Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятий




Проблема психологии индивидуальности.

16.02

Лекция№1

Попова Алена Александровна

Тема: Человек, как предмет познания.

План лекции:

1. Человек «во множестве миров»;

2. Определение понятий;

3. Специфика или содержание индивидуальности;

4. Практическая значимость;

Человек «во множестве миров»

Альберт Крылов

Б.Г. Ананьев

Р. Немов

Хабермас

Человек (под человеком понимают совокупность всех качеств свойственных Homo sapians, независимо от того присутсутсвуют ли они у данного человека или нет)

Миры:

1) Внешний мир.

Обект – объект.

Объект, объектными отношениями. Ценятся знания и способы деятельности, которые можно передать другим людям, соответсвенно они становятся общими. Это обезличенный мир, где нет индивидуального мнения, индивидуальной логики.

2) Социальный мир. Мир предметной деятельности и социального поведения. Субъект - объект

Ø Предметная деятельность.

Единицей предметной деятельности выступает действие целесообразное.

Интериоризация – это присвоение способов, средств, действий, перевод из внешнего плана психической деятеьность во внутрений план психической деятельности.

Экстериоризация – это включение усвоенных способов, действий в индивидуальную предметную деятельность.

Приобретение индивидуального опыта и выработка новых способов и приемов деятельности.

Далее разввиваются способности, высшие интергративные характеристики, операциональной стороны психической деятельности.

Человек развивается в субъекта деятельности.

Ø Социальное поведение.

Человвек развивается, как личность.

Человек – объект социального регулирования (социум к человеку определяет определенные требования и ожидания), человек сталкивается с критерием оценки своего поведения (ценности). Единицей социального поведения является поступок.

Усвоение норм ценностей.

Превращение субъекта регуляции собственного социального поведения.

Содание социально зрелой личности (выступает как совокупность субъективных отношений к объективной действительности).

 

3) Внутренний мир – это мир наоплненный личностными смыслами.

Субъект – субъект.

Критериерием интросубъективного общения является искренность, правдивость, открытость, самовыражение.

Индивид – это человек, как представитель биологического вида, с характерным для него фило-онто-генезом. (по Крылову). Индивидные характеристики задают диапозом.

Личность – 1) в широком смысле личность, как синоним человека с момента его рождения. (все что есть у человека, все что он может считать своим)

2) в узком смысле: личность – это человек, как общественный индивид, объект и субъект историческиго процесса (по Ананьеву, по Крылову); личность – это совокупность социально обусловленных свойств, формирующихся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества;

По Леонтьеву А.Н: Личность рождается дважды. Первое ее рождение в 3 года, когда субъект принимает социальные нормы и ценности, в качестве мотивов собственного поведния. Второй этап рождения личности – это подрастковый возраст, происходит пересмотр иерархии мотивов в связи с расширение социальных отношений. Критерием является самостоятельный и ответственный поступок.

В изучении личности выделяются: статус, место в социальной структуре, позицию личности, общественные функции, мотивация поведения деятельности в зависимости от цели и ценностей, которые образуют внутренний мир, мировоззрение, характер и склонности.

Личность – это относительно устойчивая система мировоззренческих установок, стилей и видов поведения индивида.

Индивидуальность – те индивидуальные и личностные свойтва человека, также их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Уникальность, индивиуальное своеобразие, как неповторимое сочетание всех свойств, отличающих признаки данного человека от другого, принято считать лишь исходным моментом в изучении индивидуальности.

В исследовании индивидуальности в рамках психологии существует несколько традиций:

§ Понимание индивидуальности, как единичности. В данном случае мы понимаем неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присуще всем без исключения личностных черт.

§ Индивидуальность – это дополнение общих личностных черт характерных для популяции, такими кторые обнаруживаются только у конкретного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными, случайными обстоятельствами развития.

§ Индивидуальность представляет собой системную организацию человека, как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

Если личность рассматривается как вершина, то индивидуальность это глубина личности и субъект дейтельности. (По Ананьеву)

Специфика или содержание индивидуальности.

В личности главное быть таким как все, а индивидуальности быть самим собой.

Основное содержание индивидуальности – внутрений мир.

Основная форма деятельности индивидуальности – интеграция внутреннего мира.

Основная функция индивидуальности – сохранение и изменение своей сущности (сверхсоциальной), неограниченной рамками существующего социального порядка.

Важный индикатор индивидуальности: создиющая творческая личность.

Личность – это определенная позиция в обществе.

Индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни.

Формула индивидуальности: на том стою и никак иначе.

Апперцепция – обусловленность восприятия нашим опытом, состоянием, личностными особенностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.