Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация рабочего места в соответствии с требованиями эргономики




Психологическая среда (психологические условия труда)

Акустическая среда

- совокупность звуков природного и техногенного происхождения в пределах слышимости человеком.

Обычно большинство звуков природного происхождения не вызывают у людей неприятных ощущений и, наоборот, многие природные звуки (шум леса, журчание реки или ручья, пение птиц и т.д.) действуют успокаивающе на нервную систему человека. Производственный или техногенный шум влияет отрицательно на человека, вызывает раздражение.

Для офисных помещений наиболее важными с точки зрения акустики являются вопросы:

а) обеспечения благоприятной акустической среды в помещениях с несколькими рабочими местами

б) обеспечения секретности, т.е. высокой звукоизоляции помещений переговорных комнат и кабинетов руководителей.

На работоспособность человека отрицательно влияет шум.

Шум создается воздействием на органы слуха хаотических звуков различной частоты и беспорядочным сочетанием тонов. Шум заглушает сигналы, сопровождающие трудовой процесс, затрудняет восприятие речи, маскирует опасность, мешает наблюдениям за работой машин и оборудования.

В результате у работника снижается слуховая чувствительность, развивается тугоухость, т. е. происходит стойкое патологическое изменение слухового аппарата. Соответственно снижается внимание работника и утомляется его вестибулярный аппарат.

1/3 населения нашей страны живет в условиях акустического дискомфорта (выше 40 дбА).

В различных ситуациях от 0,5 до 10% здоровья человека зависит от состояния акустической среды.

С/р - Создание благоприятной акустической среды в помещении

- моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами;

- это традиции и сплоченность коллектива, характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали.

Эргономика — это область знаний, исследующая возможность и необходимость приспособления к работнику средств труда (приборов и пультов управления, машин и механизмов, рабочих инструментов, мебели и оргтехники).

Целью эргономики является выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, обеспечивающих человеку комфортные и удобные условия работы и сохранение его здоровья.

С точки зрения безопасности труда и создания комфортных условий для трудовой деятельности исключительно важным является комплексное изучение системы «человек – машина – производственная среда».

Совместимость элементов системы «человек – машина - среда»

а) Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) человека в процессе работы.

б) Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физическое состояние человека. Биофизическая совместимость учитывает требования к микроклимату производственных помещений, виброакустическим характеристикам среды, освещенности, электромагнитным излучениям и другим физическим параметрам.

в) Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, то есть соответствия управляющего воздействия на оборудование биомеханическим возможностям человека.

г) Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения: объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит показания приборов, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса.Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ). При необходимости работающий пользуется рычагами, ручками, кнопками, выключателями и другими органамиуправления, в совокупности образующими сенсомоторное поле. СОИ и сенсомоторные устройства – так называемая модель машины (комплекса). Через нее человек и осуществляет управление самыми сложными системами.

д) Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека процессом труда, общением с техникой, цветовым климатом. Поэтому для решения многочисленных технологических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.

С/р – Оптимальная организация рабочего места, требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники

6) Режимы труда и отдыха (с/р)


ТЕМА: ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ТРУДА

1. Условия труда. Классификация деятельности человека в соответствии с производственными условиями.

Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Трудовая деятельность – это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда:

Ø Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

«+»: развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы.

«–»: неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Ø Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.

Требуют специальных знаний и навыков. Характерно изменение характера мышечных нагрузок (уменьшение) и усложнение программы действий.

«–»: Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Ø Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Человек исключен из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека – обслуживание автоматизированных линий и управлением электронной техникой.

Характерные черты: монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность: «оперативное ожидание» – постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок.

Ø Групповые формы трудаконвейер.

Особенности: разделение общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. Чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

Ø Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами

Ø Формы интеллектуального (умственного) труда. Относятся профессии сферы материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.) и вне его (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Характерно: переработка и анализ большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Характерна гипокинезия – значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на:

(отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения)

· Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

· Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

· Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

· Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.