Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие — основной субъект предпринимательства




Под предприятием будем понимать хозяйственную органи­зацию с правами юридического лица, которая имеет обособлен­ное имущество, самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере производства или услуг с целью получения прибыли, действует на основе своего устава, имеет самостоятельный баланс, текущий валютный и другие счета в учреждениях банков. С другой стороны, предприятие представ­ляет собой имущественный комплекс, используемый для осущест­вления предпринимательской деятельности, может быть объек­том купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В со­став предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооруже­ния, оборудование, транспорт, инвентарь, сырье, продукцию, пра­ва требования, долги, а также права на обозначения, индивидуа­лизирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (на­именование, товарный знак и др.).

Предприятие может быть организовано в виде завода, фабрики, шахты, карьера, порта, магазина, ресторана, сельскохозяйственного или рыбопромыслового предприятия, фермы, склада, типографии, радиостанции, редакции газеты, нотариальной конторы, школы, института, исследовательского центра, автозаправочной станции, станции технического обслуживания, аптеки, больницы. Исполь­зование наиболее общего термина «предприятие» позволяет избе­гать повторения в тексте различных рыночных субъектов и при­бегать к их упоминанию лишь тогда, когда это вызывается необ­ходимостью. Поэтому в дальнейшем, при употреблении слова «предприятие» будем понимать под ним один из вышеназванных субъектов рыночного хозяйствования.

В экономической литературе последних лет часто вместо поня­тия «предприятие» употребляется термин «фирма». Следует заме­тить, что в украинском законодательстве нет понятия «фирма». В западных странах под «фирмой» понимают хозяйственную орга­низацию, состоящую из нескольких предприятий и осуществляющих, обычно, разнородную деятельность (производственную, коммерческую, оказание бытовых и консалтинговых услуг). Западное понятие «фирма» ближе нашим понятиям «объединение», «ассоциация» предприятий, которые в настоящей работе не рассматриваются.

В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимаю­щееся производством и реализацией продукции или иной полез­ной деятельностью, является предпринимательским. Из понятия «предприниматель» вытекает понятие «предпринимательство». Под предпринимательством, как было показано выше, понимается дея­тельность предприятия, направленная на удовлетворение челове­ческих потребностей посредством производства и продажи своей продукции, выполнения работ, оказания услуг или приобретения товаров в обмен на деньги или другие товары к взаимной выгоде заинтересованных лиц предприятия.

В настоящей работе рассматривается только один субъект предпринимательства — частное предприятие и остаются вне поля зре­ния такие субъекты, как частные лица, акционерные общества, коллективные предприятия, государственные предприятия, холдин­ги, промышленно-финансовые группы и др.

Частное предприятие — предприятие, принадлежащее на праве частной собственности одному гражданину. Оно осуществляет дея­тельность на базе личного имущества гражданина, его доходов, по­лученных из законных источников. Владелец (учредитель) частного предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, указанных в уставе предприятия. Требования кредито­ров, партнеров по предпринимательской деятельности и других субъектов хозяйствования не могут распространяться на частную собственность гражданина, не указанную в уставе его предприятия и не переданную в уставный фонд этого предприятия.

Отличительными признаками предприятия от других экономи­ческих субъектов рыночного хозяйствования являются:

Наличие цели. Цель придает смысл существованию предприя­тия, определенность и направленность действиям его работников, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориен­тиром для их личных задач.

Наличие работников. Работники (трудовые ресурсы), объединяя свои усилия, дополняя друг друга и помогая друг другу, обеспечи­вают реализацию цели предприятия.

Обособленное имущество. Предприятие располагает имущест­вом (зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными сред­ствами, территорией — земельным участком, финансовыми и дру­гими ресурсами), которое самостоятельно использует для достиже­ния поставленных перед ним целей.

Организационное единство. Предприятие — это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней иерархи­ческой структурой, порядком управления, координирующим цент­ром, самостоятельно принимающим решения по действиям кол­лектива.

Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязатель­ствам перед своими партнерами, кредиторами, государством.

Собственное имя. Предприятие выступает в хозяйственном обороте и в суде от собственного имени (наименования).

Единоначалие. Принцип хозяйствования, предполагающий пер­сональную ответственность руководителя за порученное дело, обя­зательное выполнение каждым работником решений, принятых руководителем.

Культура предприятия. Культура предприятия представляет собой совокупность норм поведения, взаимоотношений, традиций, символов, знаков, лозунгов, всего того, что отличает данное предпри­ятие от других.

Каждое предприятие имеет в своем составе отдельные структур­ные подразделения: цехи, участки, отделения, лаборатории, служ­бы, отделы, бюро, секции, филиалы, представительства и др.

Существование и функционирование предприятия и его струк­турных подразделений обусловлено наличием в каждом из них следующих ресурсов: технических, технологических, кадровых, про­странственных, информационных, финансовых и организационной структуры.

Технические ресурсы — здания, сооружения, оборудование, ин­вентарь, материалы.

Кадровые ресурсы — квалифицированные работники, способ­ные адаптироваться к изменению целей и задач.

Пространственные ресурсы — условия труда внутри помеще­ний, пригодные для выполнения необходимых работ (отопление, освещение, чистота, достаточная площадь, наличие коммуникаций, возможность расширения и др.).

Информационные ресурсы — необходимая информация о пред­приятии и его структуре, целях и задачах, внешней среде, возмож­ность расширения информации и повышения ее достоверности.

Финансовые ресурсы — наличие необходимых активов, возмож­ность открытия кредитных линий, обеспечение ликвидности.

Ресурсы организационной структуры — минимальное количе­ство ступеней иерархической системы, гибкость ее, возможность быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, высокая скорость прохождения управляющих воздействий.

Каждый из названных ресурсов представляет собой совокупность возможностей предприятия для достижения его целей. В резуль­тате взаимодействия всех ресурсов получаются новые свойства, которыми отдельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обо­значаются таким понятием, как эффект целостности системы. Отдельный ресурс не может быть раскрыт полностью без связи с другими ресурсами. Ресурс, который приводит в движение, органи­зует взаимодействие всех остальных видов ресурсов, именуют че­ловеческим ресурсом, его предпринимательской способностью (предприимчивостью).

Совокупность возможностей предприятия по выпуску продук­ции или оказанию услуг называют его потенциалом.

Степень использования потенциала зависит от стратегии пред­приятия, основным принципом которой должно быть: «произво­дить то, что будет куплено».

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия, сферы, формы и способы его деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ограниченных ресурсов для дости­жения провозглашаемых целей.

При разработке стратегии развития предприятия необходимо учитывать следующие требования:

в основе выбора стратегии могут быть интуиция и опыт руко­водителя, но реальность и качество стратегии определяются главным образом методологией ее разработки, анализом обстановки и тенденций ее изменения, учетом ключевых факторов успешного развития;

стратегия никогда не может быть успешной, если она не основывается на ясной и реальной цели развития, которая становится целью управления, отражающей потенциал предприятия;

стратегию реализуют люди, поэтому при ее разработке в полной мере должен быть учтен человеческий фактор. Как бы хорошо не была разработана стратегия, только заинтересованность персонала и работником в её реализации может обеспечить её воплощение в жизнь;

стратегия - то не только совокупность и последовательность возможных результатов деятельности, но и умение распределить ее этапы во времени. Разработать стратегию - это рассчитать время, реализовать стратегию - это эффективно использовать время.

Стратегия предприятия есть программа перспективного управ­ления, и поэтому она требует соответствующих ее содержанию орга­низации и технологии управления, квалификации и социально-психологической атмосферы деятельности.

У предприятия может быть несколько стратегий. Здесь рассмат­ривается важнейшая из них - экономическая стратегия.

