КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предприятие — основной субъект предпринимательства
Под предприятием будем понимать хозяйственную организацию с правами юридического лица, которая имеет обособленное имущество, самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере производства или услуг с целью получения прибыли, действует на основе своего устава, имеет самостоятельный баланс, текущий валютный и другие счета в учреждениях банков. С другой стороны, предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспорт, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (наименование, товарный знак и др.). Предприятие может быть организовано в виде завода, фабрики, шахты, карьера, порта, магазина, ресторана, сельскохозяйственного или рыбопромыслового предприятия, фермы, склада, типографии, радиостанции, редакции газеты, нотариальной конторы, школы, института, исследовательского центра, автозаправочной станции, станции технического обслуживания, аптеки, больницы. Использование наиболее общего термина «предприятие» позволяет избегать повторения в тексте различных рыночных субъектов и прибегать к их упоминанию лишь тогда, когда это вызывается необходимостью. Поэтому в дальнейшем, при употреблении слова «предприятие» будем понимать под ним один из вышеназванных субъектов рыночного хозяйствования. В экономической литературе последних лет часто вместо понятия «предприятие» употребляется термин «фирма». Следует заметить, что в украинском законодательстве нет понятия «фирма». В западных странах под «фирмой» понимают хозяйственную организацию, состоящую из нескольких предприятий и осуществляющих, обычно, разнородную деятельность (производственную, коммерческую, оказание бытовых и консалтинговых услуг). Западное понятие «фирма» ближе нашим понятиям «объединение», «ассоциация» предприятий, которые в настоящей работе не рассматриваются. В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производством и реализацией продукции или иной полезной деятельностью, является предпринимательским. Из понятия «предприниматель» вытекает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством, как было показано выше, понимается деятельность предприятия, направленная на удовлетворение человеческих потребностей посредством производства и продажи своей продукции, выполнения работ, оказания услуг или приобретения товаров в обмен на деньги или другие товары к взаимной выгоде заинтересованных лиц предприятия. В настоящей работе рассматривается только один субъект предпринимательства — частное предприятие и остаются вне поля зрения такие субъекты, как частные лица, акционерные общества, коллективные предприятия, государственные предприятия, холдинги, промышленно-финансовые группы и др. Частное предприятие — предприятие, принадлежащее на праве частной собственности одному гражданину. Оно осуществляет деятельность на базе личного имущества гражданина, его доходов, полученных из законных источников. Владелец (учредитель) частного предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, указанных в уставе предприятия. Требования кредиторов, партнеров по предпринимательской деятельности и других субъектов хозяйствования не могут распространяться на частную собственность гражданина, не указанную в уставе его предприятия и не переданную в уставный фонд этого предприятия. Отличительными признаками предприятия от других экономических субъектов рыночного хозяйствования являются: Наличие цели. Цель придает смысл существованию предприятия, определенность и направленность действиям его работников, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач. Наличие работников. Работники (трудовые ресурсы), объединяя свои усилия, дополняя друг друга и помогая друг другу, обеспечивают реализацию цели предприятия. Обособленное имущество. Предприятие располагает имуществом (зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными средствами, территорией — земельным участком, финансовыми и другими ресурсами), которое самостоятельно использует для достижения поставленных перед ним целей. Организационное единство. Предприятие — это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней иерархической структурой, порядком управления, координирующим центром, самостоятельно принимающим решения по действиям коллектива. Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам перед своими партнерами, кредиторами, государством. Собственное имя. Предприятие выступает в хозяйственном обороте и в суде от собственного имени (наименования). Единоначалие. Принцип хозяйствования, предполагающий персональную ответственность руководителя за порученное дело, обязательное выполнение каждым работником решений, принятых руководителем. Культура предприятия. Культура предприятия представляет собой совокупность норм поведения, взаимоотношений, традиций, символов, знаков, лозунгов, всего того, что отличает данное предприятие от других. Каждое предприятие имеет в своем составе отдельные структурные подразделения: цехи, участки, отделения, лаборатории, службы, отделы, бюро, секции, филиалы, представительства и др. Существование и функционирование предприятия и его структурных подразделений обусловлено наличием в каждом из них следующих ресурсов: технических, технологических, кадровых, пространственных, информационных, финансовых и организационной структуры. Технические ресурсы — здания, сооружения, оборудование, инвентарь, материалы. Кадровые ресурсы — квалифицированные работники, способные адаптироваться к изменению целей и задач. Пространственные ресурсы — условия труда внутри помещений, пригодные для выполнения необходимых работ (отопление, освещение, чистота, достаточная площадь, наличие коммуникаций, возможность расширения и др.). Информационные ресурсы — необходимая информация о предприятии и его структуре, целях и задачах, внешней среде, возможность расширения информации и повышения ее достоверности. Финансовые ресурсы — наличие необходимых активов, возможность открытия кредитных линий, обеспечение ликвидности. Ресурсы организационной структуры — минимальное количество ступеней иерархической системы, гибкость ее, возможность быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, высокая скорость прохождения управляющих воздействий. Каждый из названных ресурсов представляет собой совокупность возможностей предприятия для достижения его целей. В результате взаимодействия всех ресурсов получаются новые свойства, которыми отдельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы. Отдельный ресурс не может быть раскрыт полностью без связи с другими ресурсами. Ресурс, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов, именуют человеческим ресурсом, его предпринимательской способностью (предприимчивостью). Совокупность возможностей предприятия по выпуску продукции или оказанию услуг называют его потенциалом. Степень использования потенциала зависит от стратегии предприятия, основным принципом которой должно быть: «производить то, что будет куплено». Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия, сферы, формы и способы его деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ограниченных ресурсов для достижения провозглашаемых целей. При разработке стратегии развития предприятия необходимо учитывать следующие требования: в основе выбора стратегии могут быть интуиция и опыт руководителя, но реальность и качество стратегии определяются главным образом методологией ее разработки, анализом обстановки и тенденций ее изменения, учетом ключевых факторов успешного развития; стратегия никогда не может быть успешной, если она не основывается на ясной и реальной цели развития, которая становится целью управления, отражающей потенциал предприятия; стратегию реализуют люди, поэтому при ее разработке в полной мере должен быть учтен человеческий фактор. Как бы хорошо не была разработана стратегия, только заинтересованность персонала и работником в её реализации может обеспечить её воплощение в жизнь; стратегия - то не только совокупность и последовательность возможных результатов деятельности, но и умение распределить ее этапы во времени. Разработать стратегию - это рассчитать время, реализовать стратегию - это эффективно использовать время. Стратегия предприятия есть программа перспективного управления, и поэтому она требует соответствующих ее содержанию организации и технологии управления, квалификации и социально-психологической атмосферы деятельности. У предприятия может быть несколько стратегий. Здесь рассматривается важнейшая из них - экономическая стратегия. Экономическая стратегия отвечает на вопросы: Что и в каком количестве производить? Как и какими средствами производить? Для кого и когда производить? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать правила и приемы: 1) исследования условий конкурентного преимущества; 2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятия, то есть возможность переориентации предприятия на функционирование в наиболее благоприятных экономической, правовой, социальных зонах; 3) формирования товарного ассортимента предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами, и обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятиями экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства; 4) распределения имеющихся в распоряжении предприятия и привлекаемых им дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов; 5) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала предприятия на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла; 6) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятия в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка; 7) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри предприятия и предотвращения несостоятельности, банкротства предприятия. Как видно из перечисленных аспектов экономической стратегии, главными направлениями деятельности предприятия в выработке стратегических решений являются сбор и переработка значительных объемов многообразной по характеру информации: ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; выработка собственно стратегических решений. Экономическую стратегию составляют: товарная стратегия; стратегия ценообразования, взаимодействия с рынками ресурсов, денег, ценных бумаг, снижения трансакционных и производственных издержек; внешнеэкономической и инвестиционной деятельности; стимулирования персонала; предотвращения банкротства. Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений. Товарная стратегия предприятия вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих сфере деятельности предприятия. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для предприятия стратегических зон хозяйствования, методы их образования, управления и обеспечения внешней гибкости предприятия. Главными задачами товарной стратегии являются: согласование перспективных задач предприятия с потенциальными возможностями рынка и его ресурсами, которыми он сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования токарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество предприятия на этой основе максимизации прибыли в долговременной перспективе. Стратегия ценообразования. Основой стратегии ценообразования является выработка правил выбора ценовой политики; определения правил поведения предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка; выработка приемов ценовой конкуренции; приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса; принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования. Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должно вести себя предприятие в тех или иных сегментах рынка, с помощью эффективной политики привлечь покупателей к своим товарам, сформировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей марке предприятия. Стратегия взаимодействия предприятия с рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать более предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны предприятия. Она тесно связана со стратегией производственных издержек. Стратегия поведения предприятия на рынках денег и ценных бумаг заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям предприятия, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Стратегия снижения трансакционных издержек заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса, подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадёжной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приёмы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов), приёмы изучения потенциальных конкурентов, приёмы формирования у потенциальных партнеров постоянного стремления к сотрудничеству с предприятием. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения предприятия на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за её пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта предприятие учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, выбирает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др. Стратегия снижения производственных издержек. Её основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счёт снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приёмы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счёт факторов производства, так и за счёт стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат, от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю. Стратегия инвестиционной деятельности предприятия. В общепринятом понимании инвестиционная стратегия - это стратегия формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности предприятия в собственную материально-техническую базу или товарно-материальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности предприятия мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товарно-материальных запасов предприятия на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Стратегия стимулирования персонала предприятия. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников предприятия, ориентированных на достижение его стратегических целей. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами предприятия. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала предприятия в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности предприятия по выполнению его миссии в стратегической перспективе. Стратегия предотвращения банкротства предприятия является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние предприятия в текущий период его деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства предприятия является прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования предприятия — с момента выбора его сферы деятельности. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определить методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии. Таким образом, экономическая стратегия - это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью - создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества предприятия. Иначе говоря, экономическая стратегия — это система обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра, принимаемые и рамках каждой из составляющих и должны быть увязаны но времени и ресурсам и не противоречить друг другу. Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии: 1. Анализ нестабильности внешней среды предприятия и выбор вида стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе. 2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса предприятия и выявление локальных стратегических целей, достижение которых позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности внешней среды обеспечить конкурентное преимущество предприятия. 3. Выбор наиболее экономически эффективных средств достижения стратегической цели за счёт усиления стратегического потенциала предприятия и более полного использования благоприятных условий. 4. Разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития предприятия на планируемую перспективу, корректирование её с учётом анализа «обратных связей». Предприятие, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества. Поэтому его роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала, объективный учет реальностей, желаемое состояние в будущем должны найти отражение в постановке цели его деятельности. На определение цели существенное влияние оказывают интересы собственника предприятия, деловых партнеров, местных властей, работников. Кроме того, определение цели вбирает в себя: концентрированный опыт руководства предприятия; динамику изменения той сферы деятельности, в которой работает предприятие; понимание основных факторов и механизмов, действующих в ней; систему ценностей тех, кто эту цель ставит. Цель должна отражать концепцию деятельности и развития предприятия, указывать общее направление, в котором необходимо двигаться для достижения лучших результатов, помогать сконцентрироваться на главном, сплачивать работников, побуждать их прилагать усилия для ее приближения. Успешная реализация цели возможна, если она отвечает совокупности следующих требований: она должна быть конкретной, реальной, способной к корректировке, признаваемой, проверяемой. Во-первых, цель должна быть конкретной, представляемой по возможности не только качественно, но и количественно. За сформулированной целью должна просматриваться последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию. Такая цель легче воспринимается людьми, она является важной основой составления планов. Во-вторых, цель должна быть реально достижимой в данных условиях, иначе люди не станут попусту тратить время на ее достижение. В-третьих, цель должна быть гибкой, способной к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями деятельности предприятия. В-четвертых, цель должна быть признаваемой работниками в качестве своей личной цели. Это позволит им заинтересованно подходить к ее реализации и повышать эффективность труда. В-пятых, цель должна быть проверяемой, что связано с необходимостью оценки степени ее достижения и стимулирования работников. Соблюдение перечисленных требований задает цели предприятия, по существу, системный характер. Цель заключает в себе ряд желаемых результатов для достижения которых потребуются определенные усилия и организованные действия. Стремление изменить существующее положение побуждает предприятие быть изобретательным, улучшать свои финансовые показатели и деловую репутацию, что потребует сосредоточения всех его возможностей. Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели предприятий, являются следующие: прибыльность, отражаемая показателями величины прибыли, рентабельности отдельных изделий и предприятия в целом, размером прибыли, приносимой каждым работающим, и т.п.; положение на рынке, описываемое показателями доли рынка, принадлежащего предприятию, объема продаж, доли отдельных товаров в общем объеме продаж, и т.п.; производительность, выражающаяся в объеме производимой продукции в единицу времени, отдаче единицы мощности, затратах на единицу продукции, материалоемкости, энергоемкости и т.п.; финансовые ресурсы, описываемые показателями объема оборота капитала, его структуры, скорости оборота и т.п.; мощности предприятия, выражаемые в единицах продукции, производимой предприятием, количестве единиц техники, размере занимаемых площадей, численности работающих и т.п.; обновление продукции, описываемое сроками и объемами производства новых продуктов, повышением качества, новыми потребительскими свойствами, затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.п.; работа с покупателями, клиентами, выражаемая их количеством, скоростью обслуживания, числом жалоб с их стороны, количеством заказов на послепродажное обслуживание и т.н.; оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительных средств, сроки проведения благотворительных акций и т.п. Краткосрочные цели вытекают из долгосрочных (стратегических), являются их конкретизацией и детализацией. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Благодаря достижению краткосрочных целей предприятие шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей. Цели предприятий должны быть высокими, но достижимыми. Например, они могут быть такими: получать прибыль на основе производства и реализации продукции, достаточную для развития и устойчивой конкурентоспособности предприятия; стать мировым лидером в станкостроении, судостроении, авиастроении, химическом и электронном изображении, полиграфическом исполнении, создании средств связи, изготовлении торгового оборудования и других видах своей деятельности; стать ведущим поставщиком компьютеров и программных продуктов к ним на всех сегментах рынка страны (региона); полностью удовлетворить запросы клиентов в аренде автомобилей; улучшать условия жизни работников предприятия, строить (приобретать) для них не менее 10 квартир в год, заботиться о мотивации их труда, ответственности, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними; обеспечить своим инвесторам сохранность их инвестиций и растущие доходы; достигнуть ежегодной доходности ценных бумаг предприятия не менее 20 процентов; стать производителем своей традиционной продукции с наименьшей себестоимостью и выйти на первое место по конкурентоспособности в регионе, стране, мире; увеличить ежегодный объем продаж и прибыли не менее, чем на 10 процентов; 30 процентов общего объема продаж должно приходиться на товары, запущенные в производство не более пяти лет тому назад; ликвидировать те направления деятельности, рентабельность которых ниже 5 процентов и которые не смогут обеспечить соответствующей доходности в будущем; повышать эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия на 3 процента в год за счет продвижения продукции предприятия на новые зарубежные рынки. Определения понятия цели деятельности предприятия можно было бы продолжить. Однако и приведенных выше достаточно для выделения у них общего, что характеризует цель. Цель - это состояние предприятия, к достижению которого необходимо стремиться. Цели, стоящие перед каждым предприятием, различны. Перед предприятием по техническому обслуживанию и ремонту подвижной техники цель одна, перед швейным предприятием - другая, перед магазином - третья, перед маслозаводом - четвертая и т.д. На выбор цели деятельности предприятия оказывают влияние главным образом следующие факторы: наличие и объем спроса на продукцию; уровень рентабельности, который определяется как отношение прибыли на выпускаемую продукцию к ее себестоимости; капиталоемкость продукции, которая определяется отношением среднегодовой стоимости средств производства к сумме стоимости произведенной в течение года продукции; наличие поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, необходимых для изготовления продукции; наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции; наличие квалифицированных кадров. В частном предпринимательстве на выбор основных приоритетов и целей существенное влияние оказывают профессия предпринимателя, его наклонности и семейные традици и. Во всех случаях каждый предприниматель учитывает: наличие и намерения конкурентов; степень международных связей в области торговли интересующей продукцией; наличие земельных площадей для строительства и возможного расширения предприятия; вид и мощность транспортных связей; наличие коммунальной и прочей инфраструктуры для обслуживания действующего предприятия. Многие специалисты долгосрочную цель называют стратегией, краткосрочную - тактикой. Тактические цели в большинстве случаев называют подцелями, задачами стратегии. Естественно, что формирование подцелей (задач) должно быть ориентировано на реализацию стратегической цели предприятия. По содержанию подцели, задачи могут быть: экономические, маркетинговые, научно-технические, технологические, производственные, административные, социальные. К экономическим задачам может быть отнесено повышение прибыльности на определенное количество процентов, повышение рентабельности отдельных изделий, снижение затрат, увеличение продаж и др. Маркетинговые задачи предприятия должны предусматривать продвижение товаров па рынки, привлечение новых покупателей, продление жизненного цикла товаров, достижение лидерства и ценах, разработку новых методов конкурентной борьбы. Научно-технические задачи состоят в создании и внедрении в производство новых и в усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов. Технологические задачи могут ориентировать трудовой коллектив на освоение новых технологий в новом производственном здании, компьютеризацию, изготовление новых видов продукции. Производственные задачи могут состоять в снижении затрат на производство отдельных видов продукции, повышение качества, увеличение объема производства, увеличение сменности. Административные задачи предполагают: надежное взаимодействие подразделений, работников, дисциплины, слаженности в поставках, производстве, отгрузке продукции, продажах. Социальные задачи ориентируют на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, создание новых рабочих мест, повышение их квалификационного и образовательного уровня, ликвидацию тяжелого и ручного труда, обеспечение работников высококачественным медицинским обслуживанием. Задачи могут ставиться перед предприятием, подразделением, группой подразделений или отдельным работником. В заключение приведем высказывание профессора Межрегиональной Академии Управления Персоналом А.С.Афонина. Он писал в книге: «и еще важно для предпринимателя иметь ясные цели, огонь в душе и верить, что неизбежно наступит время, когда поддержка идей предпринимательства будет признаваться простым, почти автоматическим актом патриотизма, а национальным героем Украины станет не человек с ружьм, не государственный чиновник, не партийный функционер, а цивилизованный предприниматель – бизнесмен.» (Афонин А.С. Вхождение в бизнес. – К.: МАУП, 1994. С. 3-5.)
Лекция 3. Частная собственность на ресурсы – экономическая основа предпринимательства
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |