Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы и условия предпринимательства

Эволюция предпринимательства как части человеческой циви­лизации, опирающейся на прогресс экономической культуры, выра­ботала следующие принципы, исходные положения, служащие ос­новой предпринимательской деятельности.

Первый цивилизованный принцип, на котором базируется ры­ночное предпринимательство, — разделение экономической и политической власти. Если богатство выступает функцией вла­сти, то условием его роста становится бесконтрольная власть. Бесконтрольности власти способствует развитый ныне номенк­латурный тип предпринимателей, основывающийся на противо­положном принципе — соединения экономической и политиче­ской власти.

Второй принцип — правовой, неукоснительное соблюдение законов. Право ограничивает силу, препятствует ее вторжению в хозяйственные отношения. Право создает гарантии, что продукт, потребовавший значительных затрат ресурсов и труда, не будет изъят под каким бы то ни было предлогом, и тем самым стиму­лирует инициативу и высоко результативный труд.

Третийравноценный обмен. Он состоит в том, что обмен между людьми товарами, деньгами, услугами, ресурсами должен быть справедливым, эквивалентным. При этом каждая из обменивающихся сторон выигрывает за счет того, что ей более нужен тот продукт, который она приобретает в данный момент в обмен на свой.

Четвертыйсуверенитет производителя — право предприни­мателя, его предприятия самостоятельно определять, что, когда и в каком количестве изготавливать, кому, где, когда и по каким це­нам продавать произведенные товары.

Пятыйпартнерство в деле — привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств граждан, инвестиционных и арендных пред­приятий, банков, лизинговых и франчайзинговых компаний, других юридических лиц.

Шестойсоциально-экономическая свобода предприниматель­ства предполагает свободный наем работников, получение неогра­ниченного дохода, самостоятельное распоряжение прибылью, оста­ющейся после уплаты налогов и обязательных платежей, установ­ленных законодательством.

Седьмой — свобода доступа к ресурсам обеспечивает наличие возможности для привлечения и использования материально-тех­нических, энергетических, финансовых, трудовых, информационных, природно-климатических и других ресурсов.

Восьмой — экономическая ответственность. Предприниматель­ство исходит из обязательности компенсации нанесенного урона его виновниками. Компенсация ущерба обеспечивается правовыми и экономическими гарантиями. Во главу угла здесь ставится соблю­дение договорных условий, нарушение которых карается штрафа­ми, санкциями, выплатой неустойки. Отсюда видно, что предпри­ниматель несет материальную и правовую ответственность по сво­им обязательствам.

Кроме того, цивилизованный предприниматель-труженик неукос­нительно следует широко известным принципам профессиональ­ной этики:

ü он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для государства;

ü исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют ра­ботать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

ü верит в свое дело, расценивает его как привлекательное творче­ство, относится к предпринимательству как к искусству;

ü признает необходимость конкуренции, но понимает и необходи­мость сотрудничества;

ü уважает себя как личность, а любую личность — как себя;

ü уважает частную, коллективную и государственную собствен­ность, социальный порядок, общественные движения, законы, госу­дарственную власть;

ü доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетент­ность;

ü ценит образование, знания, науку и технику, культуру, информатику, окружающую среду;

ü стремится к нововведениям;

ü он честен и справедлив, так как твердо убежден в том, что чест­ность и правдивость являются надежным фундаментом постоян­ного получения прибыли и развития гармоничных отношений с людьми;

ü он верен слову и стремится к тому, чтобы его слово ценилось выше бумаги с печатью;

ü он объективно оценивает свои желания и возможности;

ü соблюдает нравственные общечеловеческие принципы.

В деловых отношениях предпринимателей особое внимание за­нимают честность и порядочность. Без них современное предпри­нимательство, где важную роль играет кредит, было бы просто не­возможно. Принцип «гарантируем возвращение денег неудовлет­воренному клиенту», принятый к неукоснительному исполнению прогрессивным Западом, должен быть неотъемлемой частью дея­тельности каждого собственника предприятия, магазина, кафе, рес­торана и в нашей стране.

Практическая реализация принципов предпринимательства тре­бует создания определенных условий. Основными из них являют­ся экономические, социальные и правовые.

Экономические условия предпринимательства представляют собой возможность предложения товаров и платежеспособный спрос на них, избыток или недостаточность рабочей силы, стабильность денежно-кредитной системы страны.

Предложение и спрос товаров являются важнейшими категори­ями рыночной экономики. Предложение представляет собой общий объем стоимости товаров и услуг, предназначенных для продажи на данном рынке. Платежеспособный спрос — представленная на рынке потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами.

Избыток или недостаток рабочей силы влияет на уровень зара­ботной платы работников и их возможность приобретения това­ров, их покупательную способность.

Стабильность денежно-кредитной системы в стране позволяет предпринимателям планировать стратегию своего развития на много лет вперед, заключать договоры, привлекать долгосрочные инвестиции для развития, вкладывать капитал в производства с продолжительным сроком самоокупаемости затрат.

Нестабильность денежно-кредитной системы, инфляция, расту­щие ставки за пользование кредитом вынуждают предпринимате­ля приобретать необходимые ресурсы по завышенным ценам, те­рять контроль над ценами в условиях жесткой конкуренции, не­сти дополнительные расходы.

Социальные условия ориентируют предпринимателя на нали­чие трудовых ресурсов, необходимой квалификации и таких возможностей, которые позволили бы им своим трудом обеспечить достойный человека уровень жизни.

Правовые условия предпринимательской деятельности требуют создания необходимой законодательно-нормативной базы, правовой защищенности и государственной поддержки предпринимательства, соблюдения конкурентного режима хозяйствования.

Создание необходимой законодательно-правовой базы предос­тавляет всем предпринимателям четкие правила деятельности, разграничение полномочий властных государственных структур и частных предприятий, требования к качеству продукции, услуг.

Правовая защищенность предпринимательства продиктована необходимостью гарантирования сохранности собственности, исклю­чения какой-либо возможности ее экспроприации, не допущения вмешательства государственных органов управления в деятельность предпринимателя.

Государственная поддержка предпринимательства проявляется в налоговых льготах, перераспределении доходов и ресурсов, ценооб­разовании, кредитовании, подготовке специалистов, информационном обслуживании, создании необходимой инфраструктуры.

Соблюдение конкурентного режима деятельности предусматри­вает свободное соперничество между участниками предприниматель­ского процесса за определенных поставщиков, покупателей, клиен­тов, рынки, большую прибыль.

Развитие общества и предпринимательской активности обуслов­ливает постоянную корректировку принципов и условий деятель­ности предпринимателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторические предпосылки и основы предпринимательства | Деловой портрет предпринимателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.