Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для более полного глубокого представления об окружающем мире нужно использовать НСП




КСП гармонично сочетается с обыденными представлениями человека, основанными на повседневном практическом опыте; дает возможность первого, наглядного представления об окружающей действительности, первого приближения в познании.

Декарт – значительная роль в развитии математики - разработка понятий переменной величины и функции, что определило возможность математического представления закономерностей механики.

Ньютон (17 век) – решающий вклад в становление естествознания:

 

 

 

· эксперимент начал играть решающую роль;

· сформулировал ключевые принципы научного мышления;

· разработал основы дифференциального и интегрального исчислений, необходимых для строгого количественного описания механических процессов;

· принципиально завершил создание первой полноценной научной теории – ньютоновской механики.

Успехи механики и ее применений были столь значительны, что она начала восприниматься в качестве универсального и всеохватного инструмента познания природы – мир стали уподоблять механизму, функционирующему по законам механики. Поль Лаплас: «Вселенная – гигантская бесперебойно работающая машина, однажды запущенная Творцом».

Параллельно возрождалась корпускулярная традиция. Это способствовало представлению о том, что достаточно применить к «деталям» мирового механизма (которыми в конечном итоге могут быть и атомы) безупречные законы механики – и можно объяснить любое явление природы.

Таким образом, 17-18 вв. – начало формирования механистического мировоззрения; механика становится основой всей научной картины той эпохи – основой механистической картины мира (МКМ). Все явления сводятся к механическим процессам:

· на макроуровне – движения и взаимодействие макроскопических тел, непосредственно окружающих человека;

· на микроуровне – природные явления (тепловые, химические и др.) сводились к механике атомов – их перемещениям, столкновениям, сцеплениям.

Открытие закона превращения и сохранения энергии в середине 19 века, казалось, окончательно доказывало механистическое единство мира: все виды энергии представлялось возможным свести к механической энергии.

МКМ складывалась на протяжении трех веков до конца 19 века; эту эпоху именуют эпохой классического естествознания. В науке сформировалась классическая парадигма.

Научная парадигма – некоторая система основополагающих научных взглядов, господствующих в науке в определенный период ее развития.

В целом развитие научной мысли – смена научных парадигм:

· на каждом этапе определенная парадигма базируется на соответствующем наборе фундаментальных научных фактов;

· по мере накопления новых фактов – смена парадигмы – качественный скачок в системе научных взглядов – научная революция (например, в 16 веке гелиоцентрическая парадигма сменила геоцентрическую);

· смена научных парадигм не приводит к обесцениванию научных знаний, полученных на прежнем этапе развития науки; меняется их интерпретация – преемственность знаний, характерная для научного метода, - и проявляется принцип соответствия (относится к теоретическому методу исследования природы).

Принцип соответствия:

· теория, справедливость которой была экспериментально подтверждена для той или иной категории явлений, с разработкой новой, более общей теории не устраняется как нечто неверное;

· новая теория не отвергает старую, а лишь устанавливает границы ее применимости, совпадает со старой в рамках указанных границ (ньютоновская и релятивистская механика, квантовая и классическая механика).

Классическая парадигма (КП) естественным образом вытекала из МКМ, методологическим стержнем которой была ньютоновская механика. Поэтому парадигму классического естествознания называют еще ньютоновской парадигмой.

КП включает следующие основополагающие взгляды на природу:

· в природе принципиально отсутствует случайность – однозначные причинно-следственные связи, описываемые законами, подобными законам Ньютона, не оставляют места случайностям;

· в природе в целом отсутствует развитие – мир в целом всегда был и останется таким, каков он есть;

· мегамир, макромир и микромир аналогичны – природа повторяется на всех своих уровнях.

МКМ и КП обусловили представления о том, на какие принципы следует опираться, познавая природу. Одновременно с КП утвердился и связанный с ней общий подход к познанию природы. Сформировалась классическая стратегия познания (КСП) или классическая рациональность.

Стратегия познания – система самых общих принципов, положенных в основу научного познания, которые определяют единую логику развития научной мысли.

 

Принципы классической стратегии познания

(логически следуют из положений КП):

 

1. Случайность, реально наблюдаемая в природе, - проявление неполноты знаний:

· объекты должны характеризоваться величинами, имеющими совершенно определенные значения, которые мы не знаем точно лишь по причине несовершенства приборов и методик измерений;

· в случайных процессах усматривается проявление управляющего действия скрытых параметров.

 

2. Основное внимание направляется на устойчивые, неизменные состояния объектов природы, на обратимые процессы (приводящие к количественным, но не к качественным изменениям).

С такими особенностями КП связан простейший тип логики – выбор интерпретации природных явлений через простые элементы сводится к алгоритму «или-или» (частица или волна, вещество или поле).

 

3. Идеализированное представление о полной независимости исследуемого объекта и наблюдателя.

Процесс исследования никак не сказывается на изучаемом объекте – его характеристики, определяемые эмпирически, остаются такими же, какие они есть у объекта «самого по себе».

 

4. Упрощенный подход к представлению о сложности в природе:

Сложное – матрешки, вложенные одна в другую; система – сумма некоторых элементов; в малом – то же, что и в большом, неограниченный редукционизм.

 

5. Все многообразие природы отображается в простых и наглядных механических образах (электрический ток – механический аналог – поток жидкости или газа).

Дарвиновская теория эволюции живых организмов – повод усомниться в КП и КСП - модели вечного и абсолютно познаваемого мира. Но на фоне успехов механики не имела эффекта (скорее «мина замедленного действия»). Выдающиеся открытия и теории 19 века в области электричества, оптики, электромагнетизма усложнили картину мира, но оставались в рамках классических подходов к описанию природы. Развитие термодинамики и статистической физики поколебали классические представления – привнесли понятие вероятности в описание природных процессов.

Научное сообщество не было готово отказаться от классической парадигмы: казалось, еще немного усилий в познании мира, некоторое количество реформ по его рационализации и можно достичь состояния полной победы над природой и построения цивилизации, основанной на разуме (писатели – например, Ж. Верн). КП и КСП господствовали в течение нескольких столетий вплоть до 20 века.

 

3. Неклассическая стратегия познания и ее истоки.

 

Начало новому этапу в изучении природы положили открытия, сделанные физикой на рубеже 19-20 веков и в первой трети 20 века, в области исследования атома, радиоактивности, открытия в области квантовой физики. Родилась неклассическая физика, а вместе с ней утверждалась и неклассическая стратегия познания (НСП) или неклассическая рациональность.

Неклассическая физика объясняет и описывает процессы и объекты, которые невозможно себе представить, исходя из простых, наглядных механических моделей. Природные явления описываются на языке математики с использованием абстрактных понятий.

Отличия НСП от КСП:

1. Самое существенное отличие – представление о роли случайного в природе:

· весьма типичны ситуации, при которых результат каких-либо действий не является наверняка предопределенным, а существует целый ряд возможных исходов, один из которых реализуется;

· была установлена фундаментальная роль случайности; изменилось представление о возможности прогнозировать поведение природных объектов: предсказания возможных характеристик на основе известных однозначных закономерностей (закономерности динамического типа) сменилось предсказаниями вероятностей таких характеристик на основе закономерностей статистического типа.

По отношению к варьируемости реального результата (в ситуации, когда результат не является наверняка предопределенным) возможны два представления:

 

Классическая рациональность Неклассическая рациональность
Всегда есть хотя бы теоретическая возможность учесть ряд дополнительных факторов и добиться предсказуемости результата Одновременно сложное взаимодействие множества внешних факторов делает исход всех практических ситуаций вероятностным; различие между ситуациями заключается лишь в распределении вероятностей исходов в каждой из них

2. Представление о роли наблюдателя:

 

КСП НСП
«мы – здесь, система – там, мы ее наблюдаем (отстраненность наблюдателя от объекта исследования; возможность обозреть систему, обойдя ее с разных сторон)» ограниченность возможности наблюдателя быть отстраненным «зрителем»; это представление ярко проявляется в квантовой физике, но распространяется не только на объекты микромира (например, при изучении социальных явлений исследователь не может играть роль стороннего наблюдателя)

 

3. Представление об объекте как о нерасчленяемой целостности отдельных его качеств (корпускулярно-волновой дуализм):

· классическая наука создала представление об объекте на основе простого суммирования отдельных его свойств

· логика неклассической рациональности (НСП) полнее отражает объективную реальность. Понятие о сложности природных систем, цельности и неразрывности компонентов системы, условности выделения самих этих компонентов - привносит в современное естествознание элемент новизны.

 

Как построить изучение системы? На какие компоненты расчленить сложную систему для облегчения задачи исследования? Как учесть всю предысторию системы, ее эволюцию? Эти вопросы связаны со становлением в современном естествознании постнеклассической стратегии познания (ПСП); ее особенности:

· эволюционный подход в описании материальных систем (понять природу объекта – это не просто «сфотографировать» его в некоторый момент, но и понять его в развитии, эволюции);

· связана с эволюционной парадигмой (парадигма Дарвина, эволюционно-синергетическая парадигма);

· только формируется

· особо актуальна и по отношению к исследовательским задачам социогуманитарного знания.

 

 

ВЫВОДЫ:

3. Современная научная картина мира формируется как синтетический образ, даваемый в сочетании взаимодополняющих подходов – классического и неклассического.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.