Экономическая стратегия отвечает на вопросы:

Что и в каком количестве производить?

Как и какими средствами производить?

Для кого и когда производить?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стра­тегия предприятия должна вырабатывать правила и приемы:

1) исследования условий конкурентного преимущества;

2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг, и вы­бора таких стратегических зон хозяйствования, которые спо­собны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гиб­кость предприятия, то есть возможность переориентации предприятия на функционирование в наиболее благоприят­ных экономической, правовой, социальных зонах;

3) формирования товарного ассортимента предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами, и обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятиями экономичес­кой прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства;

4) распределения имеющихся в распоряжении предприятия и привлекаемых им дополнительных ресурсов между различ­ными направлениями деятельности, обеспечивающего макси­мальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов;

5) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эф­фективное поддержание стратегического потенциала предпри­ятия на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;

6) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятия в традиционных и вновь осваиваемых сегмен­тах рынка;

7) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри пред­приятия и предотвращения несостоятельности, банкротства предприятия.

Как видно из перечисленных аспектов экономической стратегии, главными направлениями деятельности предприятия в выработке стратегических решений являются сбор и переработка значитель­ных объемов многообразной по характеру информации: ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; выработка собственно стра­тегических решений.

Экономическую стратегию составляют: товарная стратегия; стратегия ценообразования, взаимодействия с рынками ресурсов, денег, ценных бумаг, снижения трансакционных и производствен­ных издержек; внешнеэкономической и инвестиционной деятель­ности; стимулирования персонала; предотвращения банкротства.

Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений.

Товарная стратегия предприятия вырабатывает правила и при­емы исследования и формирования потенциальных рынков това­ров и услуг, отвечающих сфере деятельности предприятия. Товар­ная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтитель­ных для предприятия стратегических зон хозяйствования, методы их образования, управления и обеспечения внешней гибкости пред­приятия. Главными задачами товарной стратегии являются: со­гласование перспективных задач предприятия с потенциальными возможностями рынка и его ресурсами, которыми он сможет рас­полагать в стратегической перспективе; анализ жизненных цик­лов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования токарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимуще­ство предприятия на этой основе максимизации прибыли в долговременной перспективе.

Стратегия ценообразования. Основой стратегии ценообразова­ния является выработка правил выбора ценовой политики; опре­деления правил поведения предприятия в зависимости от конъюн­ктуры рынка; выработка приемов ценовой конкуренции; приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов про­изводства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зави­симости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки цено­вой эластичности спроса; принципов учета влияния макроэконо­мических и микроэкономических факторов на процессы ценообра­зования.

Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должно вести себя предприятие в тех или иных сегментах рынка, с помощью эффективной политики привлечь покупателей к своим товарам, сформировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей марке предприятия.

Стратегия взаимодействия предприятия с рынками производ­ственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать более предпочтительных поставщиков про­изводственных ресурсов. Эта составляющая экономической стра­тегии должна базироваться на исследовании факторов, определя­ющих спрос на ресурсы со стороны предприятия. Она тесно связа­на со стратегией производственных издержек.

Стратегия поведения предприятия на рынках денег и ценных бумаг заключается в выработке правил мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач.

В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий полу­чения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бу­маг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере от­вечающих стратегическим целям предприятия, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг.

Стратегия снижения трансакционных издержек заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления про­цесса, подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадёжной информации. Она дол­жна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтож­ности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приёмы выбора предпочтительных заказчиков (кли­ентов), приёмы изучения потенциальных конкурентов, приёмы формирования у потенциальных партнеров постоянного стремле­ния к сотрудничеству с предприятием. Важнейшей задачей явля­ется формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям.

Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения предприятия на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она опреде­ляет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за её пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта предприятие учитывает свой экс­портный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, выбирает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологи­ческого уровня импортируемых товаров и др.

Стратегия снижения производственных издержек. Её основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счёт снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приёмы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она дол­жна вырабатывать принципы регулирования процесса формирова­ния затрат как за счёт факторов производства, так и за счёт стра­тегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания зат­рат, от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.

Стратегия инвестиционной деятельности предприятия. В об­щепринятом понимании инвестиционная стратегия - это страте­гия формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупно­сти ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическо­му лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения риска и бумаг с фик­сированными гарантированными доходами. Такой подход к опре­делению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесто­рам, то есть лицам, вкладывающим свои капиталы в другие пред­приятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности предприятия в собственную мате­риально-техническую базу или товарно-материальные запасы. По­этому под инвестиционной стратегией или стратегией инвести­ционной деятельности предприятия мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товарно-материальных запасов предприятия на уровне, обеспечива­ющем постоянное приращение конкурентного статуса. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, пред­почтительные периодичности воспроизводственных циклов и дру­гих характеристик этих процессов.

Стратегия стимулирования персонала предприятия. Важней­шей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников предприятия, ориентированных на достижение его стратегических целей. Основу этих систем дол­жны составлять стимулы, побуждающие работников при выработ­ке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами предприятия. Система стратегичес­кого стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала предприятия в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка.

Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребнос­ти и запросы потенциальных клиентов, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности предприятия по выполнению его миссии в стратегической перспективе.

Стратегия предотвращения банкротства предприятия явля­ется по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кри­зисных явлений, и выработка мер, которые оказали бы противодей­ствие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику пре­дотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фак­тическое финансовое состояние предприятия в текущий период его деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому важнейшей функцией страте­гии предотвращения банкротства предприятия является прогнози­рование таких последствий на самых начальных этапах существо­вания предприятия — с момента выбора его сферы деятельности. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определить методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляю­щих экономической стратегии.

Таким образом, экономическая стратегия - это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью - создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества предприятия. Иначе говоря, экономическая стратегия — это сис­тема обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра, принимаемые и рамках каждой из составляющих и должны быть увязаны но времени и ресурсам и не противоречить друг другу.

Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии:

1. Анализ нестабильности внешней среды предприятия и вы­бор вида стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе.

2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса предпри­ятия и выявление локальных стратегических целей, дости­жение которых позволит в условиях прогнозируемого уров­ня нестабильности внешней среды обеспечить конкурентное преимущество предприятия.

3. Выбор наиболее экономически эффективных средств дости­жения стратегической цели за счёт усиления стратегическо­го потенциала предприятия и более полного использования благоприятных условий.

4. Разработка и реализация стратегической программы техни­ческого и социального развития предприятия на планируе­мую перспективу, корректирование её с учётом анализа «об­ратных связей».

Предприятие, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества. Поэтому его роль в обществе, характер производствен­ного и кадрового потенциала, объективный учет реальностей, же­лаемое состояние в будущем должны найти отражение в постановке цели его деятельности.

На определение цели существенное влияние оказывают интересы собственника предприятия, деловых партнеров, местных властей, работников. Кроме того, определение цели вбирает в себя:

концентрированный опыт руководства предприятия;

динамику изменения той сферы деятельности, в которой рабо­тает предприятие;

понимание основных факторов и механизмов, действующих в ней;

систему ценностей тех, кто эту цель ставит.

Цель должна отражать концепцию деятельности и развития предприятия, указывать общее направление, в котором необходи­мо двигаться для достижения лучших результатов, помогать скон­центрироваться на главном, сплачивать работников, побуждать их прилагать усилия для ее приближения.

Успешная реализация цели возможна, если она отвечает совокупности следующих требований: она должна быть конкретной, реальной, способной к корректировке, признаваемой, проверяемой.

Во-первых, цель должна быть конкретной, представляемой по возможности не только качественно, но и количественно. За сфор­мулированной целью должна просматриваться последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию. Такая цель легче воспринимается людьми, она является важной основой составления планов.

Во-вторых, цель должна быть реально достижимой в данных условиях, иначе люди не станут попусту тратить время на ее дос­тижение.

В-третьих, цель должна быть гибкой, способной к трансформа­ции и корректировке в соответствии с меняющимися условиями деятельности предприятия.

В-четвертых, цель должна быть признаваемой работниками в качестве своей личной цели. Это позволит им заинтересованно подходить к ее реализации и повышать эффективность труда.

В-пятых, цель должна быть проверяемой, что связано с необ­ходимостью оценки степени ее достижения и стимулирования ра­ботников.

Соблюдение перечисленных требований задает цели предприя­тия, по существу, системный характер.

Цель заключает в себе ряд желаемых результатов для достиже­ния которых потребуются определенные усилия и организованные действия. Стремление изменить существующее положение побуж­дает предприятие быть изобретательным, улучшать свои финансо­вые показатели и деловую репутацию, что потребует сосредоточе­ния всех его возможностей.

Наиболее распространенными направлениями, по которым ус­танавливаются цели предприятий, являются следующие:

прибыльность, отражаемая показателями величины прибыли, рентабельности отдельных изделий и предприятия в целом, разме­ром прибыли, приносимой каждым работающим, и т.п.;

положение на рынке, описываемое показателями доли рынка, принадлежащего предприятию, объема продаж, доли отдельных товаров в общем объеме продаж, и т.п.;

производительность, выражающаяся в объеме производимой про­дукции в единицу времени, отдаче единицы мощности, затратах на единицу продукции, материалоемкости, энергоемкости и т.п.;

финансовые ресурсы, описываемые показателями объема оборота капитала, его структуры, скорости оборота и т.п.;

мощности предприятия, выражаемые в единицах продукции, производимой предприятием, количестве единиц техники, размере занимаемых площадей, численности работающих и т.п.;

обновление продукции, описываемое сроками и объемами про­изводства новых продуктов, повышением качества, новыми потре­бительскими свойствами, затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.п.;

работа с покупателями, клиентами, выражаемая их количеством, скоростью обслуживания, числом жалоб с их стороны, количеством заказов на послепродажное обслуживание и т.н.;

оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительных средств, сроки проведения благотво­рительных акций и т.п.

Краткосрочные цели вытекают из долгосрочных (стратегических), являются их конкретизацией и детализацией. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Благодаря достижению краткосрочных целей предприятие шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих дол­госрочных целей.

Цели предприятий должны быть высокими, но достижимыми. Например, они могут быть такими:

получать прибыль на основе производства и реализации продук­ции, достаточную для развития и устойчивой конкурентоспособно­сти предприятия;

стать мировым лидером в станкостроении, судостроении, авиа­строении, химическом и электронном изображении, полиграфичес­ком исполнении, создании средств связи, изготовлении торгового оборудования и других видах своей деятельности;

стать ведущим поставщиком компьютеров и программных про­дуктов к ним на всех сегментах рынка страны (региона);

полностью удовлетворить запросы клиентов в аренде автомоби­лей;

улучшать условия жизни работников предприятия, строить (при­обретать) для них не менее 10 квартир в год, заботиться о мотива­ции их труда, ответственности, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними;

обеспечить своим инвесторам сохранность их инвестиций и растущие доходы;

достигнуть ежегодной доходности ценных бумаг предприятия не менее 20 процентов;

стать производителем своей традиционной продукции с наимень­шей себестоимостью и выйти на первое место по конкурентоспо­собности в регионе, стране, мире;

увеличить ежегодный объем продаж и прибыли не менее, чем на 10 процентов;

30 процентов общего объема продаж должно приходиться на товары, запущенные в производство не более пяти лет тому назад;

ликвидировать те направления деятельности, рентабельность которых ниже 5 процентов и которые не смогут обеспечить соот­ветствующей доходности в будущем;

повышать эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия на 3 процента в год за счет продвижения продукции предприятия на новые зарубежные рынки.

Определения понятия цели деятельности предприятия можно было бы продолжить. Однако и приведенных выше достаточно для выделения у них общего, что характеризует цель.

Цель - это состояние предприятия, к достижению которого необходимо стремиться.

Цели, стоящие перед каждым предприятием, различны. Перед предприятием по техническому обслуживанию и ремонту подвиж­ной техники цель одна, перед швейным предприятием - другая, перед магазином - третья, перед маслозаводом - четвертая и т.д.

На выбор цели деятельности предприятия оказывают влияние главным образом следующие факторы:

наличие и объем спроса на продукцию;

уровень рентабельности, который определяется как отношение прибыли на выпускаемую продукцию к ее себестоимости;

капиталоемкость продукции, которая определяется отношени­ем среднегодовой стоимости средств производства к сумме стоимости произведенной в течение года продукции;

наличие поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде­лий, оборудования, необходимых для изготовления продукции;

наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции;

наличие квалифицированных кадров.

В частном предпринимательстве на выбор основных приорите­тов и целей существенное влияние оказывают профессия предпри­нимателя, его наклонности и семейные традици и.

Во всех случаях каждый предприниматель учитывает:

наличие и намерения конкурентов;

степень международных связей в области торговли интересую­щей продукцией;

наличие земельных площадей для строительства и возможного расширения предприятия;

вид и мощность транспортных связей;

наличие коммунальной и прочей инфраструктуры для обслужи­вания действующего предприятия.

Многие специалисты долгосрочную цель называют стратегией, краткосрочную - тактикой. Тактические цели в большинстве слу­чаев называют подцелями, задачами стратегии. Естественно, что формирование подцелей (задач) должно быть ориентировано на реализацию стратегической цели предприятия.

По содержанию подцели, задачи могут быть: экономические, маркетинговые, научно-технические, технологические, производствен­ные, административные, социальные.

К экономическим задачам может быть отнесено повышение прибыльности на определенное количество процентов, повышение рентабельности отдельных изделий, снижение затрат, увеличение продаж и др.

Маркетинговые задачи предприятия должны предусматривать продвижение товаров па рынки, привлечение новых покупателей, продление жизненного цикла товаров, достижение лидерства и це­нах, разработку новых методов конкурентной борьбы.

Научно-технические задачи состоят в создании и внедрении в производство новых и в усовершенствовании существующих образ­цов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов.

Технологические задачи могут ориентировать трудовой коллек­тив на освоение новых технологий в новом производственном здании, компьютеризацию, изготовление новых видов продукции.

Производственные задачи могут состоять в снижении затрат на производство отдельных видов продукции, повышение качества, увеличение объема производства, увеличение сменности.

Административные задачи предполагают: надежное взаимодействие подразделений, работников, дисциплины, слажен­ности в поставках, производстве, отгрузке продукции, продажах.

Социальные задачи ориентируют на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, создание новых рабо­чих мест, повышение их квалификационного и образовательного уровня, ликвидацию тяжелого и ручного труда, обеспечение работ­ников высококачественным медицинским обслуживанием.

Задачи могут ставиться перед предприятием, подразделением, группой подразделений или отдельным работником.

В заключение приведем высказывание профессора Межрегиональной Академии Управления Персоналом А.С.Афонина. Он писал в книге: «и еще важно для предпринимателя иметь ясные цели, огонь в душе и верить, что неизбежно наступит время, когда поддержка идей предпринимательства будет признаваться простым, почти автоматическим актом патриотизма, а национальным героем Украины станет не человек с ружьм, не государственный чиновник, не партийный функционер, а цивилизованный предприниматель – бизнесмен.» (Афонин А.С. Вхождение в бизнес. – К.: МАУП, 1994. С. 3-5.)

 


Лекция 3. Частная собственность на ресурсы – экономическая основа предпринимательства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.