Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление предикатной структуры предложения

После фрагментации предложения, выделения в нем однородных групп, причастных и деепричастных оборотов и объединения этих фрагментов получим в результате более крупные фрагменты, которые могут быть связаны друг с другом подчинительными союзами. Эти фрагменты можно рассматривать как простые предложения.

Множество простых предложений русского языка задается перечнем минимальных структурных схем предложений (МСС), описывающих предикативный минимум предложения [26]. В минимальные схемы предложений входят формы слов, которые перечислены в таблице 3.8.

 

Таблица 3.8. Формы слов, входящих в минимальные структурные схемы предложений

Форма слова Сокращение
1. Показатели предикативности
спрягаемые формы глагола (не инфинитив) V(f)
спрягаемые формы связки – служебных слов быть, стать, являться Cop(f)
инфинитив глагола или связки Inf
форма 3-го лица единственного числа V(sn,3)
форма 3-го лица множественного числа V(pl,3)
2. Имена и наречия
именительного и творительного падежей существительных/существительных-местоимений N1 и N5
беспредложные и предложные формы любого косвенного падежа, способные сочетаться со связкой N2…pr
именительного и творительного падежа прилагательных и страдательных причастий Adj1 и Adj5
краткие формы и компоративы прилагательных и страдательных причастий Adj(f)
наречия, способные сочетаться со связкой (предикативы) Adv_pr_pr

 

В таблице 3.9 приведены МСС и примеры соответсвующих предложений.


Таблица 3.9. Минимальные структурные схемы

№ п\п МСС Примеры предложений
  N1 V(f) Грачи прилетели. Дела делаются людьми.
  N1 Cop(f)Adj1 N1 Cop(f) Adj5 N1 Cop(f) Adj(f) Ночь была тихая (тихой, тиха). Ночь тихая (тиха). Ночь была тише дня.
  N1 Cop(f) N1 N1 Cop(f) N5 Он (был) студент. Он был студентом.
  N1 Cop(f) N2…pr N1 Cop(f) N2…pr N1 Cop(f) Adv_pr Дом (будет) без лифта. Чай – с сахаром. Глаза (были) навыкате.
  Inf V(f) Курить воспрещалось. Отмалчиваться следует. Не мешало б нам встречаться чаще.
  Inf Cop(f) N1 Inf Cop(f) N5 Любить иных – тяжелый крест. Дозвониться было проблемой.
  Inf Cop(f) Adj1 Inf Cop(f) Adj5 Inf Cop(f) Adj(f) Промолчать – самое разумное. Промолчать было самым разумным. Промолчать – разумно.
  Inf Cop(f) N2…pr Inf Cop(f) Adv_pr Промолчать было в его правилах. Молчать некстати. Идти трудно.
  Inf Cop(f) Inf Отказаться было обидеть. Быть студентом – это постоянно учиться мыслить.
  Cop(pl) N2…pr   Cop(pl) Adv_pr Дома были в слезах. На Родине от его подвигов были в восторге. С ним были запросто.
  Cop(f) N1 Будет дождь. Была зима. Шепот. Робкое дыхание. Тишина.
  Cop(sn,3) Adj(f,sn) Было темно. Ночью будет морозно.
  Cop(pl,3) Adj(f,pl) Результатом были довольны. Отказом были обижены.
  Cop(sn,3) N2…pr Cop(sn,3) Adv_pr Будет без осадков. Было поздно.
  V(sn,3) Скрипело, свистало и выло в лесу. Ему нездоровится. У него кипело на сердце.
  V(pl,3) За столом зашумели. Его обидели.
  Inf Не нагнать тебе бешеной тройки. Быть рекам чистыми. Быть по-вашему.

 

Таким образом, в таблице 3.9 приведены шаблоны МСС, которым соответсвуют определенные типы синтаксических связей. Правила, по которым, используя морфологическую информацию слов, входящих в предложение, можно было определить тип МСС сведены в таблицу 3.10 [3].

 


Таблица 3.10. Правила выделения связей между главными членами предложения

Часть речи Род Число Падеж Время Лицо Часть речи допустимых слов-разделителей Прямой порядок слов
PS1 PS2 G1 G2 N1 N2 C1 C2 T1 F1 F2
V(f) N G1 = G2 ед. ед.     прош.   Любая  
    мн. мн.  
    N1 = N2 наст./ буд. F1=3 л.  
Личное мест. G1 = G2 ед. ед.     прош. F2=3 л. Любая  
    мн. мн.    
    N1 = N2   наст./ буд. F1 = F2  
    N1 = N2       F2=1, 2 F1 = F2 Любая  
Безлич. мест.                  
Колич. числ.                  
Inf Cop(f)                 прямой
                обратный
V(f)                  
Inf               Cop(f)  
Adv_pr                  
Adj                  
N                  
Предлог                  
Cop(f) Adj     ед.   1, 5   F1 = 3л    
    мн.        
                 
Adv_pr                    
N G1=G2              
            прямой
          обратный
    ед.     2-6   F1 = 3л    
    мн.            
        2-6        
N1 Adj G1 = G2 N1=N2         Прилагательн., причастие  
Adj(f)                    
N                    
Adv_pr                 Любая  
                         

 

МСС незаменимы при автоматическом выделении составного сказуемого, а также для случаев, когда отсутствует в явном виде глагол-связка и сказуемое выражено предикатом, не являющимся глаголом (тип МСС 2-4 в таблице 3.9).

В большинстве предложений русского языка ядром грамматического предиката является глагольная конструкция, которая может иметь дополнительно атрибутивные компоненты. Роль глагола в семантической и структурной организации модели предложения трудно переоценить. Глагол-сказуемое с существительными, замещающими его валентности, образуют единую структуру. Именно глагол в функции предиката конституирует предложение, как носитель валентности он предполагает наличие вокруг себя определенных открытых позиций, число и характер которых точно детерминированы и которые могут и должны заполняться актантами. Следовательно, глаголы можно классифицировать не только по числу актантов, но по их виду. В таблице 3.11, изложены принципы валентностной классификации глаголов [27], используемые в данной работе.

Одновалентные глаголы, как правило, относятся к непереходным (интранзитивным), а многовалентные – к переходным (транзитивным).

 

Таблица 3.11. Валентностная классификация глаголов русского языка

Класс глаголов пример
1. Одновалентные
1.1 физическое состояние белеть
1.2 психологическое состояние радоваться
1.3 физиологическое состояние кашлять, спать, дышать
1.4 Поведение Безобразничать
1.5 Звучание Верещать, звенеть
1.6 Бытия Быть, жить, зарождаться
1.7 Функтивные Гореть, течь, идти, свежеть
1.8 Состояние природы Вечереть
1.9 Профессиональная деятельность учительствовать
2. Двухвалентные Образуют предикативные единицы, которым свойственна широка я гама сочетаемости с одушевленными существительными (в объектной функции) и существительными в роли обстоятельств (локативами)
2.1 Существование события быть, гостить
2.2 Создание объекта в результате физического труда Построить, вырастить
2.3 Отношения с положительной оценкой баловать, благоговеть, боготворить, верить, дружить, жалеть, влюбиться, любить  
2.4 Отношения с негативной оценкой Высмеять, враждовать,   дискредитировать,   завидовать, издеваться недолюбливать
3. Трехвалентные 1-й актант - субъект (номинатив) 2-й актант - акузатив (вин. падеж) 3-й актант - адресат (датив)
3.1 Покрытие одного объекта другим Покрыть, заасфальтировать
3.2 Целостное покрытие Забинтовать, обернуть,
3.3 Извлечение объекта с помощью некоторого средства. Резать, корчевать  
3.4 Нанесение удара   бить,   ударять, колоть, стукнуть
3.5 Смена объекта определенным средством Чистить, зализать , прополоть
3.6 Преобразование или создание объекта определенным инструментом (включая приготовление пищи) Копать, разрывать, создать
3.7 Обработка объекта определенным инструментом Обрабатывать, волочить, боронить, греть, жарить, дезинфицировать
3.8 Повреждение или разрушение объекта определенным инструментом Испортить, выколоть, съесть, вытоптать
  Графическая передача информации писать
  Устное общение Разговаривать
  Определение качественного или количественного уровня объекта Определить уровень радиации дозиметром
  Обновление объекта Обновить
4. Четырехвалентные Характеризуются тем, что в своей семантике прогнозируют "модификацию объекта", перевод его в другое состояние вследствие существенного на него влияния: 1-й актант - субъект (номинатив) 2-й актант - инструмент (творит. падеж) 3-й актант - объект (родит. с предлогом) 4-й актант - акузатив (винт. без предлога).  
4.1 Извлечение объекта определенным инструментом Отделить, отстирать, отмыть
4.2 Отделение объекта определенным инструментом Отколоть, отбить, отрезать, оборвать, обрубить, открутить, отгрызть, отпаять, отклеить, открепить
4.3 Создание объекта определенным инструментом в результате физического труда сделать ножом отверстие в дверях (= субъект + предикат   + объект + инструмент + локатив), прокопать, прокосить, проложить, прорубить , приклеить, прибить, пришить, прицепить  
5. Пятивалентные (менее 60 лексем) В основном реализуют свои валентные гнезда падежными формами со следующими значениями: 1-й актант - субъект (номинатив) 2-й актант - акузатив, 3-й актант - адресат (датив), 4-й актант - локатив (генетив предложный) 5-й актант - локатива (акузатив или генетив предложный)
5.1 объектное и субъектное перемещение с конечным элементом движения и адресата действия Перемещать, нести, принести, занести, перенести, отнести, нанести, нести, приносить, заносить
6. Шестивалентные (около 50 лексем)
6.1 Акциональние глаголы движения, обозначающее ориентированное относительно начального и конечного пункта перемещение объекта и наличие адресата совершаемого действия везти, привезти, перевезти, отвезти, завезти, довезти,   транспортировать, доставлять, разносить
7. Семивалентные (около 80 лексем)
7.1 Охватывают акциональные лексемы движения, которые обозначают ориентированное относительно начального и конечного пункта перемещение через некоторый путь или пространство, которое осуществляет субъект: кто? перемещать что? чем? кому? через что? откуда? куда? Доставить, отвезти, переправить

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процедура первичного семантического анализа на конкретном примере | Первый вопрос: Собственность и право собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.