КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропогенные опасности. Психология безопасности
Классификация условий труда Внешние признаки утомления
Условия труда – это совокупность взаимосвязанных психофизиологических, санитарно-гигиенических и эстетических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность персонала в процессе труда. Следовательно, условия труда можно классифицировать следующим образом: 1) санитарно-гигиенические условия труда – состояние воздуха в учебных и офисных помещениях; уровень шума; освещенность рабочих мест и т.д. 2) физиологические условия труда – различного рода нагрузки на организм, возникающие в процессе выполнения как физической, так и умственной работы: степень тяжести; степень монотонности работ. 3) эстетические условия труда – интерьеры учебных и офисных помещений, предметная среда, эргономические требования к оборудованию. 4) психологические условия труда – моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами. Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы: 1) по показателям вредности и опасности факторов производственной среды 4 класса: · 1-й класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха); · 2-й класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство; · 3-й класс – вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство. 4 степени вредности: ü 1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания; ü 2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний; ü 3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности; ü 4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума. · 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, например, при превышения ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ. Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.
Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем). Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.
Классификация условий труда по факторам производственной среды
2) по степени тяжести и напряженности трудового процесса Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве. Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: · легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), · средней тяжести (допустимые условия труда) · тяжелый (вредные условия труда) - три степени. Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы. Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: · оптимальный – 1-й класс, · допустимый – 2-й класс, · напряженный – 3-й класс – труд трех степеней. Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.
Классификация условий труда по тяжести и напряженности Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: o степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; o нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; o эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; o монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; o режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).
Тема: Психофизиологические основы безопасности. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Большой практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. ü Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто сами становятся причиной собственных травм? ü Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? ü Почему одни люди часто травмируются, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подобные вопросы следует искать в человеческой психике. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. В классификации ЧС по природе возникновения те ситуации, которые являются следствием ошибочных действий людей, называются антропогенными. Психология безопасности – это основополагающий аспект антропогенных опасностей. Она рассматривает проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: · низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, · слабая установка специалиста на соблюдение правил безопасности, · допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, · пребывание людей в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т. д. 2. Ошибочные действия: нарушения и ошибки. Причины ошибок и профилактика нарушений. Ошибочные действия – это отклонения от нормальных, ожидаемых, предусмотренных и подобных действий, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей). Если опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка. Причины ошибок бывают: · непосредственные (зависят от психологических возможностей человека и принятия им оптимальных действий), · главные (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой специалиста, его психологическим состоянием) · способствующие (зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, обучения и т. п.) Причины ошибок также можно классифицировать следующим образом: 1. Нарушение мотивационной части действий (нежелании выполнять определенные действия (операции)). Может быть относительно постоянным и временным. Профилактика нарушений: пропаганда и воспитание. 2. Нарушение ориентировочной части действий (незнание правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда). Профилактика нарушений: обучение и отработка навыков. 3. Нарушение исполнительной части действий (невыполнение правил (инструкций, норм и т. д.) из-за несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы). Профилактика нарушений: профотбор, медицинское обследование. Временн а я склонность к несчастному случаю вызвана возрастом и стажем. Травматизм имеет два пика: 1 – у молодых работников и 2 – у лиц, имеющих стаж работы 10-15 лет (из-за выработки устойчивого стереотипа и привыкания к опасности – «вторичная беспечность»).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |