Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания




Естественнонаучные знания являются интеллектуальным капиталом, базовым ресурсом экономики, освоение которых на концептуальном уровне необходимо в любой области профессиональной деятельности.

Дополнительность детального естественнонаучного подхода по отношению к целостности гуманитарного знания позволит создать единую непротиворечивую научную картину мира.

Современный этап познания окружающего мира характеризуется процессом интеграции естественных и гуманитарных наук, так как для решения актуальных проблем человеческой цивилизации требуется объединение усилий специалистов различных научных направлений.

Различие объектов познания и относительно независимая эволюция естественных и социогуманитарных наук привело к формированию двух культур – естественнонаучной и гуманитарной

 

 

План:

1. Становление научного знания. Две традиции описания материи.

2. Механистическая картина мира. Классическая стратегия познания.

3. Неклассическая стратегия познания и ее истоки.

 

1. Становление научного знания. Две традиции описания материи.

Наука о природе зародилась как единое целое в лоне древнегреческой философии более 2500 лет назад. Характерные особенности науки, которые позволяют ориентировочно определить «время рождения» науки, - «чистота» и профессионализм. Этими качествами наука стала характеризоваться в Древней Греции, где возникли профессии ученого и учителя:

· античные мыслители занимались изучением природы, движимые интересом к окружающему миру, а не ради достижения прагматических целей;

· ученым были доступны лишь простые наблюдения за природными явлениями, на основе которых выдвигались гипотезы и проводились логические рассуждения

Тем не менее, древнегреческая наука сумела предложить несколько основополагающих подходов к познанию природы:

1) идея о материальной основе всех вещей (вода, огонь, воздух);

2) идея вечного движения, всеобщей изменчивости вещей (Гераклит, 540-480 гг. до н.э.).

В древнегреческой науке сложились две основные физические концепции:

1) континуальная концепция - концепция непрерывности материи;

2) атомистическая концепция.

Эти ключевые идеи античной науки явились истоком двух конкурирующих подходов в описании материального мира, которые развивались и воплощались в конкретных теориях естествознания на протяжении многих веков. Ими было положено начало континуальной икорпускулярной традициям в науке о природе:

1) континуальная – отрицала пустоту в природе, рассматривая материальный мир в виде непрерывно заполняющей все пространство беспредельно делимой субстанции, в которой совершаются движения;

2) корпускулярная – не допускала беспредельной делимости материи:

· материя состоит из очень малых неделимых частиц – атомов;

· мир – пустота, в которой движутся атомы или их скопления.

 

Континуальная концепция получила полное оформление в трудах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.):

 

 

· Космос ограничен, имеет форму сферы, в центре которой – земной шар; за пределами сферы – ничего – ни пространства, ни времени;

· в пределах сферы нет пустоты, все заполняет «первичная материя»;

· под действием пары четырех «первичных сил» (горячего, холодного, сухого, мокрого) «первичная материя» приобретает вид одной из четырех «стихий» (огня, воздуха, земли и воды);

· «стихии» могут вступать в различные соединения друг с другом, образуя разнообразные «вещества», из которых образуются тела;

· движения тел подразделяются на «естественные» - от центра и к центру Космоса, и «насильственные» - всякие иные; небесные светила совершают круговые движения.

Представления Аристотеля о движениях – вплоть до 17 века, когда возникла механика Галилея-Ньютона.

Атомистическая концепция:

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

· в мире два начала – пустота (небытие) и атомы (бытие);

· пустота безгранична, в ней нет ни «верха», ни «низа», ни «центра»; в бесконечном пустом пространстве в различных направлениях беспорядочно движутся атомы (разнообразны по форме, имеют «зацепки», которыми при столкновении скрепляются и образуют тела);

· усматривал за видимой беспорядочностью происходящего определенные непознанные закономерности; случайность – понятие субъективное, идущее от недостатка знания о происходящем.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) – большая конкретность и физичность взглядов:

· все процессы объясняются как изменения сочетаний различных атомов;

· не отрицая субъективной случайности, допускал наличие объективной случайности в поведении атомов;

· гениальная догадка о внутреннем источнике движения материи.

Атомистическая концепция Древних Греков удивляет современных ученых предвидением многих сторон современной научной картины мира. Однако долгие столетия преобладала континуальная традиция; атомистика стала возрождаться в 17 веке и окончательно восторжествовала в 20 веке.

 

2. Механистическая картина мира. Классическая стратегия познания.

Галилей (16 век):

· первым разглядел в движениях физический закон; в многообразии движений выделил движение по инерции (подметив свойство тел сохранять свою скорость); сформулировал закон инерции;

· положил начало механике (сформулировал принцип относительности движения);

· сделал два новых и важнейших для последующей эволюции естествознания шага – обратился к эксперименту и соединил физику с математикой (которая развивалась параллельно).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.