонаучная картина мира.
Многие крупные мыслители давно угадывали тенденцию к сближению двух культур, видели дополнительность детального естественнонаучного подхода по отношению к целостности гуманитарного знания и интуитивной мощи искусства. На такой дополнительности базируется все возрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур. Взаимопроникновение и, наконец, интеграция (иногда употребляют термин «конвергенция») естествознания и гуманитарного знания носит исключительно позитивный характер. В.Г. Буданов (российский философ): «…сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой… А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования с учетом знаний современной науки целостного видения мира, свойственного нашим предкам».
Конвергенция проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного и эволюционного мировидения в естественнонаучную сферу: · все заметнее математизация конкретных гуманитарных исследований, использование инструментария естественных наук для получения информации, имеющей ценность в гуманитарном знании · применение количественных методов сегодня не редкость не только в экономике или прикладной социологии, но и в лингвистике, филологии, искусствоведении · характерным становится использование инструментальных методов и методологических приемов естествознания в некоторых областях истории: ü физические, химические, биологические, геологические и астрономические методы датированияархеологическихобъектов, исторических событий, идентификация исторических персонажей и др. ü предпринимаются попытки разработать и внедрить в историческую науку подходы, основанные на методах математической статистики и использовании компьютерной техники – подобные работы, вне зависимости от конкретного вклада в уточнение исторической хронологии, могут способствовать методологическому развитию социогуманитарного знания · делаются попытки использования естественнонаучной методики построения теорий для описания социальных явлений: ü феноменологическая теория народонаселения, разработанная российским физиком С.П. Капицей ü экономическая по содержанию, но базирующаяся на методах математической статистики теория корпоративного роста, разработанная международным коллективом физиков и экономистов · все более характерным становится проблемный подход – для решения конкретной и важной научно-практической проблемы объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы · в естествознании определенную методологическую роль играет эстетическая оценка естественнонаучных теорий – «красота» теоретических моделей, по мнению известных физиков П. Дирака, В. Гейзенберга и др., - симптом адекватности модели реальности. · существенен и личностный аспект взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие ученых-естественников в решении крупных общечеловеческих проблем или проблем методологии социальных наук – А. Эйнштейн, И. Пригожин, Н. Моисеев, В. Вернадский и др. Таким образом, наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служат: · единство всего материального мира · необходимость решения междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, глобальных проблем человеческой цивилизации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |